МОНИТОРИНГ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ 21 ВЕКА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

МОНИТОРИНГ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ 21 ВЕКА

Кисель Арина Александровна 1, Каркавцева К.С. 1, Каркавцева И.А. 1, Белецкая Е.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. До нынешних событий возможность учиться заграницей была в разы доступней. В России это также являлось востребованной практикой. Интернационализация образовательной деятельности, создание международных образовательных проектов, программ [1]. Всё больше иностранных студентов выбирали и выбирают до сих пор российские университеты из-за их доступности и качества образования, в том числе и Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (САФУ).

Два года назад иностранные студенты не задумывались о том, что могут провести одни из самых ярких воспоминаний своей жизни сидя за компьютером, возможно даже на родине, ведь не так давно пандемия, достаточно неожиданно, нахлынула на целый Мир. Наилучшим решением снижения количества заболевших стал карантин, который повлёк за собой такие последствия как, необходимость адаптации, активного поиска и открытия существующих, но не особо развитых, методов взаимодействия людей друг с другом, как в рамках работы, так в рамках и обучения [2].

Крупные образовательные учреждения закрылись на карантин, при этом предоставляя возможность учиться дистанционно, а также сдавать иностранным студентам вступительные экзамены в дистанционном формате. Это является несомненным плюсом, если не учитывать такой фактор, как дисциплины и направления обучения, основанные на присутствии человека в конкретном месте.

Одной из таких дисциплин является «Прикладная физическая культура и спорт» (ПФКиС), для проведения которой просто необходимо очное присутствие студентов и преподавателей, так как сама дисциплина направлена на контролирование физического состояния студента посредством выполнения определённых физических упражнений [3]. Но такая серьёзная ситуация не терпит исключений, поэтому у преподавателей возникла необходимость адаптироваться к сложившимся обстоятельствам и найти новый способ мониторинга как обычных студентов, так и, в частности, иностранных.

Цель исследования – мониторинг дистанционного обучения иностранных студентов по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт» в период пандемии 21 века.

Задачи: 1) выявить проблемы с проведением занятий в дистанционном формате;

2) предварительно узнать местоположение иностранных студентов;

3) определить эффективность различных вариантов мониторинга.

Организация и методы исследования. Для решения поставленных задач применялись методы анализа научно-методической литературы по проблеме исследования и опрос-анкетирование с целью изучения качества мониторинга дистанционного обучения иностранных студентов по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт» в связи с пандемией.

Исследование проходило на базе Высшей школы психологии, педагогики и физической культуры САФУ. В исследовании участвовали студенты Высшей школы естественных наук и технологий, Высшей школы энергетики, нефти и газа, Высшей инженерной школы. В качестве респондентов принимали участие студенты 1-4 курсов в количестве 24 человек (20 девушек и 4 юноши), возраст участников исследования составил от 18 до 22 лет. Все респонденты дали добровольное согласие на проведение исследования.

Результаты исследования и их обсуждение.Изучение и анализ учебно-методической литературы, научных публикаций и статей показал, что можно выбрать несколько вариантов формата дистанционного обучения иностранных студентов по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт» [3, 4]:

1 вариант: проведение занятий через онлайн платформу (Skype, Zoom и т.п.).

2 вариант: проведение занятий путём отправки студентами преподавателю видеоматериалов с правильным выполнением упражнений, который заранее были подготовлены преподавателем и высланы определённой группе.

3 вариант: самоконтроль со стороны студентов, заключающийся в отправки конечных результатов преподавателю в виде дневника самоконтроля.

Результаты показывают, что показатель эффективности и достоверности, в выполнении всех заданий, при использовании онлайн платформы более высокий, чем, например, при самоконтроле.

Рисунок 1. Оценка предпочтения иностранными студентами САФУ разновидностей дистанционного формата занятий по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт»

Также в ходе проведённого исследования респондентам было предложено ответить на ряд вопросов. Анализ данных опроса-анкетирования текущего анализа проблем, связанных с дистанционным обучением иностранных студентов представлен в таблице.

Таблица – Оценка данных опроса организации и сопровождения дистанционного обучения по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт» у иностранных студентов САФУ

Вопрос

Процент участников опроса с ответом «Да»

Процент участников опроса с ответом «Нет»

Процент участников с ответом «Затрудняюсь ответить»

Находились ли Вы в период пандемии в России на месте обучения (САФУ)?

99%

1%

0%

Были у Вас сложности с организацией и участием в дистанционных практических занятиях по дисциплине «ПФКиС»?

30%

70%

0%

Возникали у Вас проблемы сопровождения занятий по дистанционному обучению (отсутствие оборудования или интернета)?

