Туристская индустрия очень изменчива. Меняется её структура и характер, приходят новые направления и виды туризма. Потребности туристов растут каждый день, они хотят чего-то нового и необычного.
Многие люди являются ценителями кулинарного искусства. Конечно, различные национальные блюда можно попробовать в ресторанах и кафе национальных кухонь, не покидая пределы своего города, но чтобы по-настоящему окунуться в гастрономическую культуру и оценить по достоинству изысканные блюда, туристическая индустрия разработала, так называемые гастрономические туры.
Основной целью гастрономических туров является ознакомление с особенностями национальных кухонь той или иной страны. Гастрономический тур – это не просто попробовать какое-то редкое или экзотическое блюдо, это в первую очередь насладиться обычаями и традициями местных жителей, их культурой приготовления пищи.
Национальная кухня той или иной страны может рассказать об истории народа, её традициях, образе жизни. Если знаменитые произведения – это авторство одного человека, то кухня – это творчество целого народа. Когда турист путешествует, он всегда хочет открыть и попробовать для себя что-то новое. Именно это и подталкивает туристическую индустрию развиваться в новых формах туризма.
Какие же виды гастрономического туризма существуют?
Ресторанный: этот вид гастрономического туризма предполагает посещение фирменных ресторанов, которые отличаются высоким качеством национальной кухни.
Сельский: включает в себя дегустацию местной продукции, а также туристы могут принять участие в сборе урожая, познакомиться с технологическими особенностями переработки сельской продукции.
Образовательный: в первую очередь предполагает участие в мастер-классах, ознакомление туристов с технологией пищевого производства, а также посещение образовательных учреждениях с кулинарной специализацией.
Событийный: подразумевает участие в различных фестивалях, связанных с гастрономией.
Экологический: этот вид гастрономического туризма знакомит туристов с технологией производства органических продуктов и предполагает дегустацию экологических продуктов, а также посещение мастер-классов по приготовлению эко-блюд.
Специализированный: данный вид знакомит туристов с технологией приготовления одного блюда в разных местностях. В основном это пивные, сырные, винные и другие туры.
Комбинированный: этот вид гастрономического туризма объединяет несколько направлений.
Теперь поговорим немного об основных чертах гастрономического туризма:
Уникальной чертой гастрономического туризма, является то, что условия его развития имеют абсолютно все страны.
У гастрономического туризма отсутствует сезонность отдыха, в любое время годы Вы можете подобрать подходящий тур.
Кулинарный туризм в той или иной степени является составной частью всех туров. В отличие от других видов туризма, знакомство с национальной кухней становится главным мотивом, пунктом назначения и элементом гастрономического путешествия.
Продвижение местных ферм и производителей продуктов питания является неотъемлемой частью любого гастрономического тура.
Покупатели гастрономических туров должны заранее определиться с концепцией тура. Можно просто съездить в страну, славящуюся многовековыми кулинарными традициями, и посмотреть ее памятники, как съедобные, так и прочие. А также турист может посетить яркие и аппетитные гастрономические фестивали, которые периодически проходят в разных уголках мира. Например, сентябрь - время Устричного фестиваля в Ирландии и Октоберфеста в Мюнхене, в июле традиционно проходит праздник испанской национальной еды Сан-Фермин и Бонтон - фестиваль тунца в Италии, а в ноябре заядлые гастрономические туристы отправляются во Францию на Божоле Нуво - праздник молодого вина или на фестиваль белых трюфелей в Сан-Миниато.
СМИ сыграли важную роль в распространении гастрономического туризма, демонстрируя путешествия и связывая их с едой. Есть круглосуточный телеканал Food Network, который очень тесно объединяет гастрономию и путешествия, и даже сложно сразу определить, в каком направлении идет этот канал: гастрономическое или туристическое.
Перед лицом растущей конкуренции в сфере туризма и его маркетинга каждый регион находится в поиске уникальных продуктов, с помощью которых можно было бы выделиться среди других. Сама по себе местная кухня уже представляет собой платформу, которая содержит необходимые ресурсы, которые можно использовать в качестве маркетинговых инструментов для привлечения клиентов, продвижения городов, регионов или даже целых стран. В статье рассмотрена классификация видов гастрономического туризма, его основные особенности и отличия от других видов туризма. Гастрономический туризм в первую очередь направлен, на то чтобы турист познакомился с национальной кухней местных жителей, их культурой, традициями, особенностями приготовления различных блюд.
Литература
Бондаренко Г.А. Гостиничное и ресторанное хозяйство. Мн.: БГЭУ, 2009.
Буценко Е. Д. Гастрономический туризм как популярное направление в туризме // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015.
Васюкова А.Т., Пивоваров В.И., Пивоваров К.В. Организация производства и управление качеством продукции в общественном питании Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2006.
Гастрономические туры / Описание отелей, курортов и интересных мест [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://1001tours.com
Кляп М.П. Шандор Ф.Ф. Современные разновидности туризма: Научн. пособие. - М.: 2011.