ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП ГРАЖДАН (НА ПРИМЕРЕ ЛОКАЛЬНОГО ПАРКА Г.КУРГАНА) - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП ГРАЖДАН (НА ПРИМЕРЕ ЛОКАЛЬНОГО ПАРКА Г.КУРГАНА)

Евдокимова Е.Е. 1
1ФГБОУ ВО "Курганский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Человек с самого раннего возраста является потребителем доступной среды, передвигаясь сначала на детской коляске, подрастая, он пересаживается на велосипед, катается на роликах, самокате, отправляясь в путешествие, человек берет с собой багаж на колесах. Становясь пожилым, с трудом преодолевает бордюры и высокие ступени. Но хуже всего приходится инвалидам, или как это принято говорить, людям с ограниченными возможностями здоровья.

Как утверждает в своей работе В. Столяров людьми с ограниченными возможностями принято понимать людей, «которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами» [1].

Понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья», получившее повсеместное применение в России, – более широкое и общее, но при этом включающее только лиц, имеющих статус инвалида. Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид характеризуется как «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [2]. Под ограничением жизнедеятельности здесь понимают «полную или частичную утрату лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».

Изучая статьи Живицкой А.И., Леонтьева Д.А., Александрова Л.А., мы приходим к выводу, что понятия «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья» близки по своему содержанию. Однако же, понятие «инвалид» – это медицинский термин и выражает результат экспертной оценки состояния здоровья и жизнедеятельности человека, зафиксированной в документе установленной формы (справке о признании лица инвалидом). В мировой практике существуют другие, более деликатные подходы к определению людей с ограниченными возможностями здоровья. Примером такого общего понятия является термин «дети с особыми образовательными потребностями» (children with special educational needs) [3,4].

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «люди, или лица с ограниченными возможностями здоровья» шире, чем понятие «инвалид», т.е.

это более легкая форма отклонений, при которой человек не полностью ограничен, а только нуждается в предоставлении особых условий. Обе эти категории людей объединяет термин маломобильные группы населения. К ним относятся люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:

инвалиды,

люди с временным нарушением здоровья,

беременные женщины,

люди старших возрастов,

люди с детскими колясками и т. п. [5]

Термин «доступная» среда содержательно определяется в законодательных актах Российской Федерации. Так, в Своде правил по доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения, доступность определяется как свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места и воспользоваться услугой. [5] Более широкую трактовку понятию «доступная среда» дает А.С. Борисенко в своей статье «Трансформация понятия «доступная среда» как феномен социальной жизни». По его мнению, «доступная среда – это наиболее легкие и безопасные условия, которые способствуют независимому образу жизни маломобильных групп населения» [6]. Е.Р. Ярская-Смирнова совместно с Романовым П. «Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России» рассматривают доступную среду как «окружающую человека материальную среду, в которой или при помощи которой, он удовлетворяет свои жизненные потребности, и которая позволяет беспрепятственно достичь нужного места» . Также авторы отмечают, что «доступность физической среды, включая жилье транспорт, образование, работу и культуру информации и каналов коммуникации являются условиями независимой жизни инвалидов и иных маломобильных групп населения (пожилых людей, людей с детскими колясками, детей)» [7].

Обобщив встречающиеся в литературе определения, можно сказать, что в узком смысле, доступная среда – это те элементы окружающей среды, в которые могут свободно попадать и использовать люди с физическими, сенсорными и др. нарушениями. В широком смысле, доступная среда - та, которая создаёт наиболее лёгкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Она включает в себя объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, обустроенных в соответствии с требованиями СНиПов, предназначенных для маломобильных граждан.

По данным Федерального реестра инвалидов, по состоянию на 1 октября 2020 года в Российской Федерации насчитывается 11 727 735 инвалидов (9,43% от общего количества населения), в том числе 700 015 (5,97%) детей-инвалидов. В Курганской области самый высокий процент инвалидизации по УрФо, составляет 10,78% (средний показатель по округу 7,46%). Численность инвалидов среди взрослого населения -71661 человек. Из них мужчин 32 932 человек, что составляет 45,96%, женщин - 38 729 человек или 54,04%.

