ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Фалеева Д.С. 1, Черепкова Н.В. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольное образование - важнейшее условие реализации потенциала развития личности, формирования ее идентичности, базовой культуры детей, их позитивной социализации и личностного роста в условиях информационного общества.

Прежде статус дошкольного образования не был определен, и юридически оно не считалось уровнем или ступенью, что не позволяло к нему относиться по достаточному принципу.

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт.

Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка [4].

Теперь образование в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя три компонента:

требования к составлению образовательных программ для ДОУ, включая описание соотношений части обязательного образовательного минимума и части, свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, достижение уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Образовательные программы дошкольного образования основаны на индивидуальном подходе к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности;

финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должны реализовываться программы образования в ДОУ;

результаты, которые должны являться следствием усвоения образовательной программы в ДОУ.

Главный принцип ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор знаний, умений, навыков (ЗУН), заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка [4].

ФГОС направлен на обеспечение:

формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности;

сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного периода жизни человека;

равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса;

становления основ российской гражданской идентичности детей дошкольного возраста;

формирования социокультурной среды дошкольного детства;

развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

поддержки разнообразия детства через развитие вариативности дошкольного образования с учетом индивидуальных особенностей развития, интересов и образовательных потребностей воспитанников (включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов);

преемственности дошкольного и начального уровней общего образования;

ФГОС дошкольного образования является ориентиром для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования;

родители имеют право на получение методической, психологопедагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в образовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.

Поскольку в отечественной системе образования произошла существенная модернизация, в этих условиях изменились и требования, предъявляемые к качеству образования. Во ФГОС ДО прописаны требования к освоению программы, представленные в виде целевых ориентиров, которых ребенок должен достигнуть на выходе из детского сада.Результаты освоения Общеобразовательной Программы дошкольного образования обеспечивают полноценное развитие детей дошкольного возраста, необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им образовательной программы следующего уровня общего образования.

Достижения ребенка, полученные на этапе завершения детского сада, не подлежат прямой оценке, также нельзя подвергать промежуточной и итоговой аттестации освоение программы. Таким образом, нельзя проводить мониторинги с целью оценки уровня освоения программы, но целесообразно для индивидуального развития ребенка и для выявления последующего планирования преподавательской деятельности. Следовательно, у мониторинга будут иные задачи, а именно: определить зоны ближайшего развития, и определить дальнейший целесообразный маршрут образовательного процесса каждого школьника.

В соответствии с ФГОС целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают:

физически развитый, овладевший основными культурно — гигиеническими навыками;

любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире;

эмоционально отзывчивый;

овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности;

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Универсальные учебные действия это умение учиться, то естьспособность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий дошкольника, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий:

обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

В соответствии с ФГОС представлено 4 вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные [4].

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию обучающихся (способность соотносить действия и события с общепринятыми этическими принципами, знание моральных норм и способность выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В учебной деятельности выделяют три вида личностных универсальных учебных действий:  личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.

смыслообразование, то есть установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Значение - для меня.

нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание;

планирование;

прогнозирование;

контроль;

коррекция;

оценка;

саморегуляция.

Общеучебные действия, логические учебные действия, постановка и решение проблем являются компонентами познавательных универсальных учебных действий.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [3].

К коммуникативным действиям относятся:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

ФГОС ДО определено, что ребенок в результате освоения Программы дошкольного обучения и воспитания может приобрести только лишь интегративное качество, такое как универсальные предпосылки учебной деятельностиумениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Впервые на уровне нормативных документов одним из приоритетных целевых ориентиров дошкольного образования обозначены универсальные предпосылки к учебной деятельности (УУД), обеспечивающие социальную успешность дошкольников при переходе к обучению в начальной школе, а, значит - преемственность дошкольного и начального образования.

Так как учебная деятельность – это не что иное, как умение учиться, а умение учиться это и есть универсальные учебные действия, вполне целесообразно говорить о формировании у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий.

Предпосылки коммуникативных универсальных учебных действий – это готовность детей - дошкольников осваивать приемы и навыки общения со сверстниками, и взрослыми, способность к установлению дружеских отношений, способность учитывать точку зрения, позицию, мнение другого и заявлять о собственном мнении, мыслях; готовность к коллективным формам деятельности, к сотрудничеству.

Предпосылки коммуникативных универсальных учебных действий содержат в себе коммуникативную готовность ребенка к школьному обучению, то есть сформированность у ребенка:

коммуникации, как взаимодействия;

коммуникации, как сотрудничества;

коммуникации, как условия развития внутреннего плана сознания.

Интегративное свойство «овладевший средствами общения», является предпосылками коммуникативных универсальных учебных действий.

