Социальная профилактика отклоняющегося поведения в подростковой среде - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Социальная профилактика отклоняющегося поведения в подростковой среде

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы исследования обусловлена тенденцией к увеличению числа подростков, имеющих отклонения в поведении. Происходящие негативные изменения в системе семейных ценностей, рост подростковой преступности, толерантное отношение к агрессивным формам поведения, отсутствие эффективных путей предупреждений девиаций способствуют росту различных отклонений в личностном развитии и поведении детей.

Современные идеи и знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что девиантное поведение является чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, которая определяется рядом взаимосвязанных факторов: биологическим, социологическим, психологическим.

Теоретический анализ различных подходов к определению девиантного поведения дает основания для обобщения: девиантное поведение понимается в самом широком смысле и означает действия и социальные действия индивида, которые противоречат социальным нормам общества и оказывают негативное влияние на других и саму личность влияние [1].

Отклоняющееся поведение человека является его личным вызовом социальной среде, порожденным несогласованностью между ее личностными притязаниями и общественными требованиями и выявленным такими социально-поведенческими действиями и поступками, не одобряются близким окружением или обществом.

Подростковый возраст – это период жизни человека, который охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет.

Подростковый возраст принято относить к числу критических.

На телесном уровне происходят значительные гормональные изменения, связанные с половым созреванием. На психологическом уровне подростковый возраст характеризуется интенсивным становлением самосознания, рефлексии, Я-концепции. Психологические особенности подросткового возраста рассматриваются как кризисные и связанные с перестройкой в основных сферах: телесной, психологической и социальной.

Подростковый возраст характеризуется изменением социальной ситуации развития, особенность которой заключается в том, что подросток находится в положении между взрослым и ребенком – сильное желание казаться взрослым определяет многие особенности его поведения. Подростковый возраст характеризуется изменением социальной роли, особенность которой заключается в том, что подросток находится в положении между взрослым и ребенком. Как итог - сильное желание взрослеть определяет многие свойства его поведения.

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является интимно-личностное общение, которое осуществляется в дружеских отношениях. В этом возрасте весьма развито чувство аффилиации, т.е. стремления принадлежности к группе сверстников.

Самооценка подростка определяет характер отношения к окружающим людям. В среде современных подростков отмечается рост замкнутости и рост как социальной пассивности, так и агрессивности. Среди исследователей проблемы поведения несовершеннолетних изучали такие известные ученые, как А. Антонов, И. Демина, А. Киричук, И. Лысенко, С. Яковенко.

По словам А. Антонова, подростки в наиболее чувствительном возрасте и проявляют разное поведение, в том числе и девиантное:

подростковый возраст характеризуется трудностями, связанными с личностным развитием;

наблюдается маргинальная позиция детей данного возраста в обществе [2, c. 19].

Для девиантных подростков характерны такие особенности эмоционально-волевой сферы, как повышенная тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет общение таких подростков с окружающими и создает значительные сложности при их воспитании.

Для подростковой девиации характерна высокая личностная включенность, заниженная критика к совершенному проступку, а также возможностью рецидива. Часто сам подросток при это оценивает свой проступок как «геройство». Чаще всего несовершеннолетними детьми совершаются правонарушения по отношению к сверстникам или другим лицам, которые отличаются нарушением прав и безопасности личности, проявлением агрессии.

Сложные жизненные обстоятельства, неправильное семейное воспитание, низкий образовательный и культурный уровень, влияние окружающих – это всё способствует появлению и развитию девиантного поведения у детей подросткового возраста. Отклоняющееся поведение подростков формируется под влиянием внешних и внутренних факторов, где важное место занимает их предрасположенность к внутреннему принятию отклоняющегося поведения, что обусловлена психологическими особенностями подростка.

Можно сказать, что отклоняющееся поведение — это устойчивое поведение, детерминантами которых являются социальные, экономические, политические и другие причины. У подростков обнаруживается такие виды и формы девиантного поведения как антисоциальное поведение, асоциальное поведение; аутодеструктивное поведение, агрессивное поведение, суицидное поведение. Такое поведение у подростков может выступать в виде вандализма, алкоголизма, суицидальных попыток, правонарушений.

