Проблемы внедрения элементов «зеленого» финансирования в российскую экономику - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Проблемы внедрения элементов «зеленого» финансирования в российскую экономику

Чертова Е.С. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ухудшение экологической ситуации в мире – одна из важнейших проблем, над которой размышляют многие учёные мира. Для снижения уровня вредных выбросов углеводородов в атмосферу и восстановления природного баланса разрабатывается концепция «зелёной» экономики, согласно которой широкое распространение должны получать проекты, заботящиеся о природе и использующие в своём производстве новые низкотоксичные технологии. Однако, существует ряд проблем, препятствующих развитию данной концепции в российских реалиях.

Целью данной работы является анализ проблем, затрудняющих развитие «зелёной» экономики в России, и возможные пути их решения.

«Зелёная» экономика явление достаточно молодое, зародившееся в 2008 году при выпуске первых зелёных облигаций Всемирным банком. Сейчас же кроме облигаций, понятие «зеленой» экономики включает в себя целый пласт «зелёного» инвестирования, направленного на увеличение числа проектов, связанных со сферой окружающей среды.

Ввиду того, что «зелёное» направление развития экономики существует столь непродолжительное время, для него пока не было разработано международных положений или иных документов, чётко регламентирующих структуру и направленность развития «зелёной» экономики. Данный фактор негативно сказывается на активной реализации проектов в данном направлении, так как страны не имеют ключевых понятий в сфере «зеленой» экономики и рекомендаций по этому вопросу, а также не могут опираться на опыт других государств. Поэтому каждая страна на собственном опыте познаёт работающий механизм «зелёного» инвестирования.

Большой прорыв в «зелёной» сфере совершили Китай и страны ЕС. Китай на 2018 год является лидером по «зелёному» финансированию, т.к. на него пришлось около трети от всего объёма выпущенных облигаций1. Его путь достаточно интересен для международного опыта, т.к. реализация концепции «зеленой» экономики в этом государстве происходит экстенсивным путём2, т.е. не модернизируются старые объекты, наносящие большой урон экологии, а создаются новые низкоуглеродные производства. С одной стороны, такая политика способствует снижению ущерба, наносимого предприятиями, т.к. такие производства без «зеленых» мер могли иметь гораздо больший уровень выбросов, но с другой стороны для «экологизации» страны и улучшения климата подобных мер недостаточно. Поэтому страны, решившие перейти к улучшению природной обстановке в своей стране, должны учитывать данный аспект и разрабатывать национальные стратегии развития, затрагивающие уже действующие производства и способы их модернизации.

Что касается стран ЕС, то здесь ситуация иная – уделяется большое внимание правовой стороне вопроса. С 2015 года создаётся большое количество директив и регламентов. В 2019 году Европейская комиссия разработала «зелёную» сделку, подразумевающую под собой новую концепцию экономического роста, цель которой сделать Европу первым климатически нейтральным континентом3. Однако, в течение этого промежутка времени воплощения «зелёной» концепции пока не было.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что причинами замедления России в отношении реализации «зелёного» направления выступают отсутствие подробной проработки мер по его применению, а также отсутствие большого практического опыта у стран, взявших аналогичный вектор развития.

Третий фактор, препятствующий развитию «зелёного» течения в России – отсутствие национальных стратегий в отношении данной сферы. Несмотря на 2 предыдущих фактора Россия может провести собственные исследования и создать стратегию, нацеленную на улучшение окружающей среды. Становится очевидным, стратегия должна будет постоянно дорабатываться, т.к. первичный комплекс может оказаться не в полной мере эффективным, следовательно, срок реализации не может быть точно установлен. Создание разработок в «зелёной» сфере способно показать потенциальным инвесторам и уже действующим предприятиям практическую значимость «озеленения» экономики.

Следует отметить, что в настоящее время реализуется национальный проект «Экология», однако его меры в большей степени направлены на ликвидацию мусора и устранение последствий загрязнения предприятиями природных зон. Что же касается потенциальной разработки стратегии, то она должна содержать такие основополагающие аспекты, как:

1. Регламентация максимального допустимого выброса вредных веществ в окружающую среду, а также разработка системы наказаний за превышение установленных норм.