Доля детей-инвалидов в общей численности инвалидов в области составляет 5,03% - 3799 человек, итого общее количество инвалидов в Курганской области составляет 75460 человек. [8]

Число инвалидов в России за последние 8 лет сократилось на 1461265 человек. До 2021 года в России планируется еще сократить (как указано в пояснительной записке к бюджету Пенсионного фонда РФ на 2019-22 г.г.) количество получателей ЕДВ среди инвалидов до 11,3 млн в 2021 году.

По мнению экспертов, процесс этот искусственный – государство планомерно и целенаправленно снижает количество получателей социальных выплат. Цель, на наш взгляд, ничто иное, как уменьшение бюджетных расходов. Но все мы прекрасно понимаем, что количество людей, относящихся к маломобильной группе населения, от наличия группы инвалидности не зависит.

В Курганской области общее количество жителей 834 701 человек, из них дети до 4 лет - 48278 чел., дети до 9 лет, как наиболее часто катающиеся на велосипедах роликах, самокатах- 50582 чел., дети инвалиды - не относящиеся к двум первым группам- 2639 чел., пожилые люди старше 60 лет- 194676 чел., взрослые инвалиды от 18 до 60 лет- 25530 чел., итого-321705 человек. Если сюда мы отнесем родителей, которые сопровождают детей от 0 до 4 лет и детей инвалидов, беременных и людей с временным нарушением здоровья, то мы уже получим более 50% населения области. Кроме того, наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли лиц пожилого возраста в общей численности населения. Этому способствует отток населения трудоспособного возраста в другие регионы. [12]

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» реализуется с 2011 года. За семь лет, истекших после ратификации в 2012 году Конвенции о правах инвалидов, в Российской Федерации осуществлен ряд изменений в государственной политике по отношению к людям с ограничениями жизнедеятельности. Изменения, прежде всего, направлены на поэтапное формирование правозащитного подхода к вопросам инвалидности. В 2019 году завершено формирование системы государственного контроля (надзора) за соблюдением прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам и услугам. Государственная программа «Доступная среда» реализуется и в нашей области в 2016–2022 гг. [9]

Объект, методы и результаты исследования

Рассмотрим выше названные аспекты формирования доступной городской среды на примере локального объекта в г. Кургане – Парка Победы. Он был открыт 9 мая 1985 года в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне. Это бывшее Богородице-Рождественское кладбище. Более семи десятков лет здесь хоронили курганцев. В 1941 г.в город были эвакуированы несколько военных госпиталей для тяжелораненых фронтовиков. Солдат и командиров, умерших в госпиталях и снятых с проходящих санитарных поездов, хоронили на Богородице-Рождественском кладбище. В 1985 году на месте старых захоронений был организован парк тихого отдыха, центром парка стал мемориальный ансамбль на братской могиле советских воинов, погибших от ран в госпиталях города Кургана (скульптор Станислав Голощапов).

В первую очередь, нами была исследована доступность парка от ближайших остановок общественного транспорта. Это: остановка «Парк Победы», расположенная на улице Пушкина, и остановка - «Дом быта», на пересечении улиц Коли Мяготина и Рихарда Зорге. В процессе обследования удалось выяснить, что парк Победы от остановок, расположенных на улице Коли Мяготина, оказался недоступен из-за отсутствия бордюрных пандусов. Российские нормативы регламентируют параметры бордюрных пандусов, которые в целом схожи с требованиями Руководства по доступности Международного Паралимпийского комитета, но допускают увеличение зазора между поверхностями пандуса и дороги с 0 до 15 мм [10]. При устройстве съездов с тротуара на транспортный проезд уклон должен быть не более 1:12 (8%). Бордюрные пандусы на пешеходных переходах должны полностью располагаться в пределах зоны, предназначенной для пешеходов, и не должны выступать на проезжую часть. Перепад высот в местах съезда на проезжую часть на обследуемом пешеходном переходе достигает 18 см, зазор между поверхностями пандуса и дороги 30-40 мм. В некоторых местах бордюрный пандус отсутствует, высота бордюра составляет 18 см (перепад высот в местах съезда на проезжую часть по нормативам не должен превышать 15 см). [5] Перепад высот на тротуаре около дома 58 по ул. Коли Мяготина – составляет 8 см, естественно, ни о какой доступной среде здесь не может идти речь. [11]

Доступность парка Победы от остановки «Парк Победы» на улице Пушкина также не соответствует нормативам. Со стороны ТРЦ Пушкинского все три входа недоступны (на двух входах бордюрный пандус отсутствует, высота бордюра составляет 14 см). На третьем, который ведет к часовне бордюрный пандус имеется, но зазор между поверхностями пандуса и дороги составляет 30 мм.