Проявления девиантного поведения – это непосредственные проявления отклонений и нарушений общественных требований в конкретных поступках и действиях человека. Выделяют различные формы девиантного поведения, среди которых алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция, суицидальное поведение, девиации сексуального характера.

Для предотвращения девиантного поведения в подростковой среде важно понимать причины такого поведения, а также проблемы подростка, которые провоцируют его деяния.

Таким образом, возрастно-психологические причины девиантного поведения обусловлены особенностями возрастного развития. К психологическим причинам отклоняющегося поведения детей подросткового возраста относятся: подростковый кризис, установки на антисоциальное поведение, индивидуально-психологические особенности.

К социально-психологическим причинам возникновения девиантного поведения относятся неблагоприятная ситуация в школе и семейное неблагополучие. Медико-биологические причины отклоняющегося поведения школьников включают наследственные, врожденные факторы.

Можно сказать, что в зависимости от того, какие внешние и внутренние условия развития существуют в жизни человека, от того, какие материально-бытовые и социально-экономические условия его окружают, может формироваться большое количестве разнообразных форм девиантного поведения.

Для того, чтобы данное поведение не получало социальной поддержки и не получало свое распространение, необходим ряд профилактических и коррекционных мер.

Профилактика представляет собой комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность с целью предупреждения отклонений в ее поведении. Социальная профилактика это работа по устранению причин и условий, способствующих отклонениям в поведении растущего человека, и создание социальных условий для формирования нравственной личности из жизни.Всемирная организация здравоохранения предлагает дифференцировать: первичную, вторичную и третичную профилактику в работе с развивающимся индивидом.

Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих конкретное явление, и повышение индивидуальной устойчивости к воздействию этих факторов. Первичная профилактика включает работу с категорией относительно здоровых подростков, которые находятся в группе риска. Это работа с подростками, которые употребляют алкогольные напитки, наркотики, с генетической предрасположенностью к психическим заболеваниям или в неблагоприятных семейных или социальных условиях и т. д. Первичная профилактика часто проводится у подростков в связи с их психологическими особенностями из-за кризиса подросткового возраста.

Вторичная профилактика – это выявление и реабилитация первичных отклонений на ранних этапах их развития, а также работа с «группой риска».

Вторичная профилактика включает работу с категорией людей, для которых уже существует отклоняющееся поведение. Здесь внедряется система действий, целью которой является изменение и без того плохо адаптированных форм поведения и позитивная разработка личных ресурсов и моделей поведения.

Третичная профилактика проводится для предотвращения рецидивов у подростков с девиантным поведением. На данном этапе внедряется система действий, которая направлена на снижение риска повторных отклонений и активацию личных ресурсов, которые способствуют адаптации к условиям окружающей среды и разработке социально эффективных стратегий поведения [4, c. 411].

Существует три основных уровня профилактики девиантного поведения подростков, как отмечает И.А. Фурманов:

на личностном уровне, воздействие на целевую группу направлено на формирование таких качеств личности, которые создают основу социально- приемлемого поведения подростка. Сюда относятся такие формы работы, как консультирование, тренинги личностного роста;

на семейном уровне, осуществляется организация влияния на семью и ближайшее окружение подростка для предупреждения девиантного поведения. Сюда относятся такие формы работы, как: тематические родительские собрания, семейные консультации;

на социальном уровне, осуществляется организация мер, направленных на изменение социальных норм, что создает благоприятные условия для организации профилактической работы на предыдущих уровнях.

Профилактика девиантного поведения лиц подросткового возраста является важнейшим средством определения признаков того, каким образом и с какой целью общество воздействует на определенные социальные процессы в области воспитания подрастающего поколения, выявлении причин отклоняющегося поведения среди подростков [5, c. 92].

Предотвращение девиантного поведения в молодежной среде рассматривается как организованный процесс, имеющий четко сформулированную цель – защитить подростка от конфликтов с социальной средой и законом и развить способность самовыражаться найти все социальные проблемы, связанные с сознательным формированием личности. И зная сущность понятия профилактики можно изучить основные направления методы профилактики девиантного поведения.

