ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ЗАРУБЕЖНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К УСЛОВИЯМ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ЗАРУБЕЖНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К УСЛОВИЯМ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА

Агаджанова Гунча 1, Кичёва И.Е. 1, Каркавцева И.А. 1, Белецкая Е.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Арктический и субарктический регион Севера России по основным климато-географическим параметрам жизнеобеспечения претендует на отнесение к стрессовым экологическим зонам и характеризуется выраженной экстремальностью условий среды обитания. К таким условиям можно отнести: природно-климатические факторы; фото-периодичность с явлениями полярного дня и полярной ночи, холод, высокая влажность воздуха, нестабильность барометрического давления и состояния магнитосферы. Все это влияет на работоспособность и здоровьесбережение населения данных территорий.

Система жизнеобеспечения организма, наряду с механизмами поддержания равновесия внутренней среды, реализуется через посреднические системы, такие как кровообращение, дыхание, кровь, а также регуляторные механизмы вегетативной и эндокринной систем [1].

Лабильность такой важной системы, как сердечно-сосудистая, позволяет ограничить или расширить спектр этих адаптивных реакций. Одним из ведущих климатических факторов нашего региона является холод, так как низкие температуры воздуха в Архангельске могут наблюдаться в течение 6-8 месяцев. Заболевания системы кровообращения занимают первое место по причинам инвалидности, второе место в структуре заболеваемости. Уровень последней на Крайнем Севере выше, чем в более южных регионах России [2].

Изучение деятельности системы кровообращения, механизмов перестройки ее работы при воздействии «возмущающих» факторов (в нашем случае – локального холодового воздействия) является важным. Знание этого позволяет расширить представление о механизмах адаптации сердечно-сосудистой системы к холодовому фактору, выяснить возможные моменты напряжения той или иной функции организма, определить изменения, которые могут привести к сбоям в сердечно сосудистой системе при адаптации молодежи.

Занятия физической культурой и спортом, как правило, связаны с воздействием холодового фактора. Холод, как понятие выходит далеко за рамки представлений об абсолютных значениях низких температур и в большей степени соотносится с понятием охлаждающего влияния окружающей среды на организм. Низкая температура представляет собой весьма распространенный экологической фактор среды, который отражает приспособительные возможности организма. Изучение механизмов физиологической адаптации к холоду посвящено много научно-исследовательских работ [3, 4].

Переезд в другой регион для человека всегда сопровождается рядом адаптационных проблем и психологических переживаний. Особенно нелегко молодежи, которая не совсем осознает, что их ждет впереди, у них нет богатого жизненного опыта за плечами, который бы помог им легче справится с трудностями и благополучно адаптироваться к изменяющимся условиям климата. Кроме того, начинается новый жизненный этап долгожданная свобода от родительской опеки, а также сам учебный процесс в университете, что тоже в новинку для бывших школьников. Особенно сложно проходит адаптация иностранных граждан ближнего зарубежья. Ведь для них часто это не только непривычный климат, но и совершенно другая страна со своей культурой и носителем языка, который также изучается довольно сложно и долго.

Поэтому адаптация студенческой молодежи в северных регионах имеет свои особенности. Следует отметить, что сильное воздействие на организм происходит как со стороны социальных, так и природных факторов среды, что, безусловно, оказывает влияние на адаптивные способности.

Приспособление, или адаптация, к новым условиям достигается ценой затраты функциональных ресурсов организма, что в свою очередь сказывается на учебной деятельности студентов. Коме того из-за смены деятельности и новизны происходящего студенты часто испытывают стресс и психологическое напряжение [5].

Поэтому очень важно помочь студенческой молодежи в адаптации для более комфортного обучения в университете и жизнедеятельности в целом.

Цель исследования данной работы: изучить особенности проблем адаптации студенческой молодежи в циркумполярном регионе

Задачи исследования:

1) Изучить особенности адаптации студентов;

2) Рассмотреть теоретические аспекты по проблеме адаптации студентов;

3) Проанализировать полученные данные в ходе эксперимента;

Методы исследования:

теоретический

экспериментальный (анкета, анализ полученных данных)

Теоретическая значимость данного исследования позволяет проанализировать как адаптироваться студенческой молодежи в новых климатогеографических условиях северного региона с наименьшими функциональными затратами и последствиями для организма.

Практическая значимость данного исследования выявить, насколько хорошо студенческая молодежь адаптируются на территории циркумполярного региона.

Исследование проходило на территории Северного (Арктического) федерального университета имени. М.В. Ломоносова. В качестве респондентов принимали участие студенты Высшей школы психологии, педагогики и физической культуры обучающиеся на 1-5 курсах, в количестве 30 человек в возрасте от 19 до 25 лет.

На основании проведенного исследования были выявлены следующие результаты, которые представлены ниже в диаграммах. Так, представлены данные опроса зарубежных студентов по регионам проживания (рис. 1).

