ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ: АНАЛИЗ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ: АНАЛИЗ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Захарчук Т.А. 1, Белецкая Е.А. 1
1ГБОУ ВО БГИИК
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема девиантного поведения школьников младшего возраста является актуальной и в наши дни, несмотря на всё обилие разнообразных педагогических и психологических методик и приемов, широко применяемых в рамках процесса перехода из дошкольного в младший школьный возраст, и сопутствующей ему адаптации детей к школьной жизни. На сегодняшний день психологические особенности девиантного поведения младших школьников изучены в недостаточной мере.

Цель проекта: создание информационно-наглядного материала по теме девиантного поведения в школе.

Задачи:

Раскрыть понятие и виды девиантного поведения.

Изучить причины формирования девиантного поведения.

Проанализировать методы профилактики девиантного поведения у подростков.

Этапы работы над проектом:

Изучить научную и методическую литературу по теме проекта.

Разработать информационно-наглядный материал памятку.

Рекомендовать классным руководителям использования информационно-наглядного материала в рамках проведения родительских собраний.

Методы и приёмы:

Анализ литературы по теме проекта.

Сравнение.

Разработка памяток.

1. Девиативное поведение в школе

Девиантность – это отклонение от нормы. Данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм.

Девиантное поведение это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Обратим особое внимание на отрицательное проявление девиантного поведения.

Признаки девиантного поведения

1) Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым илиофициально установленным социальным нормам.

2) Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны другихлюдей (осуждение, социальные санкции).

3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное илидлительное).

5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

Таким образом, девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболееважных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.

Социологи выделяют три основных первоисточника, благодаря которым общественное поведение подростка выходит за рамки приличия

1. Социальное неравенство. С этим явлением ребёнок сталкивается ещё в начальной школе: одноклассники одеваются лучше, чем он, у них больше карманных денег и так далее. Несовершеннолетний чувствует себя нищим, ущемлённым. Он не может полноценно проявить свои возможности и таланты из-за отсутствия материальных благ. Даже самореализоваться подчас трудно, когда в распоряжении нет денег, с помощью которых можно приобрести книги, атласы, энциклопедии. Подросток злится на весь мир, но в первую очередь – на родителей. Даже если они стараются изо всех сил, девиант не понимает, что не всегда желания человека совпадают с его возможностями.

2. Морально-этический фактор. Выражается в низком духовном развитии общества, апатии к науке и искусству. Ребёнок наблюдает за падением нравов среди людей: многие из них, например, считают рядовым событием торговлю телом и рабочей силой, массовый алкоголизм и проституцию.

3.Окружающая среда, общество. Представители последнего не только игнорируют девиантов, но часто даже благосклонно к ним относятся. В наше время их жалеют, виня во всём воспитание и проживание в неблагополучных семьях, и забывают, что личность формируется в первую очередь не родителями, а самим человеком. Есть множество индивидов, которые выросли в неблагоприятной среде, но сумели воспитать внутреннюю силу воли и твёрдость духа, поэтому достигли определённых высот в жизни и стали нормальными членами общества

2. Виды девиантного поведения

Р. К. Мертон в рамках своей теории структурного функционализма создал одну из первых социологических классификаций поведенческих реакций человека (1938). В его модели представлены 5 способов адаптации индивидуума к условиям, существующим в обществе, каждый из которых характеризуется тем, одобряет ли индивидуум цели общества и средства достижения обществом этих целей (часть из этих реакций — по сути типы девиантного поведения):

Подчинение (подчинение целям, и средствам достижения целей общества);

Инновация (подчинение целям общества, но не средствам их достижения);

Ритуализм (цель отбрасывается как недостижимая, но следование традициям остается);

Ретретизм (уход из общества, несогласие с целями и средствами достижения целей); Мятеж (попытка ввести новый социальный порядок, меняются и цели, и средства).

В. В. Ковалёв в своей классификации (1981) выделил три типа девиаций:

1.социально-психологические девиации: (антидисциплинарное поведение; асоциальное; противоправное; аутоагрессивное).