Предпосылки регулятивных универсальных учебных действий обеспечивают организацию дошкольниками своей деятельности. Это понимание детьми цели выполняемого действия, задания, прогнозирование планирование, контроль, коррекция и оценка своей деятельности. Это еще и волевая саморегуляция – способность подчинять свои действия требуемой ситуацией, правилам.

Предпосылки регулятивных универсальных учебных действий, не что иное, как формирование произвольности поведения, суть предпосылки регулятивных универсальных учебных действий отражает интегративное свойство «способный управлять своим поведением».

Предпосылки познавательных универсальных учебных действий – это умение учиться. Это умение поиска и выделения значимой информации, способность структурировать и получать необходимые знания. Это способность к операциям обобщения, анализа, синтеза, сравнения, классификации, понимание и установление причинно – следственных связей.

Суть предпосылок познавательных универсальных учебных действий, отражают интегративное свойство «любознательный» и «способный решать поставленные задачи».

Предпосылки личностных универсальных учебных действий – это эмоциональное и мотивационное развитие, представление о себе, самооценка, осознание моральных норм и правил, кроме того и организация своего поведения в соответствии с этими правилами и нормами.

На этапе дошкольного образования личностный компонент универсальных учебных действий самоопределения, смыслообразования и нравственно-этического оценивания обуславливается, в первую очередь, личностной готовностью ребенка к школьному обучению. Личностная готовность подразумевает мотивационную готовность, коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость. Мотивационная готовность обуславливается сформированностью социальных мотивов (необходимость в общественном признании, мотив социального долга) и учебных и познавательных мотивов.

Сформированность Я-концепции и самосознания характеризуется осознанием ребенком своих собственных физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, конкретным уровнем формирования умения правильно и критично оценивать свои достижения и личностные качества. Эмоциональная готовность проявляется в освоении дошкольником общественных норм выражения чувств и в умении регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения. Признаком эмоциональной готовности к школьному обучению является развитие высших чувств – нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств («радость познания»), эстетических чувств (чувство прекрасного).

В старшем дошкольном возрасте начинает складываться самооценка – обобщенное и дифференцированное отношение ребенка к самому себе [2]. Источниками развития самооценки являются опыт деятельности ребенка, степень его успешности и опыт общения и взаимодействия с другими людьми. Функцией самооценки является регуляция поведения и деятельности дошкольника в соответствии с общественно-социальными нормами. В составе самооценки необходимо разделять содержательное понимание детей о себе и собственных свойствах – конкретные самооценки - и самоотношение (оценочный компонент самооценки).

Нарушения формирования самооценки происходит согласно следующим вариантам:

формирование заниженной самооценки. Симптомами заниженной самооценки у ребенка могут быть тревожность и нерешительность в собственных силах и способностях, отказ от сложных заданий. Коррекция включает в себя соответствующую оценку учителя, с акцентом на достижения ребенка, в том числе и в случае если он не дает ожидаемого результата.

развитие завышенной самооценки находит себя в таких характерных чертах поведения как доминирование, демонстративность, неадекватная реакция на оценку взрослого, игнорирование своих ошибок, агнозия на неуспех. Только спокойное, доброжелательное отношение педагога, соответствующий, анализ, не затрагивающий личности ребенка, поддержка, оказание помощи в том, что составляет трудности для ребенка, окажут благоприятное воздействие для коррекции завышенной самооценки.

Универсальное учебное действие нравственно-этического оценивания предполагает собою ориентировку в условиях задачи, включающей моральный конфликт, и содержательно состоит из некоторых составляющих. Во-первых, акцентирование морального содержания ситуации, то есть выделение моральных норм, образующих основу моральной дилеммы. Во-вторых, ориентацию на мотивы поступка участников дилеммы, в-третьих, ориентацию на выделение, идентификацию моральных чувств и их осознание. Ориентация на мотивы поступка подразумевает возможность дошкольника «увидеть» ситуацию нарушения нормы с различных сторон и говорит о децентрации, равно как координации разных познавательных перспектив.

Значительной проблемой является выделение непосредственно моральных норм, определяющих взаимодействие с другими людьми. В рамках правил нормативного поведения определяют три типа норм: моральные нормы, конвенциональные нормы и персональные нормы. В дошкольном возрасте, возможно говорить только о моральных нормах. Моральные нормы возможно определить как виды норм, реализующих функцию регуляции моральнонравственных взаимоотношений между людьми и являющихся основанием для оценки поступка.

Изучение формирования морального сознания ребенка выявило, что к моменту перехода из ДОУ в начальную школу совершается усвоение детьми трех моральных норм: нормы справедливого распределения, нормы взаимопомощи и нормы правдивости [2].

Норма взаимопомощи базируется на сопереживании трудностям другого. Ценностными эквивалентами нормы взаимопомощи являются милосердие, сострадание и забота. Формирование общения с ровесниками в контексте игровой деятельности считается важным условием выделения ребенком нормы взаимопомощи и ориентации на эту норму как значительное условие положительного выстраивания и сохранения межличностных отношений.

