Экономико-статистический анализ занятости и безработицы в России - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Экономико-статистический анализ занятости и безработицы в России

Ермолаев Д.А. 1
1ИФ ФГБОУВО "РЭУ" имени Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Занятость населения является необходимым условием для воспроизводства человека, так как от уровня занятости зависит уровень доходов населения, расходов на подбор, подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров, их трудоустройство и материальная поддержка безработных. Кроме этого, безработица стимулирует заинтересованность в качественном труде, повышении образовательного уровня и квалификации работников. Отношения в сфере занятости населения являются основополагающими в экономике любой страны и во многом определяют её развитие.

Реализация государственной политики занятости населения требует аккумулирования информации о состоянии занятости трудоспособного населения.

Право на труд является неотчуждаемым правом граждан и гарантируется Конституцией Российской Федерации. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Данным законом определено, что занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Государственная политика России предусматривает меры, обеспечивающие полную, продуктивную и свободно избранную занятость населения страны.

В следующей таблице приведены данные об уровне занятости в России за последний год.

Занятость в Российской Федерации

Месяц

Численность занятых, тыс. чел.

Уровень занятости, %

Ноябрь 2019

72669

60,0

Декабрь 2019

72425

59,8

Январь 2020

71361

59,1

Февраль 2020

71124

58,9

Март 2020

71382

59,1

Апрель 2020

70233

58,1

Май 2020

70035

58,0

Июнь 2020

70067

58,0

Июль 2020

70229

58,1

Август 2020

70495

58,3

Сентябрь 2020

70482

58,3

Октябрь 2020

70314

58,2

Проанализировав данные можно сделать следующие выводы. Количество занятых за последний год снизилось на 2,355 млн. человек. Такие цифры, очевидно, были связаны с пандемией коронавируса. Многие компании вынуждены были сократить штат вдвое, чтобы снизить убытки, которые они понесли в связи с ограничительными мерами, вводимыми правительством РФ.

В то же время, в летние месяцы наблюдался рост числа занятых – на 460 тысяч человек. На это, прежде всего, повлияло частичное снятие ограничительных мер. Кроме того, по мнению ФСГС, это происходило за счёт увеличения числа нанятых в рамках совместительства и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера: после провала в апреле-мае такая занятость вернулась на доэпидемический уровень. Параллельно возрос и уровень занятости населения, однако этот показатель, пока докризисного значения не достиг. Также, прирост занятости происходил на фоне увеличения численности рабочей силы. Стоит отметить, что одной из ключевых тенденций, которая оказала огромное влияние на весь рынок труда и, безусловно, продолжит оказывать его в дальнейшем, стало развитие формата удалённой работы. Многие работодатели возобновили наем, при этом делая акцент на гибких форматах и графиках, количество вакансий со свободным, гибким или сменным графиком выросло более чем в полтора раза. Соискатели, в свою очередь, также стали чаще искать работу, не привязанную к стандартному расписанию.

Между тем, вторая волна пандемии спровоцировала массовое сокращение производства, что также повлияло на снижение потребности в квалифицированных работниках, в связи с чем занятость в сентябре-октябре 2020 года неуклонно снижалась, всё больше работников становились безработными.

Согласно вышеуказанному закону безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Уровень безработицы – один из ключевых показателей, характеризующих состояние государства в социальной и экономической сфере.

Проанализировав уровень безработицы в России можно сделать вывод о росте безработицы на 1,6% (прирост 37%) за последний год. Неуклонный рост уровня безработицы также связывают с началом эпидемии ковид 2020 года, на фоне введённых властями ограничений для бизнеса. Также, к причинам безработицы относят невозможность перехода сотен компаний на удалённый режим работы. Кроме того, свободные вакансии на рынке труда оказались с очень низкой заработной платой, по сравнению с 2019 годом. Т.е. российский бизнес вынужден был не только отказаться от половины штатных сотрудников, но и сократить заработные платы, что спровоцировало ещё большее количество желающих уволиться. Даже временное снятие ограничений в летние месяцы не смогло остановить рост безработицы. Зато в сентябре-октябре, впервые за период пандемии можно заметить снижение безработицы. Очевидно, что здесь набрала актуальность работа по совместительству, а также самозанятость.

Коэффициент напряжённости за последний год увеличился с 5 человек на 10 вакансий (0,5) до 18 человек на 10 вакансий (1,8). В некоторых регионах он достиг отметки 2,2.