2.клинико-психопатологические девиации (патологические и непатологические).

3.личностно-динамические девиации: «реакции», «развития» и «состояния».

В классификации Ф. Патаки (1987) выделяются:

1.«ядро» девиантного поведения (стойкие формы): преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство;

2.«преддевиантный синдром» — комплекс симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения ( аффективный тип поведения; семейные конфликты; агрессивный тип поведения; ранние антисоциальные формы поведения;отрицательное отношение к учёбе;

низкий уровень интеллекта).

Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990) предложили следующую классификацию поведенческих девиаций:

1.нестандартное поведение (действия, выходящие за рамки социальных стереотипов поведения, но играющие позитивную роль в развитии общества):

2. деструктивное поведение:

3. внешнедеструктивное поведение (направленное на нарушение социальных норм):

4. аддиктивное (использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций),

5.антисоциальное (нарушение законов и прав других людей);

6.внутридеструктивное поведение (направленное на дезинтеграцию самой личности: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутическое поведение).

В. Н. Иванов (1995) выделяет два уровня девиаций по уровню опасности для человека и общества:

1.докриминогенный уровень — мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие серьёзной общественной опасности;

2.криминогенный уровень — действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях.

Ю. А. Клейберг (2001)выделяет три основные группы девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество), социально-нейтральные (например, попрошайничество).

Обобщая разные типологии поведенческих девиаций, Е. В. Змановская (2004) определяет основными критериями классификации вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения. В её классификации выделено три основные группы отклоняющегося поведения:

1.антисоциальное (делинквентное) поведение (противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей). К этой группе можно отнести наркоманию, воровство, вандализм, мелкое хулиганство.

2.асоциальное (аморальное) поведение (уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, угрожающее благополучию межличностных отношений). К этой группе можно отнести агрессию, побеги из дома, школьные прогулы, попрошайничество.

3.аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение (суицидальное, фанатическое, аутическое, виктимное, рискованное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость и т.д.). К этой группе можно отнести аутоагрессию, суицид, курение, токсикоманию.

Рассмотрим по одному примеру из каждой группы девиантного поведения.

2.1. Агрессия

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

 Согласно многочисленным исследованиям,  проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело родителям, педагогам, психологам. В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по отношению к более слабым  ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк.

Агрессивные дети упрямы, обидчивы, драчливы, легко возбудимы, раздражительны,  несговорчивы,  враждебны к окружающим. Агрессивное поведение детей - это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема.

Почти в каждом коллективе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения.Рассмотрим типы  агрессии, встречающиеся у школьников.

1. Агрессивно-бесчувственный школьник. В школьном коллективе встречаются учащиеся, у которых способность к эмоциональному  сопереживанию, сочувствию к другим детям и  взрослым людям нарушена.

2. Агрессивно-обидчивый школьник. Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с периодом подросткового взросления, особенностями развития  нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение.

3. Гиперактивно-агрессивный школьник. Данный тип проявляется в виде приставаний к другим детям, бессмысленных драк, неадекватных реакций, вспыльчивости, возбудимости, вторжения на чужую территорию, порчи имущества и т.д. Для такого ребенка мир - это хаос и он беспорядочно откликается на «что попало».

4. Агрессивно-боязливый школьник. Боязнь, страхи заставляют ребенка «быть во всеоружии», то есть быть готовым отразить нападение или другую опасность. Враждебность, подозрительность – это средство защиты ребенка от мнимой угрозы  или мнимого нападения.

5. Ребенок с неправильной самооценкой. Агрессия неадекватно завышенной самооценки  проявляется в высокомерии, уверенности в своей значимости, избранности, «гениальности». Такие дети часто уверены в том, что их не ценят, не понимают, несправедливо к ним относятся. От этого они или принимают заносчивый вид, оставляя рядом с собой только восхищенных почитателей, или замыкаются и обосабливаются, превращаясь в «белую ворону», или становятся чрезвычайно агрессивными, приходя в ярость в любой ситуации, где их «гениальность» подвергается сомнению. Кроме того они порой преследуют тех, кто слабее, испытывая удовольствие от их страданий.