20%

80%

0%

Появлялись у Вас проблемы с адаптацией к дистанционному формату обучения (языковой барьер, режим, условия быта)?

30%

70%

0%

Осведомлены ли Вы, какая у вас группа здоровья для занятий физической культурой с целью дозирования нагрузок?

72,4%

17,6%

10%

По экспериментальным данным, представленным в таблице, видно, что большинство иностранных респондентов находятся сейчас на месте обучения (99%), у меньшей половины респондентов возникли трудности с дистанционным обучением по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт» (30%), большая часть студентов имела возможность выйти на связь во время дистанционного обучения без помех с интернетом (80%), меньшая половина респондентов столкнулась с проблемами во время адаптации к дистанционному обучению по дисциплине (30%) и значительное количество студентов осведомлены о своей группе здоровья (72,4%).

Необходимо отметить тот факт, что иностранные респонденты при прохождении тестирования на предпочтение определённой формы занятий по дистанционному формату обучения. Опирались на свои ощущения, которые зависят не только от удобства и эффективности, но и от темперамента, характера и индивидуальных личностных особенностей респондента [5].

Полученные данные опроса большинства респондентов о группе здоровья для занятий физической культуры были изучены и экспериментально верифицированы (рис. 2).

Рисунок 2 – Оценка уровня здоровья студентов САФУ для выявления особенностей адаптации к физическим нагрузкам

Результаты проведённого исследования показали, что из числа иностранных студентов САФУ, участвовавших в опросе, большинство респондентов устраивает нынешний формат занятий по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт», что является показателем правильно организованной работы и взаимопониманием преподавателей и студентов.

Кроме того, необходимо отметить тот факт, что большинство иностранных респондентов на основании медицинского осмотра имеют основную (53,3%) и подготовительную (26,7%) группы здоровья для занятий физической культурой, а значит, не имея значительных отклонений в состоянии здоровья, при согласовании с преподавателем могут самостоятельно выполнять строго дозированную физическую нагрузку. Для студентов со специальной группой здоровья «А» предусмотрена физическая нагрузка оздоровительной направленности. Для студентов со специальной группой здоровья «Б» предложено выполнение теоретических заданий и научно-исследовательской работы.

Таким образом, можно сделать заключение о том, что мониторинг дистанционного обучения иностранных студентов Северного (Арктического) федерального университета показал, что организация и сопровождение дистанционного формата обучения в период пандемии были на должном уровне. Была непосредственная консультация студентов у преподавателей по всем возникшим вопросам и сложностям, которые оперативно решались и вносились коррективы в образовательный процесс. Большинство иностранных студентов уже освоили формат дистанционного обучения экспериментально и не испытывают особых проблем при выполнении конкретных заданий, что также является показателем качества дистанционного обучения.

Список литературы:

Пащенков М.В., Хаитов М.Р. Иммунный ответ против эпидемических коронавирусова [Электронный ресурс] / М.В. Пащенков, М.Р. Хаитов. – Москва, 2020. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/immunnyy-otvet-protiv-epidemicheskih-koronavirusov (дата обращения: 23.12.2020).

Ствоба Л.Ф., Лебедев В.Н., Петров А.А. Новый коронавирус, вызывающий заболевание человека [Электронный ресурс] / Л.Ф. Ствоба, В.Н. Лебедев, А.А. Петров. –2015. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-koronavirus-vyzyvayuschiy-zabolevanie-cheloveka (дата обращения: 23.12.2020).

Капезина Т.Т. Проблемы обучения иностранных студентов в российском ВУЗе [Электронный ресурс] / Т.Т. Капезина. – Пенза, 2014. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-obucheniya-inostrannyh-studentov-v-rossiyskom-vuze (дата обращения: 28.12.2020).

Бамбухова А.Д., Шемятихин В.А., Добрынин И.М. Особенности профессионально-прикладной физической культуры у студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс] / А.Д. Бабухова, В.А. Шемяьихин, И.М. Добрынин. – Екатеринбург, 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalno-prikladnoy-fizicheskoy-kultury-u-studentov-vysshih-uchebnyh-zavedeniy (дата обращения: 23.12.2020).

Беккер И.Л., Иванович С.А. Проблемы адаптации иностранных студентов к образовательному процессу российского ВУЗа (на примере Пензенского государственного университета) [Электронный ресурс] / И.Л. Беккер, С.А. Иванович. – Пенза, 2015. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-adaptatsii-inostrannyh-studentov-k-obrazovatelnomu-protsessu-rossiyskogo-vuza-na-primere-penzenskogo-gosudarstvennogo (дата обращения: 28.12.2020).

Просмотров работы: 8