Пандемия оказала влияние и на приоритеты на рынке труда. Например, на рост популярности на специалистов универсалов рабочих профессий. По результатам анализа вакансий в сентябре-октябре 2020 года, спрос на некоторых универсальных специалистов рабочих профессий вырос в разы. На операторов-кассиров – в 18 раз, на продавцов-логистов – в три раза, на поваров-кассиров – на 33%. Также, очевиден, рост числа сотрудников, работающих на дому. Число людей, работающих дистанционно, в последние годы по всему миру вырос на 24%. Работодатель, который предоставляет сотрудникам такую возможность, получает следующие преимущества: привлекает наиболее квалифицированных специалистов, а не тех, кто живёт ближе; экономит на аренде и оборудовании; объективно оценивает работу подчинённых – по качеству и объёму; повышает лояльность персонала.

Ещё одним вариантом занятости населения является альтернативная занятость. Данное явление довольно распространённое. Человек в свободное время (вынужденные простои или отсутствие фронта работ или свободное от работы время) прирабатывает вахтовым методом или дополнительной работой (так называемая «шабашка»). «Вахтовый метод» даёт приемлемые условия труда и проживания, выше чем в родном месте, но требует высокую интенсивность работы. Поэтому - это высокий заработок, но не постоянная работа и место проживания. «Шабашка» - один из вариантов получить сразу живые деньги, однако он имеет высокую степень риска. Работодатели предпочитают брать на работу в основном молодых людей. Самозанятость является новым явлением в сфере занятости и даёт работнику независимость, гибкий график работы, возможность накопить капитал для начала предпринимательской деятельности.

Для старших поколений при потере нормальной стандартной работы по различным причинам (сокращение, ликвидация предприятия и др.) возникает ситуация, когда они не могут найти работу, соответствующую их квалификации, у них отсутствует социальная защита в виде социальных гарантий или пенсионных выплат. Поэтому любая работа принимается и рассматривается ими как временная, легко оставляется или заменяется.

До сих пор половина трудящихся в России подвержены рискам увольнения, сокращения или задержки зарплаты, а также вынужденного отпуска. В группе риска оказались почти 35 млн работников.

Для поддержки россиян, потерявших работу из-за пандемического кризиса, правительство увеличило максимальный размер пособия по безработице до уровня МРОТ (12,13 тыс. руб.), а минимальный — до 4,5 тыс. руб. Это привело к резкому росту (+80%) в апреле числа официально зарегистрировавшихся безработных в центрах занятости, в мае их число возросло ещё на 63% и достигло 2,143 млн человек, из них 1,9 млн получали пособие по безработице. Для сравнения: в марте 2020 года в центрах занятости были зарегистрированы 727 тыс. безработных.

По данным ФСГС, средняя продолжительность поиска работы безработными в октябре 2020-го у женщин составила шесть с половиной месяца, у мужчин – чуть больше шести месяцев.

Кроме того, в среднесрочной перспективе определяющими развитие рынка труда факторами являются нарастающие демографические ограничения, обусловленные сокращением численности населения трудоспособного возраста, что приведёт к снижению численности рабочей силы. В этих условиях высокую важность приобретает политика, направленная на вовлечение в трудовую деятельность отдельных категорий граждан, испытывающих сложности при трудоустройстве (в первую очередь молодого поколения и женщин, имеющих малолетних детей, а также старшего поколения).

Так, в соответствии с планом мероприятий на 2018 — 2020 гг. по реализации первого этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 г. в прогнозном периоде будут реализованы меры, направленные на стимулирование занятости пожилых граждан, такие как профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, развитие института наставничества.

С 2019 года в рамках федерального проекта «Старшее поколение», национального проекта «Демография» организовано профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц предпенсионного возраста востребованным в экономике навыкам и компетенциям.

Участники мероприятий – граждане предпенсионного возраста (граждане в течение 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно), как работники организаций, проходящие обучение по направлениям работодателей, так и граждане, самостоятельно обратившиеся в органы службы занятости населения.

В реализации мероприятий по обучению граждан предпенсионного возраста принимают участие органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения и в сфере образования, Союз «Ворлдскиллс Россия», образовательные организации, работодатели.

Ежегодно, с 2019 года, мероприятиями по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию охвачены не менее 75 тыс. граждан предпенсионного возраста, из них 50 тыс. человек – при содействии органов службы занятости населения, 25 тыс. человек – с использованием инфраструктуры Союза «Ворлдскиллс Россия». Таким образом, к концу 2024 года мероприятиями по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию должно быть охвачено не менее 450 тыс. человек.