Агрессия низкой самооценки  часто проявляется в виде повышенной обидчивости, вспыльчивости, ранимости. Формируется в атмосфере критичности, придирок, насмешек, издевок. Особенно склонны к этому дети, чувствительные к оценке других, когда оценка исходит от значимых людей.

Агрессия подростков — это признак внутреннего дискомфорта и неумения владеть своими эмоциями.

Агрессия подростков может выражаться в разных формах.

-Физическая агрессия: подросток использует физическую силу против других людей.

-Вербальная агрессия: подросток выражает свои негативные чувства при помощи слов, угроз, крика, сквернословия.

-Раздражительность: подросток грубит по малейшему поводу, становится резким и вспыльчивым.

-Подозрительность: подросток негативно настроен по отношению к окружающим, не доверяет им, считая, что «все против него».

-Косвенная агрессия: подросток пытается выражать свою агрессию  через злые шутки, сплетни, травлю.

-Обида: подросток может обидеться по малейшему поводу и без повода, на конкретного человека или на всех сразу, как говориться «на весь мир».

-Пассивно-агрессивное поведение: подросток не делает то, что просят, или делает слишком медленно, забывает о просьбах и поручениях, оттягивает время.

2.1.2. Причины формирования агрессивного поведения

Причинами, которые  провоцируют  проявление детской агрессивности, являются:

1. Внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству.

2. Ощущение тревоги и страха нападения.

3. Агрессивное поведение как специфический способ привлечения внимания окружающих.

4. Неудовлетворенная потребность ребенка в любви и общении.

5.Транслируя агрессивное поведение, ребенок может высказывать протест, который касается установленных правил и порядков.

2.2. Наркомания.

Наркомания – это еще один вид девиантного поведения подростков, которое ведет к самым худшим последствиям,  если вовремя не выявить проблему и не предпринять никаких действий.   Подросток, который стал наркоманом, является потерянным для общества, так как  начинает  деградировать и терять интерес ко всему происходящему вокруг него. Возрастные особенности подростковой наркомании показывают, что интерес к этому явлению  начинают проявлять  подростки в 12–14 лет, а употребляют наркотики подростки 15–17 лет. Подростковая наркомания постоянно омолаживается, в последние годы возраст подростков уменьшился с 17 лет до 12 лет.

К наркотикам относятся все, что вызывает привыкание, в том числе алкоголь и никотин; наркотики - это кофеин содержатся в кофе, в чае - танин, есть наркотические вещества в какао и напитках типа кока-колы и пепси-колы, а также в некоторых растениях - конопле, маке, кокаиновом кусте.

Подростки, употребляющие наркотики склонны к  девиантному и даже  преступному поведению.  Это  обусловлено изменениями в их личности: подростки-наркоманы совершают преступления, связанные как с приобретением наркотиков, так и в связи с тяжелыми расстройствами психики и психозами, развившимися в результате наркомании.

В зависимости от вида наркотического вещества первые признаки наркомании различны, но могут проявляться достаточно ясно:

-появляются неестественный блеск в глазах и сужение или расширение зрачков, независимо от света;

- поведение  подростка, употребившего наркотик, сильно отличается от поведения обычного учащихся, появляется необъяснимая вялость или гиперактивность, нарушается координация движения;

- изменяются подчерк письма и манеры  речи;

- кожа становится бледной или наоборот беспричинно краснеет;

- быстро меняется настроение, беспричинный смех или гнев, порой переходящий в необъяснимую агрессию.

