АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

На протяжении всей истории разных стран таможенным платежам придавалось существенное значение, что не изменилось и по сей день. Бюджет выступает центральным компонентом бюджетной системы государств. Таможенные сборы действуют как составной элемент указанной системы, посредством которой происходит пополнение бюджета. Исходя из опыта передовых стран, следует заметить, что система таможенно-тарифного регулирования выступает одним из основных условий сильного и развитого государства.

Целью статьи является исследование особенностей поступления таможенных платежей в бюджеты государств-членов ЕАЭС.

Анализ динамики поступлений таможенных платежей в бюджеты государств-членов ЕАЭС

Образование Евразийского экономического союза послужило толчком к созданию определенных условий для стран-участниц ЕАЭС, основой которых является успешное взаимодействие стран интеграционного объединения, включающее в себя эффективное развитие внешней торговли и экономики в целом. В таких условиях особое внимание уделяется механизму администрирования доходов бюджета государств – членов союза, поскольку в глобальной интеграции формирование эффективного механизма, обеспечивающего финансовую безопасность, является важной составляющей [3].

В основу экономической политики стран ЕАЭС заложен принцип либерализма, который позволяет провести упрощение режима внешней торговли и таможенных процедур, облагать низкими налогами импортные операции и проводить минимальные нетарифные правила [3]. Все это стало возможным благодаря тарифной политике и реформ технических регламентов, которые прямо повлияли на ведение учета и осуществление контроля по таможенным платежам.

На сегодняшний день механизм учета и контроля таможенных платежей занимает важную позицию во внешнеторговой политике стран объединения. Результативно действующая система учета по внешнеэкономической деятельности, которая является частью системы таможенно – тарифного регулирования, служит важным условием для совершения различных эффективных мероприятий в сфере таможенной политики и обеспечения полноты и своевременности таможенных поступлений в бюджеты стран-участниц ЕАЭС. На таможенных органах Союза лежит ответственная и большая работа по правомерному зачислению таможенных платежей в бюджеты государств-членов ЕАЭС, которые составляют весомую часть доходов бюджетов этих государств. [5].

В Договоре о Таможенном кодексе ЕАЭС установлен ряд пошлин, налогов и сборов, относящихся к таможенным платежам, а именно: ввозная таможенная пошлина, вывозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, которые взимается при ввозе товаров на таможенную территорию, акцизы и таможенные сборы. Помимо этого, таможенные органы имеют право применять ряд пошлин (специальные, антидемпинговые, компенсационные), которые не являются таможенными платежами, но относящиеся к прочим платежам, уплачиваемым при ввозе товаров на таможенную территорию.

В большей степени поступления от таможенных платежей зависят от зачислений по вывозным таможенным пошлинам, НДС и в меньшей степени – от акцизов. Также существенные поступления в бюджеты стран ЕАЭС формируются от взимания ввозных таможенных пошлин. Они выступают механизмом защиты внутренней экономики ЕАЭС и оптимизации внешнеторговых операций.

На основе данных Евразийской экономической комиссии проведем анализ поступлений таможенных платежей, а именно, ввозных и вывозных таможенных пошлин в бюджеты стран ЕАЭС, для наглядности обратимся к гистограммам (рис.1 и рис.2).

Для проведения более качественного анализа, для исследования был взят период 20162019 гг., т.к. Киргизия, в отличие от других государств-членов, вступила в ЕАЭС с августа 2015 года, и, следовательно, показатели по 2015 году были бы некорректны.

Рис. 1. Анализ зачисления ввозных таможенных пошлин в бюджеты стран ЕАЭС [2]

На рис.1 показана динамика зачисления ввозных таможенных пошлин в бюджеты стран ЕАЭС. Анализируя данную динамику следует заметить увеличение объемов зачислений. В основном, поступления по ввозным таможенным пошлинам в бюджеты государств-членов ЕАЭС формируются за счёт импорта машин и оборудования. Суммарный объем поступлений по импортным сделкам в разрезе всех стран-членов ЕАЭС за 2019 год составил 11 973,5 млн долл. США, что на 308,4 млн долл. США больше чем в 2018 году (11 665,1 млн долл. США). Это говорит о незначительном росте поступлений по ввозным таможенным пошлинам, что свидетельствует о регулировании ввоза иностранных товаров на территорию ЕАЭС.

