Реалии сегодняшнего дня нам диктуют и новую парадигму образования и новые подходы к образованию как школьников, так и студентов. Парадигма образования 21 века направлена на всестороннее развитие личности, то есть на развитие системного, критического мышления, логики и аналитических способностей, мобильности и образовательной гибкости, развитие ценностных ориентиров и установок, связанных с культурой здоровья, экологической культурой, экологически безопасной жизнедеятельностью и экологически сообразного поведения в социо-природной среде. Таким образом, результатом обучения и развития личности – это личность способная подстраиваться под изменяющиеся условия, как обучения, так и труда. Портрет современной личности – это личность готовая к постоянному обучению и развитию, умеющая грамотно применить полученные знания, умения и навыки в профессиональной, общественной и личной жизни.
Нашу эпоху принято называть «информационной», обусловленной формированием глобальной образовательной среды, основанной на новейших цифровых технологиях. Согласно американскому футурологу и социологу Э. Тоффлеру, который определил в конце 20 века. новые параметры устройства общества, которые по его мнению базируются не на богатстве, а на интеллекте и знании, которые дает информация [2]. Какой должна быть информация, формирующая в последствии знания? Отвечая на данный вопрос можно с уверенностью сказать, что информация должна быть достоверной и носить научно-исследовательский характер.
В ФГОС ВО по направлению «Экология и природопользование» (бакалавриат, магистратура) отмечается, что информационная составляющая образовательных программ по дисциплинам должна обеспечить формирование универсальных компетенций, в частности способностью осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач [3].
Выпускник бакалавриата по направлению «Экология и природопользование» должен обладать знаниями по экологической безопасности в социальной, природной, техногенной (промышленной) среде; по обращению с отходами; охране окружающей природной среды; по предотвращению и ликвидации загрязнений, рационального природопользования, мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды [3].
Согласно изложенному, студент должен обладать культурой экологической безопасности. Под культурой экологической безопасности следует понимать способ взаимосвязи между людьми и окружающей природой, направленный на минимизацию и устранение экологических рисков, опасностей и угроз, возникающих в различных социальноэкологических ситуациях, характеризующих качественное состояние общества обладающее совокупностью материальных и духовных ценностей, норм, правил поведения, с их традициями, обычаями, как определенный уровень образованности [1]. Следовательно, образовательные программы высшего образования должны быть ориентированы на развитие культуры экологической безопасности у студентов.
В работе со студентами направления «Экология и природопользование» мной был применен метод решения кейс-задач в рамках дистанционного обучения по следующим дисциплинам: «Современные экологические проблемы», «Основы формирования культуры экологической безопасности».
Метод решения кейс-задач представляет собой построение ответа на содержащийся вопрос (проблемный вопрос или описывается проблемная ситуация) в кейсе; обучающиеся (студенты) в ходе решения кейса анализируют теоретические данные и представляют практическое решение вопросов кейса. Оценка производится по полноте выполнения кейса выраженная в баллах (таблица 1). За каждую правильно решенную кейс-задачу студент может получить до 10 баллов.
Таблица 1.
Балльная оценка кейс-задач включает следующие критерии:
Критерии оценки |
Балл |
Полнота проработки вопроса содержащегося в кейсе |
0-2 |
Полнота представленного решения вопроса содержащегося в кейсе |
0-2 |
Полнота методического решения вопроса содержащегося в кейсе |
0-2 |
Полнота практического значения технического или методического решения вопроса содержащегося в кейсе |
0-2 |
Применимость представленного решения вопроса кейса на практике |
0-2 |
Итого |
10 |
Примеры заданий, содержащихся в кейс-задачах на практических занятиях по дисциплинам «Современные экологические проблемы» и «Основы формирования культуры экологической безопасности»:
В кейс-задаче содержится описание проблемной ситуации:
«Как известно, одной из основных причин экологических проблем в окружающей городской среде – это комплекс промышленных предприятий. Представьте себе, что в городе планируется размещение (строительство) объектов крупной промышленности, в частности завод металлоконструкций и предприятие по производству комплектующих для автомобилей (легковых и грузовых). Постройка данных объектов промышленности решит социально-экономическую проблему города (новые рабочие места, доходность предприятий), соответственно данные объекты промышленности необходимы, так как большой процент жителей переезжают в более успешные регионы, как по уровню жизни, так и по уровню дохода».
Основное задание кейса: Подумайте, будет ли постройка данных объектов промышленности экологически безопасной для жизни горожан и для окружающей среды? Проанализируйте ситуацию, в которой данные объекты промышленности уже построены и введены в эксплуатацию, какие последствия в социально-экологическом плане могут возникнуть? Приведите примеры решения данной ситуации, стоит ли строить объекты промышленности или нет, свой ответ аргументируйте.
В кейс-задаче содержится проблемный вопрос:
«У садоводов-огородников одной из основных проблем – борьба с вредителями»
Задание кейса: Подскажите, какие средства в борьбе с вредителями экологически безопасны? Можно ли применять одновременно пестициды с различными удобрениями и подкормками для растений? Опишите возможные опасности для здоровья человека при применении средств в борьбе с вредителями садово-огородных культур. Приведите положительные и отрицательные стороны применения пестицидов. Приведите альтернативные способы борьбы с вредителями.
В кейс-задаче содержится технологическое задание на развитие системного и критического мышления:
«Недалеко от города на берегу реки планируется построить целлюлозно-бумажный завод».
Задание кейса: Подумайте, как необходимо разместить завод относительно населенного пункта. Какие преимущества в социально-экономическом плане принесет целлюлозно-бумажный завод? К каким негативным последствиям может привести данная ситуация: если завод построят и введут в эксплуатацию? В своей тетради (или на отдельном листе формата А4) изобразите схематично примерное размещение завода относительно населенного пункта (разработайте план-схему размещения завода, схему обоснуйте).
Применение метода кейс-задач показало, что студенты заинтересованы в решений данных заданий, а также в ответах студентов отмечается хорошая логика рассуждений и подробное описание решения проблемного вопроса кейса.
Список литературы
Несговорова Н.П., Савельев В.Г., Богданова Е.П. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПОНЕНТОВ КУЛЬТУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Электронный журнал: Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. Дата публикации: 30.11.2015г.
Тоффлер Э. Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века. М., 2003. С. 8
Приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 N 894 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.08.2020 N 59338), режим доступа: http://www.masu.edu.ru/upload/iblock/fd3/05.03.06.pdf (дата обращения: 11.01.2021)