2.2.2. Причины возникновения наркотической зависимости

Причины, по которым  в подростковом возрасте ребенок прибегает к наркотикам:

1. Микросреда, в которой вращается подросток, и появление в этой микросреде хотя бы одного наркомана может пагубно на него повлиять;

2. Раннему  приобщению  подростков  к наркотическим веществам способствует грубость, физическое насилие и жестокость  в обращении;

3. Несформировавшаяся психика подростка, слабая сила  воли, неумение отказываться  и уходить от негативных ситуаций;

4. Депрессивное состояние, отсутствие понимания и радостей в жизни со стороны семьи и друзей;

5. Психологически неуравновешенные подростки, которые очень болезненно воспринимают все происходящее,  прибегают к наркотикам, чтобы поднять свою «ценность» в глазах окружающих, создать иллюзорное чувство собственного достоинства;

6. Неблагополучные семьи, алкоголизм или наркомания у родителей.  

2.3. Аутоагрессия

Аутоагрессия  – очень многозначное понятие, чаще всего проявляющееся в саморазрушении, наказании себя как морально, так и физически, вымещении на себе или окружающих злости, обиды, ненависти.

Когда, человек, по каким либо причинам, не может проявить своё раздражение во вне, то он оборачивает его против себя. Это может быть самообвинение, нанесение себе физического вреда, непроизвольное неловкое поведение приводящее к травмам.

Люди не рождаются со знанием о плохом и хорошем. Их учат родители. И концепция наказания приходит в жизнь ребенка, как наиболее привычный и понятный способ реагирования на плохое. Такое наказание как аутоагрессия, наказание самого себя, может войти в привычку и, вместо того чтобы решать проблему и искать выход из ситуации, человек направляет агрессию на себя.

Чаще всего аутоагрессия проявляется в нанесении телесных повреждений: выдёргивание волос, расчёсывание кожи, кусание губ и щёк, порезов, ударов, царапин. Такое поведение может наблюдаться у людей всех возрастов, но наиболее склонны к этому подростки.

В период полового созревания меняется гормональный фон, изменяется тело, сильно скачет самооценка, формируется желание жить самостоятельно и актуализируется саморефлексия. Ребенок начинает задумываться кто он, какой он, зачем он пришел в этот мир.

Многие дети не умеют выражать свою агрессию, они хотят быть хорошими и удобными для родителей и поэтому "злые" мысли и чувства в отношении семьи подавляются. Энергия этих эмоций накапливается и находит выход в приемлемом для подростка виде, причинение вреда самому себе.

Ещё одной из причин аутоагрессии является деперсонализация, когда свои действия и чувства наблюдаются как бы со стороны и ими тяжело управлять. 

В связи с телесными преобразованиями в период полового созревания, некоторые люди воспринимают своё тело как отвратительное, недостойное и причиняя ему вред, они выражают таким образом свою ненависть и отвращение.

Они возлагают на себя ответственность за настроение и поведение других людей. А так как изменить других у них не получается, они ещё глубже погружаются в свою вину. Выходом этого напряжения и является аутоагрессия.

Иногда нанесение вреда себе бывает демонстративным. Подросток пытается привлечь внимание, достучаться до кого-то таким образом.

В любом случае, такое поведение несёт опасность. Глупо ругать или наказывать ребенка за проявление агрессии к себе, это только ещё больше усугубит чувство вины и злости. Если выяснить причину аутоагрессии и сформировать более приемлемые формы поведения не получается самостоятельно, то следует обратиться за помощью к психологу.

 

2.3.2. Причины формирования аутоагрессивного поведения

К таким причинам можно отнести:

1. Последствия неправильного воспитания. Аутодеструкция проявляется как закрепившаяся поведенческая реакция после унижений и отсутствия любви родителей.

2. Пережитое насилие. Жертвы насильственных действий совершают аутоагрессивные действия, чтобы снять накапливающееся напряжение, выплеснуть неотреагированные эмоции (ненависть, злобу, гнев).

3. Приверженность идеологии. Чрезмерное увлечение религией, философскими и эзотерическими знаниями, системами питания, физическими нагрузками иногда сталкивается с невозможностью соблюдать запреты, выполнять требования.

