ТОПОСЫ В БЫЛИНЕ СУХМАН-БОГАТЫРЬ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ТОПОСЫ В БЫЛИНЕ СУХМАН-БОГАТЫРЬ

Мирошниченко Е.Н. 1
1Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Былина относится к Киевскому циклу былин, и более узкому – Владимирскому циклу. По времени относится к эпосу эпохи образования централизованного русского государства.

Две былины этой эпохи, былина о Сухмане и былина о Даниле Ловчанине, имеют своим содержанием трагический конфликт героя с Владимиром. Былина о Сухмане принадлежит к числу довольно редких. Главный очаг ее распространения – Пудожский край. Особняком стоит вариант, записанный Гуляевым на Алтае. В алтайской версии нет конфликта между Владимиром и Сухманом: здесь Сухман не кончает самоубийством, а погибает в бою.

В этих былинах образ Владимира подвергается дальнейшему снижению и окончательному развенчиванию (Рис. 1).

Рис. 1. Двойственность Владимира в былине о Сухмане

О степени популярности этой былины можно судить по тому, что сюжет ее был использован в древнерусской литературе. В 1954 году В.И. Малышев опубликовал текст найденной им рукописной повести о Сухмане. Рукопись относится к XVII веку [2]. В ней, так же как в алтайской версии, герой погибает в бою. Повесть окрашена ярко патриотически. Анализ приведен в таблице 1.

Таблица 1

Внешний конфликт и внутренняя трактовка

Внешний конфликт

Внутренняя трактовка

Сухман не хвастает, утверждая что хвастать ему нечем.

Если не хвастает богатырь, это означает скрытую оппозицию.

Отправка богатыря за лебедью.

Нарочитое унижение героя, непризнание Сухмана подлинным героем

со стороны Владимира.

Сухман сам уходит на охоту.

Он добровольно уходит в изгнание, предупреждает

события и покидает двор Владимира раньше, чем Владимир его

отошлет.

Помутнение реки.

Река помутилась потому, что за ней стоят несметные полчища татар и надвигаются на Киев. Ее мутные воды — это знак ее тревоги. Днепр

— защита Киева от татар.

Сухман в этом бою получает рану.

Это подготавливает трагическую развязку былины.

Бояре нашептывают Владимиру о наказании Сухмана.

Эти слова показывают, что Владимир полностью находится в руках бояр, слушает их наущения и наговоры и является орудием их политики. В былине о Сухмане

он уже типичный боярский царь, не типа Ивана Грозного, как

думали некоторые ученые, а типа ненавидимого народом Василия

Шуйского.

Владимир не верит Сухману.

Владимир видит в Сухмане своего врага, как он видит врагов во всех окружающих его богатырях. Конфликт между Владимиром и Сухманом есть конфликт между

двумя идеологиями: идеологией боярства и идеологией народа.

Самоубийство Сухмана

Сухман показывает, что лучше быть убитым в бою, чем жить в Киеве, где властвует Владимир. Богатырь для Владимира именно опасен своей силой, так как эта сила, сила народа, может обернуться против него. Отсюда — опала, которой

подвергается Сухман.

Политическая и социальная значимость Былина о Сухмане заключается в том, что это произведение является одной из более ранних песен, в которых отражены социальные противоречия XVI-XVII веков. Основным противоречием той эпохи было противоречие между крестьянством и боярством. Если Владимир данной былины – чисто боярский царь, то идеология Сухмана есть идеология чисто крестьянская. Владимир осужден морально.

Также, нельзя не отметить, что, несмотря на внешнее торжество, посрамлен Владимир; несмотря на свою гибель, вознесен Сухман. Поэтика старой героической былины не допускала гибели героя. Правый всегда одерживал победу, виноватый всегда нес заслуженное наказание. Новая и более совершенная поэтика допускает гибель правого и торжество злодея. Этим в эпосе создается трагичность. Сухман – фигура трагическая потому, что он погибает, будучи прав.

В таблице 2 представлены топосы по Проппу в былине о Сухмане [2].

Таблица 2

Топосы по Проппу в былине о Сухмане-богатыре

Топос по Проппу

Наличие в былине о Сухмане

Пример

Княжеский пир

Обычно пир был формой общения и совещания Владимира со своими приближенными.

Как всегда, на этом пиру сидят князья и бояре с одной стороны, богатыри

– с другой. Как всегда, на этом пиру хвастают.

«Все на пиру пьяны веселы,

Все на пиру порасхвастались:

Глупый хвастает молодой женой,

Безумный хвастает золотой казной,

А умный хвастает старой матерью,

Сильный хвастает своей силою,

Силою, ухваткой богатырскою»

Весть о нашествии врагов

2.1Весть о нашествии врагов подменяется поручением Владимира (или иногда желанием самого Сухмана) добыть белую лебедь, что обесценивает Сухмана как богатыря и открывает конфликт.

