Формирование социально-бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Формирование социально-бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Гусева К.Г. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном обществе наблюдается тенденция увеличения числа детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. О необходимости исследования в этой области свидетельствует следующий документ: Федеральный закон от 24.11.1995 №181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Государство создает специализированные учреждения и обучает новые кадры для помощи этой категории населения.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2020 года численность детей с инвалидностью составляет 687718 тысяч человек, в Приволжском федеральном округе – 113842тысяч, в Ульяновской области – 5533 тысяч. Для сравнения возьмем статистику 1 января 2019 года, тогда численности детей-инвалидов в Российской Федерации составляла 670006 тысяч человек, Приволжском федеральном округе – 110819 тысяч, в Ульяновской области – 5369 тысяч. Исходя из предложенных данных, можем сделать вывод, что число детей с ограниченными возможностями увеличивается [3].

Для того, чтобы успешно адаптироваться в социальной среде дети с ограниченными возможностями здоровья должны обладать бытовыми навыками. Не обладая навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой и одеждой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) у ребенка появляются страхи и комплексы, с которыми очень трудно работать. Также навыки самообслуживания напрямую влияют на самооценку ребёнка, являются важным шагом на пути к его независимости.

На основании индивидуальной программы реабилитации с инвалидами осуществляется социальная работа в учреждениях социального обслуживания, которая включает в себя:

1)социальное обслуживание на дому (в том числе социально-медицинское обслуживание);

2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

4) срочное социальное обслуживание;

5) социально-консультативную помощь [4, c.402].

Под социально-бытовой ориентировкой, по мнению Денискиной В.З, подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуация. В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной деятельности.

В обучении выделяется два направления.

• Первое из них включает формирование у детей тех навыков, которые необходимы в повседневной жизни. Одновременно формируются навыки обращения с различными предметами быта, формирования навыков культуры поведения в быту («физической независимости», связанной с выполнением множества ежедневных дел с минимальной посторонней помощью).

• Другое направление связано с достижением более отдаленной цели — овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются детям в их самостоятельной жизни. Это направление включает в себя ознакомление детей со сферой социально-бытовой деятельности человека (службами, учреждениями и организациями, воспитание культуры поведения в школе, в семье, в общественных местах, формирование навыков общения [2, c.2].

В последние годы в нашей стране осуществляется относительно интенсивное развитие не только снабжения инвалидов некоторыми приспособлениями, но также направленное обучение их навыкам и умениям пользования этими приспособлениями. Кроме того, в ходе этого процесса происходит укрепление мотивации к самообслуживанию, воспитание установки на максимально достижимую независимость и самостоятельность.

Трудовая терапия - метод реабилитации, направленный на восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков в процессе освоения и выполнения целенаправленных видов деятельности.

Трудовая терапия является эффективным средством реабилитации детей-инвалидов. В процессе целенаправленной деятельности на базе трудовых мастерских решаются специфические задачи, направленные на восстановление тех или иных функций:

• развития и восстановления сенсомоторики;

• развития зрительного восприятия;

• формирования функций руки как основы манипулятивной деятельности;

• укрепления опорно-двигательного аппарата;

• развития памяти, внимания, мышления;

• коррекции эмоционально-волевой сферы и поведения;

• формирования навыков общения.

Трудовая терапия основывается на закономерностях физиологии. Она включает в себя разнообразные виды физических упражнений, содержащие элементы бытовой и профессиональной деятельности. У детей увеличивается объем знаний, расширяется кругозор, формируются физические и моральные качества, нарабатываются навыки будущей профессии [5, c.54].

Для исследования уровня бытовых навыков у воспитанников «Школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями №91» г.Ульяновска было проведено авторское анкетирование из 9 вопросов закрытого типа.

Вопросы анкеты направлены на выявление уровня бытовых навыков: самообслуживания (личная гигиена, организация питания, уборка, уход за одеждой и обувью), экономико-бытовых навыков (представление о деньгах, доходах и расходах, планирование и ведение бюджета, умение рационально использовать деньги), а также самостоятельности и страха перед самостоятельной жизнью.