4. Неудовлетворенность работой, семьей. Аутодеструктивное поведение формируется при невозможности открытого реагирования на конфликты, запреты, ограничения, неприемлемые требования.

5. Психические и соматические заболевания. Причиной аутоагрессии становится невыносимая боль, тяжелая депрессия, переживание физической беспомощности. Пациенты совершают попытки самоубийства, самоповреждения.

6. Стремление к манипуляции. Демонстративная аутоагрессия является потребность во внимании окружающих, получение выгоды.

 

3. Методы профилактики девиантного поведения школьника

Зная основные причины того, почему поведение ребенка начинает отклоняться от нормы, можно заранее предотвратить их. Предупреждение девиантного поведения это, прежде всего доверие в семье и близкое общение с ребенком. Именно семейные конфликты зачастую приводят к непоправимым последствиям. Если же время было упущено, то коррекция девиантного поведения возможна несколькими путями:

1. Информирование ребенка и повышение его психологической грамотности относительно тех внутриличностных проблем, с которыми он столкнулся. Здесь могут помочь научные данные, опыт других людей и т.п.

2. Воспитание метафорой. Самый простой и действенный способ найти общий язык с подростком это общение с ним на языке метафор. Важно рассказать ему, что вы прошли через те же самые проблемы, что и он. Это не только будет развивать доверие, но и хорошо разрядит обстановку.

3. Занятия в различных секциях. Отдав ребенка в спорт или творческую группу, можно направить его интересы и энергию в положительное русло.

4. Если самостоятельные способы найти общий язык с трудным ребенком не представляется возможным, нужно обратиться к помощи психолога. Профессиональная консультация поможет ребенку разобраться в себе и уладить внутрисемейные конфликты.

3.1. Профилактика подростков от никотино-, табако- и наркозависимости

Проблема употребления учащимися никотина, алкоголя и наркотиков очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление табака, спиртных напитков никотина, алкоголя и наркотиков на сегодняшний день характеризуется и наркотических веществ в мире характеризуется огромными цифрами.

Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения ситуация за последние несколько лет по употреблению подростками (школьниками) тенденцией к омоложению и увеличению.

Число наркоманов в подростковом возрасте увеличилось в 18 раз, детей – 24,3 раза. К двенадцати годам, возрасту школьников седьмых – девятых классов, первую сигарету в своей жизни выкуривают до 30% учащихся. Также 40% российских подростков пьют алкоголь регулярно. Не пробовали спиртное только 4% учащихся старших классов.

В связи с чем считаю, что данное проявление девиантного поведения школьников требует особого внимания со стороны родителей, так как только они могут предупредить и помочь справиться с возникшими проблемами. И для помощи родителям в поддержке своих детей я разработала «Памятку – рекомендацию для родителей по профилактике наркомании и токсикомании подростков».

Памятка для родителей

1. Никогда не занимайтесь «воспитательной работой» в плохом настроении.

2. Четко определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.

4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и рассматривайте с ребенком его правильные и неправильные, целесообразные и нецелесообразные шаги к цели.

5. Не пропустите момента, когда достигнуты первые успехи. Отметьте их.

6. Укажите ребенку на допущенную ошибку, чтобы он осмыслил еѐ.

7. Оценивайте поступок, а не личность. Помните: сущность человека и его отдельные поступки - не одно и то же.

8. Дайте ребенку почувствовать (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на ошибку.

9. Воспитание - это преемственность действий.

10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

Вы должны знать:

1. С кем дружит ваш ребенок.

2. Где проводит свободное время.

3. Не пропускает занятий в школе.

4. В каком виде или состоянии возвращается домой.

Не позволяйте детям и подросткам:

1. Уходить из дома на длительное время.

2. Ночевать у малознакомых для вас людей.

3. Оставаться надолго дома без присмотра взрослых, родственников на длительное время вашего отпуска.

4. Находиться поздно вечером и ночью на улице, где они могут стать жертвой насильственных действий взрослых.

5. Носить чужую одежду.

