ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА АКСИОДИНАМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА АКСИОДИНАМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Виксниньш О.В. 1, Ядыкина Е.Д. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В течение многовекового историко-педагогического процесса эстетическое воспитание рассматривалось в контексте «реализации сущностных сил человека в многообразии форм его социального бытия» как важный фактор развития личности.

90-е годы стали знаменательной вехой в развитии идей и практики воспитания эстетической культуры народа. Из дела довольно узкого круга специалистов оно переросло в деятельность универсальную как по охвату широких слоев населения, так и по разнообразию вовлекаемых в воспитательную работу видов искусства, и осознается сегодня в качестве самостоятельной функции культуры, наряду с охраной памятников, созданием новых художественных ценностей, пропагандой «недосягаемых образцов» искусства прошлого и настоящего, организацией досуга и формированием художественно-благоустроенной среды.

О большом значении, которое придается воспитанию эстетической культуры в настоящее время, свидетельствует включение его проблем в новую редакцию проблемы, в основе которой лежит идея универсализации задач общества по эстетическому воспитанию, наблюдаемое в последнем столетии усиление социальных функций культуры, чему в немалой степени способствовали развитие систем обслуживания и массовых коммуникаций, необратимые перестройки в повседневной жизни и деятельности человека, в образе окружающей его жизненной среды [44].

Проявление этих процессов в культуре часто осознавалось как кризис гуманистических ценностей традиционной народной и классической «профессионализированной» культуры. Суть его усматривалась в размывании авторитета традиционного и классического образа человека; в умалении значения той достигнутой в истории духовной развитости, память о которой хранится в искусстве; в утрате ясного и отчетливого осознания тех духовных ценностей, которые придавали человеческой жизни доступную ей оправданность и завершенность.

Эстетическое воспитание - в его нынешней всенародной форме является деятельностью, призванной поддерживать и обеспечивать культивирование ценностей как на уровне личностных убеждений и предпочтений, так и на уровне поведенческого осуществления в различных областях жизни и культуры. Различные ценностные составляющие этого идеала (творческое отношение к жизни; признание ее внутренней осмысленности и ценностной оправданности; широта и открытость мировоззрения; художественно-нравственная или, иначе говоря, духовная развитость; уважение к духовному наследию своей и чужих культур) стали осознаваться как практически достижимые цели художественно-воспитательной работа принятие которых должно лечь в основу опенки социальной эффективности эстетического воспитания.

Весь мир и все происходящие в нем процессы, человек и вся его культура и деятельность в той мере, в какой они имеют ценность для человечества, то есть эстетическую значимость, являются сферой эстетического освоения мира ребенком. Исходя из данной позиции эстетическое воспитание - это процесс, формирующий способность ребенка осваивать общечеловеческие ценности через восприятие и оценку, развивающий эстетическое отношение к миру и духовному, творческую деятельность ребенка по законам красоты.

Приоритет творчества и культуры вносит новые смыслы в развитие личности ребёнка дошкольного возраста. Перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача воспитания творческой активности детей, от уровня которой зависит их жизнедеятельность и гармоничность развития, в том числе и эстетического.

Эстетическое воспитание должно быть направлено на формирование целостной творческой личности, охватывая интеллектуальную, эмоциональную, волевую ценностно-ориентирующую ее стороны.

Изучение работ Н.А.Ветлугиной, А.Н.Зиминой, И.А.Дзержинской, Т.С.Комаровой, Е.А.Флёрина, Д.Б.Кабалевского, В.С.Кузина, Б.М.Неменского, Б.П.Юсова и др. позволило нам установить, что современная педагогическая практика требует обновления содержания и технологий эстетического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Личностно-ориентированный и социокультурный подходы дают возможность переосмысления данного направления педагогического процесса и определения его значимости в настоящее время.

Общественная значимость процесса эстетического воспитания заключается в ориентации на общечеловеческие ценности, на осознание их приоритетной значимости. Главные показатели эстетической воспитанности ребенка - его самостоятельные творческие личностные действия, их гуманный характер, благородный тип поведения, манеры и внешний облик, сообразный с высоким вкусом.