Получены результаты наглядно отражены на рисунке.

рис.1 – Первичная диагностика сформированности бытовых навыков воспитанников школы-интернат с ограниченными возможностями здоровья

В результате диагностики уровня социально-бытовых навыков были получены следующие результаты. У учеников начальных классов выявлен преимущественно низкий уровень сформированности бытовых навыков, что составило:

в 1 «А» классе у 78% (7 человек) определился низкий уровень, у 22% (2 человека) определился средний уровень;

во 2 «А» классе у 75% (9 человек) определился низкий уровень, у 25% (3 человека) определился средний уровень;

в 3 «А» классе у 67% (8 человек) определился низкий уровень, у 33% (4 человека) определился средний уровень;

в 4 «А» классе у 63% (10 человек) определился низкий уровень, у 37% (6 человек) определился средний уровень.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что для данной категории детей характерен преимущественно низкий уровень бытовых навыков.

Был проведен анализ и по полученным результатам сделаны следующие выводы: большинство воспитанников не считают себя самостоятельными и не хотят ими быть, они имеют страх перед самостоятельной жизнью. Возникают проблемы с самообслуживанием ( личная гигиена, организация питания, уход за одеждой). Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о недостаточной сформированности бытовых навыков у воспитанников школы-интернат.

Формирования социально-бытовых навыков должно начинаться с обследования ребенка-инвалида, в ходе которого специалисты ориентируют семью ребенка-инвалида в вопросах программы формирования социально-бытовых навыков, а также консультируют по вопросам формирования социально-бытовых навыков в условиях семейного воспитания. На этапе диагностики выявляются особые образовательные потребностей ребенка-инвалида, происходит определение запроса со стороны родителей (лиц их заменяющих) и самих детей по поводу формирования социально-бытовых навыков.

Чтобы определить направления данного процесса, проводится заседание, на основе которого составляются рекомендации.

Осуществление формирования социально-бытовых навыков детей-инвалидов предусматривает обучение его приемам восстановления утраченных (искаженных) навыков по социально-бытовому самообслуживанию. Проблемы осуществления самообслуживания и самостоятельного передвижения решаются в ходе пространственно-средовой адаптации. Важной составляющей работы по социально-бытовому самообслуживанию детей-инвалидов является обучение детей использованию специальных вспомогательных устройств и приспособлений для стабилизации жизни с имеющимся дефектом и максимального улучшения условий жизнедеятельности.

Обучение ребенка-инвалида самообслуживанию осуществляется всеми

специалистами образовательной организации. Для обучения может использоваться жилой модуль, в котором оборудована доступная среда с учетом вида нарушения у ребенка, либо обучение может проводиться в учебном помещении, имеющей необходимое оснащение (в зависимости от вида формируемого навыка)[1, с. 123].

Таким образом, чтобы формирование социально-бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья проходило эффективно необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и возможности его обучения, должна быть обеспечена координация координации действий, обязательного, регулярного и качественного взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлечённых в процесс.

Литература

1. Ворошилова Е.Л Организация работы по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов. Учебное пособие. – М.: ФГАОУ АПК и ППРО, 2017. - 416 с.

2.Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения. - Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2004. — 62 с.

3.Федеральная служба государственной статистики. URL:http://www.gks.ru/ (дата обращения 14.12.2020)

3. Федеральный закон от 24.11.1995 №181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"//КонсультантПлюс: [электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (датаобращения: 14.12.2019)

4.Холостова, Е. И. Социальная работа : учебник для бакалавров / Е. И. Холостова. — 3-е изд., стер. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. — 612 с

5.Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами : учебное пособие / Е. И. Холостова. - 3-е изд. перераб. и доп. - Москва : Дашков и К°, 2013. - 240 с.

Просмотров работы: 287