БОЛЬНИЧНАЯ КЛОУНАДА КАК СПОСОБ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

БОЛЬНИЧНАЯ КЛОУНАДА КАК СПОСОБ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ

Стрельникова Е.Д. 1
1ГБОУ ВО БГИИК
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день больничная клоунада становится все более популярным направлением реабилитационной деятельности в больницах. В России больничная клоунада активно развивается по всей стране с 2009 года. Такой вид работы существует уже в Москве, Красноярске, Калининграде, Томске, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Казани, Белгороде и многих других городах. В связи с таким развитием подобной деятельности возникает потребность в более точном изучении эффектов данной терапии на состояние маленьких пациентов. Начать следует с понятий социокультурной реабилитации, больничной клоунады и клоунотерапии.

Социокультурная реабилитация — это комплекс мероприятий (включающих культурологические механизмы), направленных на возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию, и, в целом восстановлению культурного статуса инвалида как личности.

Больничная клоунада — деятельность по социально-культурной реабилитации детей в стационарах больницы методами арт-терапии, клоунотерапии и игротерапии. Больничной клоунадой занимаются больничные клоуны.

Клоунотерапия - это психологическая работа, в которой лечение происходит через получение ребёнком положительных эмоций, игры и смех. Учитывая восприятие детей, диалог между ребенком и сказкой продуктивнее, чем диалог между ребенком и взрослым. Именно поэтому психологом здесь выступает клоун.

С помощью терапевтического искусства игры и юмора больничные клоуны помогают пациентам и их семьям уменьшить страх и тревогу, одновременно повышая их силу и мотивацию, чтобы справиться с болезнью. Целями больничной клоунады является:

уменьшение стрессовых и шоковых состояний у ребенка в больнице и переключения ребенка на игру и интерактивное общение;

отвлечение и снятие болезненных ощущений во время проведения медицинских манипуляций, а также перед подготовкой к операциям;

с помощью смеха и позитивного мышления повышение уровня эндорфинов, которые укрепляют иммунную систему и способствуют быстрому выздоровлению;

с помощью клоунотерапии поднятие настроение и жизненного тонуса пациентам для дальнейшего позитивного восприятия жизни.

Дети, проходящие длительную реабилитацию, переживают гораздо больше, чем медицинские процедуры. Длительная ограниченная деятельность и разлука с семьей в значительной степени способствуют их стрессу и тревоге [4, 5]. Многолетние исследования показали, что терапевтическая клоунада усиливает эмоциональные и поведенческие реакции. Положительные изменения эмоциональной реакции, возникающие из-за юмора и смеха, коррелируют с повышением болевого порога и иммунитета, обратно коррелируют с уровнями гормона стресса и связаны с положительным здоровьем. Клоунотерапия способствует развитию вербального и невербального общения, улучшает настроение и мироощущение детей, усиливает проявление эмоций, таких как смех и радость и воспринимается как ценная дополнительная терапия пациентами, их семьями и медперсоналом.

При работе с пациентами больничные клоуны должны уметь сочетать художественные навыки (например, музыку, комедию, пантомиму, магию или кукольный театр), которые вызывают у детей положительные эмоции, с собственными личными качествами, такими как сочувствие, эмоциональный интеллект и интуиция. 

Среди форм и методов работы больничных клоунов главное место занимает игра (игротерапия). Она помогает детям не только отвлечься, но и изменить восприятие действительности, избавиться от неприятных воспоминаний и страхов. Больничные клоуны активно используют сказкотерапию и театротерапию, которая способствует перевоплощению детей в образы их героев и идеалов, отвлекает от подавленного состояния, лишает стрессов. Этому также способствуют творческая культурологическая терапия и различные традиционные формы арт-терапии, среди которых: рисование, работа с песком, лепка, аппликация и тому подобное. Смехотерапия, которой тоже принадлежит одно из ведущих мест в реабилитационной деятельности больничных клоунов, гармонизирует состояние несовершеннолетних пациентов, веселит их, отвлекает от постоянного душевного и физического боли, страданий [3].

Больничная клоунада - это и игра, которая приобщает маленького человека к социальным ролям, и получение эмоционального удовольствия, и организация досуга, и создание душевного комфорта и ощущения безопасности, потому что ребенок находится в обстановке доверия и доброжелательности [7, с. 270]. Все это вместе создает положительную мотивация к восстановлению и выздоровлению. Практика лечения и реабилитации детей с тяжелыми болезнями, ранениями, психологическими травмами и посттравматическим стрессовым расстройством в России и за рубежом показала высокую эффективность профессиональной больничной клоунады как одного из видов креативной реабилитационной терапии.

Список литературы

Галаева, К. С. Анализ эффектов больничной клоунады как способа реабилитации в условиях стационара / К. С. Галаева, Е. М. Иванова // Молодой ученый. — 2018. — № 1.1 (187.1). — С. 10-12.

Голубева Анастасия. Врачи с красными носами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.proactive.in.ua/2019/09/18/vrachi-s-krasnymi-nosami/.

Гурьева Е. С. Теоретические аспекты больничной клоунады – анализ отечественной и зарубежной литературы // Казанский педагогический журнал. — 2016. — С. 139-141.

D. Hart and E. Bossert. Self-reported fears of hospitalized school-age children // Journal of Pediatric Nursing, vol. 9, no. 2, pp. 83–90, 1994.

E. Bossert. Stress appraisals of hospitalized school-age children // Children's Health Care, vol. 23, no. 1, pp. 33–49, 1994.

Kingsnorth S, Blain S, McKeever P. Physiological and emotional responses of disabled children to therapeutic clowns: a pilot study // Evid Based Complement Alternat Med. — 2011.

Мартин Р. Психология юмора. — СПб: Питер, 2009. — 480 с.

Род М. Психология юмора / Род Мартин / Пер. с англ. под ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2009. – 480 с.

Рочева М.А. Больничная клоунада как средство психологической поддержки детей с онкологическими заболеваниями: магист. дисс. / Рочева Мария Александровна.  – Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». – 2012. – 68 с.

Сиротина Т.В. Больничная клоунада как технология адаптации и реабилитации ребёнка в больничном учреждении / Т.В. Сиротина, С.М. Миллер // Baikal Research Journal. – 2015. – Т. 6. – № 6.

Уракова Е. С., Седов К. С. Больничные клоуны: игра или профессия? // Российский журнал детской гематологии и онкологии. — 2015. — С. 61-64. Мартин Р. Психология юмора. — СПб: Питер, 2009. — 480 с.

Просмотров работы: 161