2.2 О нашествии врагов предупреждает река Днепр – защитница Киева, ее воды мутнеют – сигнал опасности.

2.1. «Похвастать – не похвастать добру молодцу:

Привезу тебе лебедь белую,

Белу лебедь живьем в руках,

Не ранену лебедку, не кровавлену»

2.2 «Как же мне течи было по старому,

По старому течи, по прежнему,

Как за мной, за матушкой Непрой рекой,

Стоит сила татарская неверная,

Сорок тысячей татаровей поганыих?

Мостят они мосты калиновы;

Днем мостят, а ночью я повырою,

Из сил матушка Непра река повыбилась».

Снаряжение героя

Сухман сам вызывается на охоту, он добровольно уходит в изгнание, предупреждает

события и покидает двор Владимира раньше, чем Владимир его

отошлет. Эта отправка подготавливает открытое развитие конфликта. Сухман в эту свою поездку совершит величайший подвиг, хотя цель, с которой он отправился, была ничтожной. Он едет на тихие заводи – обычный прекрасный русский пейзаж,

имеющийся всегда, когда речь идет об охоте.

«Тогда Сухмантий Одихмантьевич

Скоро вставает на резвы ноги,

Приходит из гридни из столовыя

Во тую конюшенку стоялую,

Седлает он своего добра коня,

Взимает палицу воинскую,

Взимает для пути, для дороженьки

Одно свое ножище кинжалище.»

Битва и победа

Обычно при нем никакого оружия нет, так как он шел на охоту. Он вырывает дуб – и этим дубом укладывает все татарское

войско. Бой всегда очень тяжелый и долгий, но описывается он

кратко. Герой размахивает тяжелым предметом,

в данном случае – дубом, который к концу боя оказывается

расщепленным, измочаленным и обагренным кровью, и одерживает победу. Однако герой получает и боевое ранение, что является практически исключительной ситуацией для былинного сюжета.

«Напустил он своего добра коня

На тую ли на силу на татарскую,

И начал он дубиночкой помахивати,

Начал татар поколачивати:

Махнет Сухмантьюшка – улица,

Отмахнет назад – промежуточек,

И вперед просунет – переулочек.

Убил он всех татар поганыих.

Бежало три татарина поганыих,

Бежали ко матушке Непры реке,

Садились под кусточки под ракитовы,

Направили стрелочки каленые.

Приехал Сухмантий Одихмантьевич

Ко той ко матушке Непры реке,

Пустили три татарина поганыих

Тыя стрелочки каленые Во его в бока во белые;»

Восхваление героя

Данный топос внешне искажен полностью: Сухман не добился похвалы от князя, напротив, получил недоверие и наказание: его бросили в погреб на 30 лет. Хоть внешне герой кажется поверженным, внутренне автор на его стороне: морально-нравственное превосходства народного человека над человеком власти видно в одной из последних сцен: самоубийстве богатыря.

«Не умел меня солнышко миловать,

Не умел меня солнышко жаловать,

А теперь не видать меня во ясны очи!»

Выдергивал листочки маковые

Со тыих с ран со кровавыих,

Сам Сухмантий приговаривал:

«Потеки, Сухман река,

От моя от крови от горючия,

От горючия крови, от напрасныя!».

Таким образом, на основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что былина о богатыре Сухмане довольна редкая и своеобразная, тут мы видим искажение общепринятых топосов и сдвиг в руской эпической традиции: князь теперь не всегда объединитель земли русской и ее защитник, богатырь не всегда целенаправленно идет на подвиг и сотрудничает с князем, а победы не всегда признаются и восхваляются. Сюжет былины изменяется: если раньше торжествовала справедливость: добро побеждало, а злодей был наказан, – то теперь происходит наоборот. Рождается трагический герой, роль которого также немаловажна: былина с ним не теряет воспитательный характер, напротив, сочувствие к погибающему вызывает в слушателе острейшую ненависть к виновнику его гибели и готовность продолжать борьбу за пределами художественного произведения, перенести ее на арену действительной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Киселева Ю.А. Произведения былинного жанра в детском чтении / Ю.А. Киселева, Л.В. Старых // Студенческая наука Подмосковью: сборник трудов междун. науч. конф. (Москва, 28–29 апреля 2015 года). – М., 2015. – 109-112.

Пропп, В. Я. Русский героический эпос изд-е 2-е, испр. / В.Я. Пропп. – М. :Госуд. изд-во худож. Лит., 1958. – 603 с.

Просмотров работы: 235