Норма справедливого распределения подразумевает присутствие имущественных взаимоотношений между субъектами ситуации. Осуществление нормы справедливого распределения реализуется с помощью способности к децентрации. Щедрость, бескорыстие, доброта есть ценностные эквиваленты нормы справедливого распределения.

Норма правдивости непосредственно связана с неисполнением нормы правдивости, что подразумевает присутствие лжи или обмана. Но следует не забывать о том, что это возможны только лишь в случае, если лгущий осознает, то, что он обманывает и отличает настоящую ситуацию и предлагаемую им ситуацию. Таким образом, ориентация на норму правдивости, точно также как и ее несоблюдение, очень тесно связана с возможностью ребенка к децентрации. Ценностными эквивалентами могут выступать порядочность, честность, искренность, верность слову.

Моральное развитие непосредственно взаимосвязано с формированием как познавательной, так и личностной сферы человека. Перемена когнитивных способностей ребенка и их опыта гарантирует формирование структур, требуемых для универсального учебного действия нравственно-этического оценивания.

Значимой ролью для морального развития детей обладает общение и взаимодействие с другими людьми. Таким образом, в этом периоде сюжетноролевая игра, важнейшая форма познания мира отношений взрослых и социальных ролей, норм и правил поведения, принятых в обществе. По этой причине огромную значимость в моральном становлении личности ребенка играет взрослый. Эту роль способен осуществить значимый для детей взрослый: родитель или близкий родственник, воспитатель, учитель в школе.

В то же время по мере взросления увеличивается значимость сверстника. Первоначально сверстник предстает в роли человека, действия которого мы контролируем в соотнесение с определенным образцом, т. е. познание нормы и правил поведения совершается через приложение нормы к другому. В последующем этот контроль направляется на себя и организует поведение ребенка. Действия сверстника также начинают выступать в качестве образца для сравнения с собственными действиями.

Весьма важной для морального формирования оказывается активность ребенка в процессе обучения и воспитания. Индивидуальные особенности семейное воспитание и взаимодействие с другими людьми формирует особенную мотивационную структуру личности ребенка.

Таким образом, предпосылками личностных УУД являются:

умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

познавательная и социальная мотивации;

адекватная самооценка;

умение прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;

способность учитывать чужую точку зрения;

нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.).

Указанные предпосылки универсальных учебных действий не включают умение читать, писать, считать. Наличие знаний нужно, но это не определяет успешность обучения, значительно важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно получать и использовать приобретенные знания в разных жизненных ситуациях.

Формирование предпосылок личностных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста совершается в социокультурной среде основного образования. Для достижения успешного результата в социокультурное пространство процесса формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий должны быть включены не только лишь дошкольники, но и педагоги, семья ребенка и находящееся вокруг общество.

Не следует забывать, что преемственность между ДОУ и школой не должна выстраиваться только лишь на подготовке ребенка к обучению в школе. Немаловажно гарантировать сохранение самоценности детства в дошкольном возрасте, формируя предпосылки универсальных учебных действий через доступные для детей методы и приемы, адекватные возрасту формы взаимодействия педагога с детьми.

Основная деятельность детей дошкольного возраста – игра, таким образом игра является ведущим средством развития и формирования интегративного качества личности в данном возрасте.

Наиболее успешно процесс формирования личностных универсальных учебных действий будет протекать через дидактические игры.

Также формирование предпосылок универсальных учебных действий возможны в изобразительной деятельности, конструировании, в занятиях элементарным трудом, в восприятии сказки, в общении и учении.

Дошкольники, предрасположенные к сюжетно-игровому виду рисования, отличаются активным воображением, энергичностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи до такой степени огромно, что рисунок становится только опорой с целью развертывания рассказа.

Зная данные характерные черты формирования изобразительной деятельности, педагог способен целенаправленно управлять творческими проявлениями дошкольников.

Конструирование усиленно развивается в этом возрасте благодаря наличию в детской жизни разных дидактических пособий и игрушек.

Оно постепенно отделяется от игры, и возникает конструирование по образцу, осуществляемое на основании подражания взрослому, демонстрирующему дошкольнику способы построения данного образца.

Из разнообразных видов конструирования в дошкольном возрасте, закладываются универсальные, общие принципы конструирования любых объектов, которые человеку предстоит создавать в своей жизни.

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что не все потребности ребенка могут быть удовлетворены в сюжетно-ролевой игре. Уже у ребенка раннего возраста есть желание самостоятельно выполнять действия с предметами, относящимися к миру взрослых людей (мыть посуду, накрывать на стол, пылесосить и т.п.). Это желание может быть востребовано и развито в разнообразных видах бытового труда. Формирование навыков бытового труда необходимо, прежде всего, для развития самостоятельности [5].