2. Поощрение проектов с низкоуглеродными выбросами в атмосферы путём льготного кредитования и субсидирования.

3. Помощь действующим предприятиям, функционирование которых наносит ущерб экологической обстановке региона/страны путём модернизации оборудования и перехода на новые технологии, обеспечивающие минимальный урон природе. Такой переход может быть осуществлён благодаря льготному кредитованию или лизингу.

Как было отмечено ранее, этот перечень является основополагающим к исполнению и должен быть дополнен другими различными аспектами, способными привлечь инвесторов и разработчиков к такому виду проектов.

Таким образом, внедрение «зелёной» экономики в российскую действительность затруднено такими факторами, как:

1. Отсутствие международных регламентов в сфере «зелёной» экономики.

2. Небольшая вовлеченность стран мира в развитие «зелёных» проектов.

3. Отсутствие национальных проектов, прорабатывающих меры и этапы реализации «зелёного» развития экономики.

Главная цель, преследуемая при решении данного спектра задач, – создание плацдарма для развития нового экономического течения. Благодаря этому начнут создаваться новые инвестиционные проекты, произойдёт модернизация действующих производств, появятся новые рабочие места, улучшится экологический и экономический климат, что, в свою очередь, повлечёт рост ВВП и положительным образом скажется на качестве жизни россиян.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Кобзев М. Хуссейн Т. «Зелёное» финансирование: статус правового регулирования и международной практики // Нефть, газ и право. – 2017. – № 6. – С. 45-50.

2. Архипова К.В. «Зелёные» облигации как инструмент финансирования экологи-ориентированных проектов: анализ мирового опыта и возможности применения в России // Управленческие науки в современном мире. – 2018. – № 1. – С. 148-153.

3. Столбовская Н.Н., Клименко Н.В. Проблемы развития зелёного финансирования в России // Инновационные технологии в машиностроении, образовании и экономике. – 2018. – № 1-2 (7). – С. 492-494.

4. Яковлев И.А., Кабир Л.С. Механизм финансирования «зелёных» инвестиций как элемент национальной стратегии финансирования устойчивого развития // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2018. – № 3 (43). – С. 9-20.

5. Зеленков Ю. А. Национальная политика зелёного финансирования: опыт и перспективы Китая // Х Евразийский экономический форму молодёжи. – 2019. – С. 29-32.

6. Мирошниченко О.С., Мостовая Н.А. «Зелёный» кредит как инструмент «зелёного» финансирования // Финансы: теория и практика. – 2019. – № 2 (10). – С. 31-43.

7. Седаш Т.Н., Тютюкина Е.Б., Лобанов И.Н. Направления и инструменты финансирования «зелёных» проектов в концепции устойчивого развития экономики // Экономика. Налоги. Право. – 2019. – № 5. – С. 52-60.

8. Семенова Н.Н. «Зелёная экономика»: новые подходы к финансированию // Финансовая жизнь. – 2019. – № 2. – С. 30-35.

9. Ермакова Е.П. Развитие правовых основ «зелёного» финансирования в России, ЕС и Китае: сравнительно-правовой анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2020. – № 2. – С. 335-352.

10. Семенова Н.Н., Еремина О.И., Скворцова М.А. «Зелёное» финансирование в России: современное состояние и перспективы развития // Финансы: теория и практика. – 2020. – № 2. – С. 39-49.

1 Ермакова Е.П. Развитие правовых основ «зелёного» финансирования в России, ЕС и Китае: сравнительно-правовой анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2020. – № 2. – С. 335-352.

2 Зеленков Ю. А. Национальная политика зелёного финансирования: опыт и перспективы Китая // Х Евразийский экономический форму молодёжи. – 2019. – С. 29-32.

3 Ермакова Е.П. Развитие правовых основ «зелёного» финансирования в России, ЕС и Китае: сравнительно-правовой анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2020. – № 2. – С. 335-352.

Просмотров работы: 43