И все же, несмотря на все сложности, нами был найден путь в парк для инвалида- колясочника. Нужно вдоль улицы Пушкина пройти до перекрестка с улицей 9 января, перейти через пешеходный переход. Пройти мимо парковки по тротуару к магазину «Монетка», пройти по проезжей части ввиду отсутствия тротуара, затем по тротуару мимо дома 43, перейти через дорогу к дому 13 (пешеходный переход в данном месте отсутствует), и, наконец, добраться до входа в парк. Зачем так усложнять жизнь тем, у кого она и так сложная?

Эти люди имеют такие же права, как и здоровые, хотят вести активный образ жизни, гулять, общаться с другими людьми, получать образование. Мы не имеем права ограничивать их возможности. И, самое главное, что на все есть ГОСТы, Постановления, СНиПы и т.п. документы, которые четко регламентируют все правила. Принят Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым определены правовые механизмы привлечения виновных к административной ответственности за правонарушения, связанные с необеспечением законодательно установленных условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры и предоставляемых услуг.

Как вы думаете, почему Паралимпийские игры с каждым годом собирают все больше зрителей? Они дают здоровым людям возможность соприкоснуться с величайшим мужеством и величайшим оптимизмом. Не все могут стать спортсменами. Важно понимать, что в каждом городе живут люди, для которых мужество — это просто выбраться из дома, добраться до ближайшего супермаркета, купить самое необходимое и снова вернуться домой. Если мы считаем себя людьми, мы обязаны сделать так, чтобы они чувствовали себя комфортно в родном городе. «Доступная среда» должна стать действительно доступной!

Список литературы

1.

Столяров В.И. Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи: пособие для педагогов и организаторов досуга детей и молодежи (серия "Библиотека Спартианского Гуманистического Центра". Вып. второй) / Ред.: Е.В. Стопникова. – М., 2008.-231 с.

2.

КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ дата обращения 30.10.2020).

3.

Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию «Образование без границ» [Электронный ресурс] Живицкая А.И. Равный среди равных, или определение статуса людей с ограниченными возможностями здоровья –- URL: www.edu-open.ru

4.

Леонтьев Д.А., Александрова Л.А. Вызов инвалидности: от проблемы к задаче // 3-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений. – М.: Смысл, 2010

5.

Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Консорциум Кодекс». [Электронный ресурс] СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001

URL: http: //docs.cntd.ru/document/1200089976 (дата обращения 30.10.2020).

6.

Научно-методический электронный журнал «Концепт» [Электронный ресурс] Борисенко А. С. Трансформация понятия «доступная среда» как феномен социальной жизни . – 2016. – Т. 11. – С. 3591–3595.

URL: http: //e-koncept.ru/2016/86756.htm (дата обращения 30.10.2020).

7.

Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. – Саратов:, 2006 –С.106

8.

Федеральная государственная информационная система. Федеральный реестр инвалидов [Электронный ресурс] Численность инвалидов в Российской Федерации, федеральных округах и субъектах Российской Федерации. URL: https://sfri.ru/ (дата обращения 30.10.2020).

9.

Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Консорциум Кодекс». [Электронный ресурс] О государственной Программе Курганской области "Доступная среда для инвалидов" (с изменениями на 7 сентября 2020 года) Постановление от 25 апреля 2016 года n 113 URL: http://docs.cntd.ru/document/439051508 (дата обращения 30.10.2020).

10.

Международный паралимпийский комитет [Электронный ресурс] Руководство по доступности IPC URL: https://www.paralympic.org/publications (дата обращения 30.10.2020).

11.

Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Консорциум Кодекс». [Электронный ресурс] ОДМ 218.2.007–2011 Отраслевой дорожный методический документ «Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства». П. 5.1.2 URL: http://docs.cntd.ru/document/1200101845 (дата обращения 30.10.2020).

12

Численность населения [Электронный ресурс] Курганская область - сколько населения в 1991-2020 году. URL: https://численность-населения.рф/курганская-область (дата обращения 30.10.2020).

Просмотров работы: 7