Оптимальным результатом эстетического воспитания ребенка является сформированность ценностей и гармоничной, самоценной и социально-ценной, творчески активной личности, обладающей индивидуальной эстетической культурой, что позволит ему в будущем жить гуманной жизнью, действовать убежденно, целенаправленно, избирательно, продуктивно, практично и общечеловечески значимо.

Осознанным отношением к синкретизму познания окружающего мира и его художественного восприятия отмечены цивилизации Древнего Востока. При этом нерасчлененность религиозного, нравственного, эстетического сознания народа предопределила функции искусства как инструмента воспитания [60].

В Китае во 2-3-м тыс. до н. э. существовала традиция обучения эстетическим ориентирам в природе, труде, ремеслах, языке, правилах общения. Особое значение, как в общении, так и обучении, придавалось обрядам и церемониям, наблюдениям над «разнообразием в природе». Свойственные художественно-эстетическому наследию Китая глубина, сдержанность, эмоциональность, стремление передать жизнь природы и человека в их своеобразии и множестве проявлений влияют на направленность эстетического воспитания в современных учебных заведениях.

Древняя и самобытная культура питает традиции эстетического воспитания в Индии. В древнеиндийских учениях особое значение имели тесная связь человека с миром природы и развитие ощущений, сил и способностей души. В индийской эстетике уже с начала нашей эры в связи с творчеством и восприятием художественных произведений развивалось учение о вкусе, о проявлении внутренних состояний во внешних чертах и действиях, об эстетическом чувстве.

В средние века религиозное христианское воспитание наложило свою печать и на характер эстетического воспитания, которое ориентировалось на идеалы мистической духовности и аскетизма. Сфера искусства стала практически основным источником эстетического воспитания.

Во второй половине 19 века в трудах А. Дистервега были разработаны вопросы об освоении национальной культуры, подчеркнута связь нравственного, умственного и эстетического воспитания в процессе восприятия искусства и культуры.

Эстетическое воспитание в течение многих десятилетий ограничивалось сложившейся системой классического образования. В отечественной педагогической мысли ряд существенных положений о необходимости эстетического воспитания в начальной и средней школе средствами всех учебных предметов принадлежит К.Д. Ушинскому. Продолжением традиций русской эстетики, имевшим и важное просветительское значение, были труды В.С. Соловьева и философов «серебряного века»

Каждый педагог в понятие «эстетическое воспитание» вкладывает свой смысл. Так, по мнению В.Н. Шацкой: «Эстетическое воспитание – воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать, и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства».

Б.Т.Лихачев понимает под эстетическим воспитанием – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».

Учёный выделил две особенности эстетического воспитания в современных условиях.

Первая особенность – педагогическая. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста.

Вторая особенность – собственно эстетическая. Эстетика как наука, а вместе с нею, и эстетическое воспитание сегодня перешагнули границы искусства. Искусство было и остается главным предметом эстетики, а художественное воспитание – основным средством формирования эстетического отношение к миру. Вместе с тем эстетическая мысль все более серьезное внимание уделяет эстетике труда, человека, общественных отношений, природы человеческой деятельности. Эстетическое воспитание молодежи опирается на эстетическое развитие детской личности в процессе организации всех видов детской деятельности.

Вместе с тем Б.Т.Лихачёв считал, что эстетическое воспитание осуществляется путем разрешения объективных противоречий субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенка задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Но эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целенаправленного, организованного художественно-эстетического образования и воспитания.

По мнению Л.И. Божович, пренебрежение целенаправленным эстетическим развитием детей оставляет их глухими к подлинным духовным художественно-эстетическим ценностям. Поток художественно-эстетической, а вместе с ней - антихудожественной информации захлестывает необразованных молодых людей. Они оказываются не способными разобраться в качестве этой информации, критически проанализировать её и правильно оценить. Одновременно обнаруживается несоответствие между необходимостью осуществления всеобщего эстетического воспитания и слабостью материальных и кадровых возможностей школы.