Профилактика девиантного поведения подростков включает всех участников воспитательного процесса и предполагает психолого-педагогическую помощь подросткам, психолого-педагогическое просвещение среди социальных работников, психологическую и социальную работу с родителями.

Типы профилактической работы с подростками могут быть разными – приобщение к здоровому образу жизни или активное обучение социально значимым навыкам. Однако их следует использовать с учетом индивидуальных особенностей подростка. Но даже при учете всех особенностей в профилактической работе могут возникнуть проблемы. Потому весьма полезно дать определенные рекомендации по социально-профилактической работе с подростками с девиантным поведением для более качественной профилактики девиантного поведения подростков.

Рекомендации:

Специалистам по социально-профилактической работе с подростками с отклоняющимся поведением для более качественной профилактики девиантного поведения подростков рекомендуется осуществлять работу по профилактике девиантного поведения подростков в тесном взаимодействии с родителями, по следующему алгоритму:

1. Своевременное выявление причин и форм девиантного поведения среди учащихся подросткового возраста с помощью анкетирования родителей и опроса подростков. Диагностический комплекс педагогических, психологических, медицинских, социологических методов позволит, имея разнообразную информацию, обеспечить продуктивную профилактическую работу. На этом этапе используются следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, опрос, анализ документации и т.д.

2. Планирование и организация профилактической работы с подростками, склонными к девиантному поведению по результатам диагностики, а также с их родителями. На этом этапе важно определить формы, средства и методы социально-педагогической и психологической работы. Формами могут быть: круглый стол, индивидуальные и групповые консультации, групповые занятия с родителями и подростками, средствами – организация досуга подростков, пропаганда здорового образа жизни; методами – воспитательные беседы, лекции, ролевые игры.

3. Разработка и реализация программы профилактики девиантного поведения подростков при взаимодействии специалистов по социально-профилактической работе с подростками и родителей. Цель программы: создание условий в образовательном учреждении для профилактики девиантного поведения у подростов при взаимодействии с родителями.

Также особое внимание необходимо уделять организации свободного времени подростков. Работу по организации свободного времени подростков рекомендуем осуществлять в соответствии со следующими задачами:

создание условий для развития и саморазвития;

управление процессами формирования личности посредством создания необходимых для этого условий;

осуществление целенаправленной деятельности по формированию ценностных ориентаций;

использование игр, развлечений с целью восстановления развития физических данных;

выявление и предоставление возможности проявления творческих способностей [3].

Рекомендуем в практике учреждения образования в рамках социально-педагогической профилактики отклоняющегося поведения подростков использовать культурно-досуговую деятельность.

В рамках профилактики отклоняющегося поведения подростков в культурно-досуговой деятельности рекомендуем использовать следующие методы:

игровые приемы и упражнения;

интеллектуальные игры: викторины, деловые и ролевые игры;

создание, проигрывание и анализ ситуаций,

арт-терапия;

музыкотерапия;

творческие задания

театрализация [3].

Так, культурно-досуговая сфера является тем пространством, где подросток может реализовать свои потребности в общении, в занятиях творческими видами деятельности, познании нового, обретении новых умений и навыков в различных сферах жизнедеятельности, в отдыхе и рекреации, в самореализации.

Список использованных источников:

Азарова Л.А. Девиантное поведение и его профилактика / Л.А. Азарова. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.

Антонов А.А. Делинквентное поведение как фактор, детерминирующий мотивацию несовершеннолетних на совершение административных правонарушений, и его роль при их профилактике // Российский следователь. 2010. № 3. С. 18-20

Галич, Г.О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Г.О. Галич // Известия ПГПУ. – 2010. – № 20. – С. 84-91.

Попов, В.А. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений / В. А. Попов, Н. П. Липнягов // Молодой ученый. – 2013. – № 7. – С. 410-412.

Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. – Минск: Асвета, 2011. – 192 с.

Просмотров работы: 1372