6. Хранить чужие вещи. Вы обязаны заметить и отреагировать, когда: - в доме появились чужие вещи (выясните, чьи они) - в доме есть запах жженой травы или синтетических веществ (это может свидетельствовать о курении сигарет с наркотическими веществами); - в доме появились иглы для инъекций, мелкие частицы растений, чем испачканы бинты, закопчена посуду (это может свидетельствовать об употреблении наркотических препаратов); - в доме появились лекарства, которые действуют на нервную систему и психику (выясните, кто и с какой целью их использует); - в доме слишком часто является запах средств бытовой химии - растворителей, ацетона и т.д. (это может свидетельствовать о захвате детей веществами, которые вызывают состояние одурманивания); - состоялась быстрая смена внешнего вида и поведения детей: нарушилась координация движений, повысилась возбудимость или вялость, появились следы от укол на венах, расширение зрачков и т.д. (это может свидетельствовать о применении ребенком наркотических веществ).

Рекомендации для родителей по профилактике наркомании и

токсикомании подростков

1. Не паникуйте. Даже если вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке сына или дочери след укола, это еще не означает, что теперь ваш ребенок неминуемо станет наркоманом. Часто подростка вынуждают принять ПАВ под давлением. Помните о том, что и многим взрослым людям приходилось употреблять наркотические средства (обезболивающие уколы, масочный наркоз). И постарайтесь с первых минут стать не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником, который поможет справиться с бедой.

2. Сохраните доверие. Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к угрозам, крику, запугиванию. Это оттолкнет подростка, заставит его замкнуться. Не спешите делать выводы. Возможно для вашего ребенка это первое и последнее знакомство с психоактивным веществом. Будет лучше, если вы поговорите с ним на равных, обратитесь к взрослой его личности. Возможно, что наркотические и токсические вещества для него способ самоутвердиться, пережить личную драму или заполнить пустоту жизни.

3. Оказывайте поддержку. «Мне не нравится, что ты сейчас делаешь, но я все же люблю тебя» - вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать, что бы с ним не произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом. Поощряйте интересы и увлечения ребенка, которые должны стать альтернативой наркотику, интересуйтесь его друзьями, приглашайте их к себе домой. И наконец, помните, что сильнее всего на подростка будет действовать ваш личный пример. Подумайте о своем собственном отношении к некоторым веществам (табак, алкоголь, лекарства).

4. Обратитесь к специалисту, который окажет вам квалифицированную помощь. Не обязательно сразу к наркологу, лучше начать с психолога или психотерапевта. При этом важно избежать принуждения. В настоящее время существуют различные подходы к лечению наркомании. Посоветуйтесь с разными врачами, выберите тот метод и того врача, который вызовет у вас доверие. Будьте готовы к тому, что спасение вашего подростка может потребовать от вас серьезных и длительных усилий. В любом случае пускать ситуацию "на самотек" – значит заведомо смириться с потерей ребенка. Не спешите сдаваться, ВЫХОД ЕСТЬ!

ПОМНИТЕ, что ВЫ НЕ ОДНИ в решении этой проблемы!

Рекомендации родителям по профилактике агрессивного поведения.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

2. Акцентирование внимания на поступках, а не на личностях.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

4. Снижение напряжения ситуации.

5. Обсуждение с подростком поступка (конструктивный диалог).

6. Сохранение положительной репутации ребенка.

7. Демонстрация неагрессивной модели поведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Колесникова, Г.И. Дивеантология: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2017. -238с.

2. Менделевии, В.И. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. – С-П.:Речь, 2005 - 445 с.

3.Девиантное поведение: причины, виды, формы[Электронный ресурс], -https://psihbolezni.ru/rasstrojstva/deviantnoe-povedenie-prichiny-vidy-formy/

4. Девиантное поведение учащихся: причины, признаки, организация работы по его профилактике [Электронный ресурс]. –https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2016/03/18/deviantnoe-povedenie-uchashchihsya-prichiny-priznaki

Просмотров работы: 2038