Средствами целенаправленного воздействия на человека в системе эстетического воспитания, с одной стороны, могут быть самые разнообразные эстетические объекты, процессы и явления, художественные ценности, с другой – все, что в нем может служить или способствовать наиболее действенному развитию способностей чувственно–эмоционального и рационального восприятия эстетически и художественно значимых ценностей. Но самое главное – это умение жить и творить «по законам красоты». Последнее обстоятельство крайне важно, поскольку оно нацеливает всю систему эстетико-воспитательной работы на формирование эстетически активной, творческой, а не пассивной, созерцательной личности.

По мнению Н.Е.Богуславской, будучи важнейшим средством передачи, всего накопленного человечеством эстетического опыта от поколения к поколению, эстетическое воспитание решает свои специфические задачи.

Во-первых, оно начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Разносторонность и богатство знаний об эстетическом освоении человеком природы, о самом себе, о мире художественных ценностей – основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность. В непосредственном соединение эстетических знаний с жизнью человека мы видим один из необходимых путей всестороннего развитию личности.

Во-вторых, задача воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развитии способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств личности, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими. Это задача развития эмоционально-чувственной сферы жизни человека, которая обеспечивает широту и разнообразие чувственных контактов воспитуемого с внешним миром.

Третья задача эстетического воспитания связана сформированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, что воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты».

Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека. в основном, не для искусства, а для активной эстетической жизнедеятельности. Основной целью эстетического воспитания является выработка у людей привычек и норм поведения в соответствии с постигаемыми ими и утвержденными в практике законами красоты.

По мнению И.Ф. Харламова, эстетическое воспитание – это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни.

Как отмечает И.Ф. Харламов, понятие «эстетическое воспитание» органически связано с термином «эстетика», обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его.

Эстетическое воспитание – процесс формирования развития эстетического, эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности (В.С.Кузин).

В диссертационном исследовании Л.Г.Веселовой эстетическое воспитание определяется как самопознание и самоуглубление личности ребенка, осознание своей самоценности. Оно является одной из высших форм приобщения ребенка к человечеству, его социализации.

В более узком смысле эстетическое воспитание – направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и оценки.

Слово «эстетическое» в данном понятии означает красоту, умение чувствовать ее в жизни и искусстве, способность «правильно радоваться». Чувство прекрасного сформировалось у человека исторически на основе труда и разума как его духовная способность. Развитое чувство прекрасного составляет то, что называется эстетическим вкусом.

Ю.П. Азаров определяет эстетический вкус, как «относительно устойчивое свойство, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений».

Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности ребенка, направленной на формирование у него способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Дело эстетического воспитания состоит в том, чтобы пробудить и развить в человеке дремлющее чувство прекрасного; чтобы научить его, в конце концов, эмоционально верно ориентироваться во всей действительности; отличать истинно прекрасное от мнимо красивого, отвращаться от безобразного; возвышать чувство прекрасного для всеобщей связи с миром, до горячей и деятельной любви к жизни. Эстетическое воспитание направлено на содействие раскрытию диапазона эстетического сознания личности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов), ее потребностей, эмоционально-чувственных, оценочных, эстетических отношений, их реализации в поведении, предпочтениях и деятельности (восприятии, оценивании, сотворчестве, анализе).

Эстетическое воспитание обладает высоким развивающим потенциалом не только в области гуманитарного, но и естественнонаучного начального образования. Результаты эстетического воспитания, закрепляясь в личностных качествах, обогащают все формы познания, общения, практической деятельности каждого ребенка. Эстетическая восприимчивость и отзывчивость углубляют развитие сенсорного восприятия, образного и логического мышления, творческих способностей человека, позитивно влияют на характер самооценки, ориентации и ценности культуры.

Цели, содержание и формы эстетического воспитания тесно связаны и зависят от доминирующих нравственных, эстетических представлений, от этнических особенностей, культурных и художественных традиций и обычаев, природных условий.