Рисунок. 1. Регионы проживания зарубежных студентов до переезда

По результатам данной диаграммы можно сделать вывод, что большая часть опрошенных приехала из южных (33,1%) и центральных регионов (26%). Поэтому большинство из опрошенных студентов не приспособлены к быстрой адаптации к климату циркумполярного региона.

Далее представлены данные опроса зарубежных студентов по обоснованию выбора высшего учебного заведения (рис. 2).

Рисунок 2. Причины выбора зарубежными студентами высшего учебного заведения

По результатам изображенных на рисунке 2 можно судить о причинах выбора учебного заведения можно рассмотреть и сделать вывод о том, что большая часть молодых людей выбрали высшее учебное заведение по советам знакомых (47%), а также из-за интереса выбора к своей будущей профессии (39%). Однако совершенно никто не проголосовал за вариант ответа в этом опроснике, а точнее о возможности трудоустройства, значит, это выдвигает предположение, что возможно в данном регионе существуют сложности устройства на работу по своей специальности. И лишь 14% опрошенных обучающихся при своем выборе руководствовались мнением родителей или возможное продолжение семейных традиций в выбранной профессии будущего абитуриента, а также финансовое решение в выборе своих возможностей.

Также представлены данные опроса зарубежных студентов по уровню адаптации к проживанию на территории циркумполярного региона (рис. 3).

Рисунок 3. Уровень сложности адаптации зарубежных студентов к проживанию в циркумполярном регионе

По результатам полученных данных этого опроса можно сделать вывод, что лишь 7,1% опрошенных студентов испытывали трудности в адаптации при обучении в высшем учебном заведении.

Систематические занятия физической культурой и спортом помогают справиться с трудностями адаптации зарубежных студентов к новым условиям проживания. Так, оздоровительная и спортивная деятельность нравится превалирующему числу иностранных студентов (44,8%), кроме того молодежь занята другими интересными делами, такими как творчество, путешествие, посещение музеев, театров, что помогают им отвлечься от учебы и способствует полноценной адаптации. Полученные данные опроса зарубежных студентов по данному вопросу представлены на рисунке 3.

Рисунок 4. Показатели досуга зарубежной студенческой молодежи в свободное время

Кроме того, осуществляются адаптационные мероприятия, чтобы все желающие могли попробовать свои силы в определенном виде деятельности, и к числу таких мероприятий можно отнести ежегодную «Школу Волонтера». Новым форматом адаптационных мероприятий волонтерского движения в университете стал – «Звездный час волонтера». Данное мероприятие рассчитано для студентов первого курса с целью ознакомления их с основными аспектами деятельности в университете, а также формирования у студенческой молодежи личностно-ориентированной мотивации к обучению в университете.

В целом, зарубежные студенты по-разному оценивают трудности, связанные с адаптацией кновым условиям окружающей социокультурной среды (рис. 5).

Рисунок 5. Оценка трудностей, возникающих в связи с адаптацией, в жизни зарубежных студентов

Полученные результаты опроса по данному аспекту указывают на то, что большая часть студентов испытывают трудности в общении среди своих однокурсников, а также в общественной жизни и учебном процессе (53,6% и 14,3%) и лишь малая часть (14,3%) все же столкнулись с трудностями адаптации в университете.

Заключение.

Результаты проведённого исследования показали, что большая часть студенческой молодежи быстро и хорошо адаптируются в северных регионах. Полученные результаты особенностей адаптации студентов к учебной деятельности могут быть использованы и учтены преподавателями при разработке учебных программ, а также студентам с целью снижения психологического порога уровня тревожности к успешному обучению в университете.

Таким образом, в рамках Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова (САФУ) осуществляется активная волонтерская деятельность, которая эффективно способствует социализации студенческой молодежи в современном обществе Необходимо отметить, что в рамках университета отмечается успешная адаптация иностранных студентов в экстремальных условиях Арктического региона. Данная деятельность осуществляется благодаря совместному сотрудничеству студентов-волонтеров САФУ и взаимной поддержке ветеранов, однокурсников, которые участвуют в различных мероприятиях, национальных фестивалях, кружках, студенческих конкурсах и спортивных секциях по различным видам спорта.

Список литературы:

1. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. - С.49-106.

2. Агаджанян Н.А., Петрова П.Г. Человек в условиях севера. М.: КРУК, 1996. -87с.

3. Авцын А.П., Марачев А.Г. Проявление адаптации и дизадаптации у жителей Крайнего Севера //Физиология человека. – 1975. – Т.1. - № 4. – С. 384-390.

4. Агаджанян Н.А., Тель Л.З. и др. Физиология человека. – С.Пб.: Сотис. – 1998. –528 с.

5. Корецкая Л.В. Взаимная адаптация иностранных студентов из арабских стран и преподавателей в учебном процессе // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2015. – № 1. – С. 31-44.

Просмотров работы: 52