ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА — УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА — УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Хромова М.А. 1, Тарасенко Е.В. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Однако, такой подход оказывается недостаточным. Сегодня социуму нужны выпускники не просто «знающие», а «умеющие», готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Таким образом, главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

Следует отметить, что эффективность образовательного процесса во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности” и “компетенции”, более соответствующие пониманию современных целей образования.

С одной стороны все понимают, что есть компетенция,  а с другой - затрудняются дать определение и путают понятия компетенция и компетентность.

Компетенция -  заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. То есть это некий стандарт, идеал, перечень умений, к достижению которых стремится ученик.

 Компетентность – постоянная, прикладная, то есть, теоретическая и практическая готовность решать задачи со знанием дела; компетентность предполагает знание существа проблемы и умение ее решать, а также постоянное обновление знаний в конкретной области человеческой деятельности,  владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях.

То есть,  компетентность, является очень значимым весомым приобретением личности. И это приобретение можно получить только в процессе обучения и   деятельности, связанной с обучением, иначе говоря, опыта.  Компетентный в какой-то области человек – это человек, обладающий набором определенных компетенций и положительным опытом применения этих компетенций на практике. Неотъемлемым критерием компетентности является способность человека подтверждать её наличие неоднократно и в разных ситуациях.

В соответствии с образовательными программами по иностранному языку  ФГОС второго поколения  основными видами компетенций при обучении английскому языку являются следующие:

Ценностно-смысловая компетенция.

Общекультурная компетенция.

Учебно-познавательная компетенция.

Информационная компетенция.

Коммуникативная компетенция.

Социально-трудовая компетенция.

Компетенция личностного самосовершенствования.

Ценностно-смысловая компетенция-это компетенция, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.

Формируется во время  нравственных бесед, в ситуациях морального выбора поступков на уроках –дискуссиях в  индивидуальной, парной, групповой форме работы.

Общекультурная компетенция - это способность ученика ориентироваться в пространстве  англоязычной культуры, она включает знаниевую составляющую: представление о научной картине мира, знание основных научных достижений страны изучаемого языка , представление о художественных ценностях Великобритании .Формируется путем драматизации фольклорных сказок, разучивания стихов, песен, считалок, рифмовок.  Эта компетенция активно развивается в начальной школе. В среднем и старшем звене  реализуется путем составление расписания уроков, анкет, меню, написание писем.

Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, обще-учебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Формируется при использование проектных методик, мини - исследований, проведения школьных опросов.

Также следует выделить информационную компетенцию. При помощи реальных объектов (телефон, телевизор, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио -видеозапись, электронная почта, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Создание собственных презентаций учащимися является продуктом развития ИК.

 Коммуникативная компетенция - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах. 

Социально-трудовая компетенция- способность личности взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции, ориентироваться на рынке труда. Развивается  в деловых, ролевых и имитационных играх, заданиях нацеленных на   решение коммуникативных задач из сфер социального общения и взаимодействия.

На уроках английского языка  при формировании ключевых компетенций отводится  значительное место в учебном процессе  технологии обучения в сотрудничестве. Технология обучения в сотрудничестве способствует повышению эффективности овладения иностранным языком, повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда.  

Проектная деятельность обучающихся с моей точки зрения, является также  наиболее адекватной поставленным целям образования – формированию ключевых компетенций.

Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно-ориентированных развивающих технологий, в основу которой положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Этот метод применим при наличии действительно значимой проблемы (практической, научной, творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Размышляя над целями урока, нужно продумывать такие варианты деятельности, которые давали бы детям возможность развивать внутреннюю культуру, правильное мировоззрение.

Формирование всех вышеперечисленных ключевых компетенций способствует развитию социализации личности обучающихся. Так как процесс социализации протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений.

Таким образом, возможность действовать самостоятельно, способность к самообучению, умение добиваться результатов, обеспечивается ключевыми компетенциями, освоение которых приведет к успешному развитию социализации личности обучающихся.

Литература

Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - 9-е изд.,стереотип. - М.: Академия, 2019. - 336 с.

Кашапов, М. М. Профессиональное становление педагога. Психолого-акмеологические основы : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. М. Кашапов, Т. В. Огородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 269 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978-5-534-04917-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/408138

Костина, Е.А. Профессиональная компетентность учителя иностранного языка : учебное пособие / Е.А. Костина. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 87 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278043

Методика преподавания и технологии обучения иностранному языку в образовательной организации: учебно-методическое пособие / авт.-сост. М.В. Салтыкова, Г.Е. Поторочина. - Глазов: Глазовский государственный педагогический институт, 2019. - 90 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru.

Сысоев П. В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. 2017. Вып. 1. С. 120-133.

Просмотров работы: 132