Значимость эмоционально-образных воздействий для формирования человека была замечена, вероятно, еще в первобытном обществе, когда в освоении мира преобладало чувственное постижение.

Велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и поскольку она обладает такими свойствами, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умениями выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать нравственно-эстетическую направленность искусства.

Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у детей художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить детей чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.

Важным компонентом эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей к музыке, изобразительному искусству и литературе.

Одной из важных задач эстетического воспитания является формирование эстетических понятий, оценок, суждений идеалов, потребностей, вкусов, способностей. Критерием эстетического воспитания считается овладение эстетической культурой. Эстетическая культура как составная часть культуры духовной предполагает умение отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого не только в искусстве, но также в любом проявлении жизни: в труде, быту, поведении человека.

Многообразие средств и методов эстетического воспитания обусловливает широкий диапазон художественных дел. Воспитательные дела эстетической направленности приобретают различный характер в зависимости от того, что выступает средством эстетического воспитания – природа, труд, человеческие отношения, искусство и т.д. Чрезвычайно больше возможности представляют воспитательные дела, в которых источником эстетического воспитания выступает природа. К.Д. Ушинский называл ее прекрасным воспитателем молодого поколения, оказывающим глубокое влияние на развитие эстетических чувств.

Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса; метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения; метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям; метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и к отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

Особенность метода убеждения применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление — прекрасно. Эмоциональный отклик возникает у ребенка при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства, при участии его в общественных праздниках и т. д. Этот метод можно считать в равной мере как методом наглядного приобщения, так и словесным, поскольку любое наблюдение детей сопровождается одновременным или последующим комментарием воспитателя, будящим чувства и мысль ребенка.

Сущность метода приучения, упражнения состоит в том, чтобы ребенок учится вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в эстетической деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения повышают активность детей.

Метод приучения, упражнения требует многократного повторения.

Важно знать, что методы убеждения и приучения не существуют изолированно. Убеждая ребенка в значении добрых поступков, воспитатель неоднократно возвращается к этому, как бы приучая детей к ним. Закрепление приобретенных навыков практическими действиями позволяет преодолеть разрыв между словом и делом в поведении ребенка, который может произносить хорошие слова об окружающем, а действовать вразрез с ними.

Использование методов и приемов в обучении зависит от того, какие качества, способности взрослый хочет развить у ребенка. В одном случае необходимо развить инициативу и самостоятельность, которые необходимы при выполнении любой деятельности, в другом — специальные способности, связанные с музыкальной, изобразительной, словесно-художественной практикой.

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, можно выделить основные положения, характеризующие его сущность.

Проблеме эстетического воспитания подрастающего поколения посвящены диссертационные исследования Л.С. Алексеевой, М.А. Налбандьян, М.Ю. Торговкина и др.

Основными задачами эстетического воспитания в России считает Л.С.Алексеева, является формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое во всех сферах жизни: искусстве, труде, общении, природе и др. Эстетическое воспитание осуществляется с помощью системы приобщения к духовной культуре и развития мотивации к творчеству. М.Ю. Торговкин отмечает, что в процессе эстетического воспитания, особое место принадлежит искусству и его средствам, с помощью которых происходит формирование духовно-ценностной структуры личности и ее эстетического отношения к явлениям жизни, а также нравственных и этических качеств, поэтому оно может рассматриваться как важнейший механизм эстетического воспитания.

Таким образом, в настоящее время в отечественной педагогике существует несколько подходов к определению, описанию и структуризации содержания эстетического воспитания в учебно-воспитательных учреждениях. При традиционном подходе, который сложился в советский период, содержание воспитания определялось целью воспитания –(всестороннее и гармоническое развитие личности) и конкретизировалось в ряде задач, направлений: умственное, идейно-политическое, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое воспитание.

Итак, эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя следующие компоненты:

• эстетическое восприятие - способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства;

• эстетические чувства - эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства;

• эстетические потребности - нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях;

• эстетические вкусы - способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;

• эстетические идеалы - социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

Просмотров работы: 128