ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федюшина Е.Э. 1, Сотникова Н.Н. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность данного исследования определяется тем, что в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования по ФГОС ДО заявлено «… ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет … ребенок обладает элементарными представлениями из области живой природы». Анализ научно-методической литературы по вопросам формирования основ экологической культуры дошкольников показал, что имеющиеся возможности ДОУ используются недостаточно.

Проблемой изучения формирования экологической культуры у детей занимались педагоги и психологи: Н.С. Дежникова, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, В.А. Ясвин, Н.Ф. Виноградова и др.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это актуальное, постоянно развивающееся направление. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому - ознакомление с природой приняло природоохранную окраску. [1, с.45]

Экологическое воспитание - категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В классической экологии центральными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих поэтому однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.

Взаимодействие человека с природой - второй, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей - социальной экологии, экологии человека - не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.

В основу традиционного понимания экологической культуры положено формирование осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

В дошкольной образовательной среде первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Они сводятся к следующему:

 создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;

 создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;

 систематическое повышение квалификации педагогического персонала: овладение методами экологического воспитания,

совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

 осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;

 выявление уровня экологической культуры - реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя. [1, с.48]

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.

Можно отметить тот факт, что в России не прижился термин «образование в области окружающей среды», который принят во всем мире. Он отражает антропоцентрические тенденции во взаимоотношении человека с природой. Термин «экологическое образование», соединяющий в себе изучение природы, ее охрану, взаимодействие человека с природой, среду его обитания, соответствует российской специфике и решению существующих экологических проблем средствами образования. [2, с.35] Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями (Н.С. Дежникова, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и другие).

Большое значение в развитии экологической культуры имеют такие формы и методы работы с детьми, в которых дети получают возможность непосредственного контакта и с животными, и с растениями. В них дети не только получают экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К ним можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения. [5, с.53]

К особой форме работы по экологическому воспитанию можно отнести экскурсию. Это одна из трудоемких и сложных форм обучения. Преимущество экскурсии в том, что она позволяет в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. [5, с.57]

Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям. Они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию.

Весьма ценны исследования Р.С. Буре, которые показали, что на занятиях проводится не только образовательная, но и воспитательная работа с детьми [3, с. 23].

Экологические знания, используемые детьми в практической деятельности, определяют их отношение к окружающему. Большое значение экологические знания имеют и для развития познавательной деятельности.

Главным результатом освоения детьми знаний становится развитие экологического отношения к природе, проявляющегося в ответственности, тревоге, сочувствии, сострадании и стремлении оказать помощь [4, с.67].

Важное место в процессе ознакомления детей с природой принадлежит моделированию. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей, главная цель - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях, отношениях, существующих между ними. Роль моделирования в развитии интеллектуальных способностей детей исследовали Т.Я. Гальперина, А.В.

Запорожец, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер и др.

Для формирования отношения детей к природе используются такие формы работы, как праздники и развлечения. Их главная роль - это воздействие на эмоциональную сферу личности ребенка. На чувства детей оказывает влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей и т.п.

Таким образом, проведенный анализ литературы показал, что понятие «экологическая культура» трактуется неоднозначно, отсутствует единый подход в определении форм, методов, содержания экологического воспитания.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства.

Эколого-педагогические идеи приобрели особую актуальность в связи с экологическими проблемами, которые угрожают основам существования человечества и являются отражением уровня духовности общества.

Список литературы

Гончарова, Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. В. Гончарова– Нижневартовск: Издательство Нижневартовского гуманитарного университета, 2012.

Дежникова, Н. С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики / Н. С. Дежникова / Педагогика. 2010. N 10

Зенина, Т. А. Наблюдаем, познаем, любим: / Т. А. Зенина / Дошкольное воспитание. 2013. N 7. С. 31-34.

Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М.: АРКТИ, 2010.

Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / С.Н. Николаева / М.: Издат. центр "Академия", 2012.

Просмотров работы: 82