Рис. 2. Анализ зачисления вывозных таможенных пошлин в бюджеты стран ЕАЭС [2]

Как видно из рис.2, почти во всех странах ЕАЭС, за исключением Республики Армения и Республики Кыргызстан, вывозные таможенные пошлины по сравнению с ввозными, имеют наибольший удельный вес. Это связано с большой долей экспорта сырьевых товаров. Если рассматривать динамику зачислений вывозных таможенных пошлин за 2016-2018 гг. в бюджеты Республики Беларусь, Казахстан и Российской Федерации, видим рост объема поступлений. Суммарный объем экспортных поступлений в разрезе всех стран-членов ЕАЭС за 2018 год составил 53 087,2 млн долл. США, что на 15 443,7 млн долл. США больше чем в 2017 году (37 643,5 млн долл. США). Но, следует обратить внимание на то, что в 2019 году наблюдается снижение поступлений вывозных таможенных пошлин в бюджеты государств-членов, в 2019 году суммарный объем поступлений составил 40 221,1 млн долл. США, что на 12 866,1 млн долл. США меньше чем в 2018 году (53 087,2 млн долл. США), что может свидетельствовать об уменьшении объемов экспорта продукции товаров из стран ЕАЭС. Факторами, повлиявшими на это, стали: политические решения некоторых правительств стран-импортеров продукции ЕАЭС, оказавшие влияние на уменьшение объемов импорта из стран Союза, а также демпинговые инструменты, используемые государствами-экспортерами аналогичных товаров

Рассматривая поступления по экспортно-импортным операциям, следует заметить, что Россия занимает лидирующее место среди стран-участниц ЕАЭС (рис.3).

Рис. 3. Анализ зачисления таможенных пошлин в бюджеты стран ЕАЭС [2]

Поступления по ввозным и вывозным таможенным пошлинам, в 2019 году составили 46 254,2 млн долл. США, что на 12 264,2 млн долл. США меньше чем в 2018 году (58 518,4 млн долл. США), это связано со снижением объемов экспортных поступлений. Далее следует Республика Казахстан (3 166,3 млн долл. США), Беларусь (2 123,5 млн долл. США), Армения (335,9 млн долл. США) и Кыргызстан (314,6 млн долл. США). Суммарный объем поступлений по экспортно-импортным сделкам в разрезе всех стран-членов ЕАЭС за 2019 год составил 52 194,5 млн долл. США, что на 12 557,9 млн долл. США меньше чем в 2018 году (64 752,4 млн долл. США). Можем заметить снижение поступлений таможенных платежей в доходы бюджетов государств-членов ЕАЭС, связано это с уменьшением экспортной составляющей товарооборота, о которой говорилось выше.

Заключение

Результативность внешнеэкономической деятельности стран интеграционного объединения в значительной степени зависит от перечислений таможенных и иных платежей в бюджеты государств ЕАЭС. Своевременное и полное поступление таможенных платежей в бюджеты Республик, создает надежный базис для обеспечения их финансовой безопасности. Согласно обязательствам стран-членов ЕАЭС поступления таможенных платежей в каждую из стран-участниц происходит на основе определенных нормативов. Каждое государство Союза имеет собственный орган, выполняющий администрирование таможенных платежей. На них возложены функции по контролю за корректностью таможенной стоимости товаров, пересекаемых границу интеграционного объединения, а также проведение работ по взысканию задолженностей по просроченным таможенным платежам. Спецификой поступления таможенных платежей в бюджеты государств-членов ЕАЭС является применение национального законодательства, которое детализирует или дополняет единое правовое регулирование таможенной деятельности Союза.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Ф едеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru

Статистический сборник. Евразийская экономическая комиссия. Финансовая статистика ЕАЭС. Оперативные данные за 2019 год. М.: 2020. 125 с.

Абдулаева А.А., Гаан Р.Р.Перспективы экономического сотрудничества странучастников ЕАЭС // Наука и общество. 2018. № 1 (30). С. 28-30.

Бойкова М.В. Зарубежный опыт таможенного администрирования / М.В. Бойкова, В.В. Макрусев. М.: РИО Российской таможенной академии. 2017. 130 с.

Монахова Е.В. Особенности регулирования таможенных платежей // Экономика и социум. 2019. №5(60). С. 4-7.

Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org.

Официальный сайт Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. URL: http://www.eaeunion.org/.

Просмотров работы: 43