В старшем дошкольном возрасте у детей меняется, подход к своим обязанностям, возникает ответственность за собственную работу. Возникает мотив - "сделать для других", дошкольник проявляет инициативу, изменяется отношение к себе, возникает объективная самооценка .

Выполняя простые трудовые навыки, дети начинают работать совместно, распределяют между собой прямые обязанности, договариваются друг с другом, реализовывают собственные действия таким образом, чтобы другой имел возможность их успешно продолжать.

Дети старшего дошкольного возраста оказывают помощь друг другу, осуществляют контроль, исправляют друг друга, проявляют инициативу и независимость. Все эти отношения, без исключения, возникая в дошкольном возрасте, в последующем продолжают совершенствоваться.

Большую роль играет сказка. Всякая сказка - это рассказ о взаимоотношениях между людьми, сказка вводит в круг таких отношений, которые ребенок в реальной жизни способен не видеть.

Для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий большое значение имеет общение. Как было показано в исследованиях М.И. Лисиной [3], в дошкольном возрасте появляется новая форма общения детей с взрослым – внеситуативно - личностное общение, в ходе которого дошкольник познает человека как представителя общества, осваивает отношения в социальном мире. Формирование этой формы общения связано с развитием игры.

В дошкольном возрасте кроме общения с взрослыми разграничивается и достигает развернутой формы общение с ровесниками.

Завершающий вид деятельности в дошкольном возрасте - учение. Вне обучения, вне процесса передачи ребенку общественно выработанных способов действия, в целом, невозможно развитие. Л.С. Выготский различал спонтанный тип обучения - обучение, которое строится согласно программе самого ребенка; реактивный тип обучения - обучение, осуществляющееся по программе взрослого человека; спонтанно-реактивный тип обучения, который носит переходный характер и более отвечает детям дошкольного возраста. К концу дошкольного возраста ребенок переходит от спонтанного типа обучения к реактивному типу, и весьма важно сделать так, чтобы дошкольник хотел делать то, чего хочет взрослый человек [2].

При всей важности познавательного развития ребенка, его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества.

Эмоциональное развитие не совершается спонтанно, а осуществляется на основании целенаправленного воспитания. Огромную роль играет стиль руководства взрослого. Он должен способствовать тому, чтобы дошкольник ощущал себя полноценным участником совместной деятельности, обладал возможностью проявлять инициативу и самостоятельность в достижении цели.

Чрезмерная регламентация поведения ребенка, расхолаживает ребенка, уменьшает его эмоциональный тонус, оставляет равнодушным к результатам общего дела.

Основным фактором, влияющим на эмоциональное развитие ребенка, Запорожец назвал детский коллектив. На основе совместной деятельности, опосредованной эмоциональными эталонами - нравственными нормами, у ребенка складывается эмоциональное отношение к людям, зарождается эмпатия.

Основными средствами формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий, являются вариативные по формулировке учебные задания. Такие как: объясни, проверь, докажи, оцени, придумай, выбери, сравни, подбери, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д., которые нацеливают детей на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков. Выявлять их сходство и различие.

Таким образом, ФГОС ДО указывает на то, что основная задача ДОУ заключается в развитии детей. При соблюдении требований к условиям реализации образовательной программы, результаты предполагают формирование у детей на выходе из ДОУ предпосылок к учебной деятельности, а, следовательно, и формирование у них предпосылок универсальных учебных действий [4].

При формировании предпосылок личностных универсальных учебных действий необходимо:

опираться на ведущий вид деятельности дошкольников: дидактические игры, игры с правилами и сюжетно-ролевые игры;

включать дошкольников в активные виды деятельности;

максимально использовать метод поощрения;

включать дошкольников в процесс оценивания учебных достижений.

развивать коммуникативные способности детей, вербальную и невербальную речь, творческие способности и навыки самоконтроля;

акцентировать внимание на деятельности дошкольника и ее эффективности, а не на достижениях.

Для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий используются следующие задания:

участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – так дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

подведение промежуточных итогов и итогов занятия – происходит осмысление полученных знаний и опыта;

творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;

самооценка – предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других детей;

дневники достижений – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое;

Всё это можно осуществлять не только в специально организованной деятельности, но и при самостоятельной деятельности детей, а также в режимные моменты, т.е. на протяжении всего пребывания дошкольника в образовательной организации.

Список литературы

Авдулова Т.П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13./ Авдулова Т.П. – М., 2001. – 27 с.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии [Электронный ресурс] / Выготский Л.С.// — 2004. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3567440/

Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Электронный ресурс] / М.И. Лисина. // – 2009. – Режим доступа: http://detectivebooks.ru/book/5000401/?page=3

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155.

Эльконин Д.Б. Психология игры: монография / Д.Б. Эльконин. – Издание 2-е. – Москва.: Владос, 1999. – 360 с.

Просмотров работы: 64