В 2020 году в рамках федерального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей возрасте до трёх лет», национального проекта «Демография» организовано переобучение и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребёнком в возрасте до трёх лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости.

Данное мероприятие предполагает возможность для женщины по направлению органов службы занятости повысить свою квалификацию и вернуться к трудовой деятельности на прежнее рабочее место, или же переобучиться по профессии, востребованной на региональном рынке труда, чтобы трудоустроиться на работу, наиболее подходящую для совмещения с обязанностями по воспитанию ребёнка.

Переобучение и повышение квалификации женщин с детьми способствует повышению их конкурентоспособности на рынке труда, профессиональной мобильности и обеспечивает возможность совмещать трудовую занятость с семейными обязанностями.

Мероприятием по организации переобучения и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком в возрасте до трёх лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, предлагается охватить: в 2020-2021 гг. – 40 тыс. человек; в 2022-2024 гг. – 50 тыс. человек. В результате к 2024 году мероприятиями по переобучению и повышению квалификации будет охвачено не менее 230 тыс. женщин с детьми.

Также в прогнозный период предполагается реализация Национальной стратегии действий Российской Федерации в интересах женщин на 2021 – 2022 годы, в число мероприятий которой входит в том числе вовлечение женщин в предпринимательскую деятельность.

Кроме того, планом мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2020 – 2021 годы предусматривается совершенствование механизма квотирования рабочих мест для инвалидов и контроля за трудоустройством инвалидов на квотируемые рабочие места, повышение эффективности работы органов службы занятости и создание условий для расширения возможностей трудоустройства инвалидов.

С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 476-ФЗ, которым введена новая государственная услуга – сопровождение при содействии занятости инвалидов, а также определён механизм её реализации. При этом предусмотрено функциональное взаимодействие органов занятости, учреждений медико-социальной экспертизы, социально ориентированных некоммерческих организаций, добровольческих (волонтёрских) организаций, работодателей.

В настоящее время Минтруд России разрабатывает законопроекты, направленные на совершенствование механизма квотирования рабочих мест для инвалидов, в рамках которых в ряде регионов будет проведён эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приёма на работу инвалидов.

Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству и занятости инвалидов планируется регулировать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Средства фондов планируется направлять на:

организацию профессионального обучения и прохождение дополнительного профессионального образования инвалидов;

создание и оборудование специальных рабочих мест для инвалидов;

мероприятия, связанные с сопровождением при содействии занятости инвалидов.

Не смотря на проводимы меры, прогнозные ожидания не кажутся столь оптимистичными.

Ожидается, что в 2021 году количество новых вакансий будет сокращаться, в связи с чем время поиска новой работы может увеличиться. Скорее всего многие компании будут ожидать окончания кризисных тенденций, прежде чем возобновить активный поиск сотрудников.

По версии экономистов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) при затяжной пандемии механизмы адаптации исчерпаются, и «наступающий кризис может быть первым, когда начнётся по-настоящему масштабное высвобождение работников. По их расчётам, в базовом сценарии, который предполагает повторный карантин из-за коронавируса осенью – зимой, уровень безработицы в России может вырасти до 8 – 8,3% в 2021 году и 7 – 7,3% в 2022 – 2023 годах.

Оптимистичный прогноз даёт Минэкономразвития. Ведомство ожидает, что среднегодовой уровень безработицы в 2021 году снизится до 5,4%, в 2022 году — до 4,9%, в 2023 году — до 4,7%.

Не смотря на это, Правительству РФ необходимо произвести ряд мероприятий, направленных именно на содействие занятости населения, в частности: совершенствования качественного состава трудовых ресурсов в соответствии с изменениями в экономике при участии служб занятости совместно с органами образования и работодателями; разработки механизма профессиональной и территориальной мобильности работников, ориентации профессиональной подготовки и переподготовки безработных на будущие потребности рынка труда; содействия работодателям в создании эффективных рабочих мест, отвечающих современным требованиям, а также увеличения расходов на переобучение и переподготовку персонала организаций с целью повышения его качества и конкурентоспособности и трудоустройство переобучившихся.

Таким образом, проблема безработицы в России нуждается во всестороннем исследовании и обсуждении, а также принятии мер, направленных на её снижение, повышении занятости населения в целом, увеличения рабочей силы в Российской Федерации.

Просмотров работы: 74