В современных реалиях, в условиях рыночной нестабильности, подкрепляемых повышенной конкуренцией и асимметрией информации, ведение бизнеса становится все более сложным и многогранным процессом. Как и прежде, основным критерием успешного бизнеса прежде всего является его эффективность. Данный параметр определяет, насколько рационально компания использует располагаемые ресурсы, производственные мощности, каналы сбыта, а также в целом реализует свой экономический потенциал. Если взглянуть на исследуемый вопрос с философской точки зрения, то фирму можно сравнить с кораблем, плывущим в открытом море. И у корабля, и у бизнеса есть конечная цель, ради которой они существуют и к которой идут – их миссия. В случае с кораблем средством навигации являются компас и карта. Карта – это отражение всех известных географических знаний о мире, необходимых для успешного и безопасного курсирования корабля. Однако, если провести аналогию, существует ли эквивалент корабельной карты в сфере бизнеса: тот инструмент, который укажет руководству фирмы и ее инвесторам на «подводные камни» в процессе выбора пути, по которому фирма будет двигаться? Этот инструмент называется моделированием, и с каждым годом он приковывает все больше внимания со стороны не только ученых-экономистов, но и бизнесменов со всего мира.
Создание моделей – это творческий процесс, который применим ко всем сферам деятельности компании. В самом общем смысле моделирование – это процесс воссоздания объекта и его внешней среды, явлений, происходящих при их автономном действии, а также их взаимодействии. Таким образом, вместо создания реального объекта, создается его модель – его максимально точная копия. Это позволяет автору модели сделать четкий вывод касательно целесообразности создания реального объекта, а также оценить его жизнеспособность. Поэтому данный инструмент и привлекает внимание все большего количества исследователей и бизнесменов.
В сфере бизнеса моделирование приобретает самые разные формы: моделирование инвестиционных проектов, составление бизнес-плана с финансовой моделью, моделирование производственных процессов и т. д. На современном этапе развития экономики наибольшую остроту приобретает финансовая составляющая бизнеса. Так как после пандемии в большинстве компаний финансовые резервы по-прежнему сильно ограничены руководству необходимо четкое понимание того, насколько выгодной будет их инициатива в процессе управления. Таким образом, правильно составленная финансовая модель ложится в основу успеха компании и служит одним из основных конкурентных преимуществ.
Финансовое моделирование – это воссоздание бизнес-процессов в модели, максимально приближенной к текущим рыночным условиям с целью прогнозирования результатов деятельности компании, ее финансовых показателей, а также ее финансовой устойчивости. Принято различать простые (статические) финансовые модели и усложненные финансовые модели, основанные на теории изменения стоимости денег во времени.
Для составления простых финансовых моделей не требуются глубокие знания в области корпоративных финансов, бухгалтерского учета и высшей математики, поэтому данный инструмент традиционно использовался на отечественных предприятиях. Рассмотрим простую финансовую модель крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ), осуществившего расширение посевных площадей, затратив 5 миллионов рублей (Таблица 1).
Таблица 1 – Пример простой финансовой модели.1
ОТЧЕТ О ПРИБЫЛИ |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ |
3 600 000 |
4 500 000 |
4 500 000 |
3 600 000 |
ТЕКУЩИЕ ЗАТРАТЫ |
1 075 000 |
913 550 |
625 250 |
720 000 |
ПРИБЫЛЬ ДО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ |
2 525 000 |
3 586 450 |
3 874 750 |
2 880 000 |
ЕСХН |
151 500 |
215 187 |
232 485 |
172 800 |
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ |
18 790 |
18 790 |
18 790 |
18 790 |
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ |
8 426 |
8 426 |
8 426 |
8 426 |
ПЕНСИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ |
32 448 |
32 448 |
32 448 |
32 448 |
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ |
2 313 836 |
3 311 599 |
3 582 601 |
2 647 536 |
НЕРАСПРЕДЕЛЕННАЯ ПРИБЫЛЬ |
2 313 836 |
3 311 599 |
3 582 601 |
2 647 536 |
НЕРАСПРЕДЕЛЕННАЯ ПРИБЫЛЬ НАРАСТАЮЩИМ ИТОГОМ |
2 313 836 |
5 625 435 |
9 208 036 |
11 855 572 |
Как видно на таблице 1 в рамках простой финансовой модели период окупаемости данных вложений составляет 2 года, что в современных условиях является отличным результатом. Однако такая финансовая модель имеет один существенный недостаток – она не учитывает инфляционные процессы. Этот недостаток делает финансовые результаты сложнопредсказуемыми, что отрицательно скажется на экономической устойчивости компании в долгосрочной перспективе. В краткосрочной перспективе, данный инструмент не дает возможности точно оценить привлекательность компании, что отпугнет большинство инвесторов.
Усложненные финансовые модели устраняют недостаток простых моделей и имеют более сложную структуру. Выделяютдесятьосновныхфинансовыхмоделей2:
Three Statement Model
Discounted Cash Flow (DCF) Model
Merger Model (M&A)
Initial Public Offering (IPO) Model
Leveraged Buyout (LBO) Model
Sum of the Parts Model
Consolidation Model
Budget Model
Forecasting Model
Option Pricing Model.
Данные модели основаны на предположениях инвестора, из которых, в зависимости от специфики проекта, выделяют пять основных показателей:
Период окупаемости проекта
Чистая текущая стоимость доходов (NPV)
Внутренняя ставка доходности проекта (IRR)
Модифицированная ставка доходности проекта
Ставка доходности финансового менеджмента.
Также данные модели берут во внимание макроэкономическую ситуацию, которую описывают следующие показатели:
Индекс потребительских цен (ИПЦ)
Уровень инфляции
Валютный курс
Уровень налоговых ставок и др.
В совокупности данные показатели дают как инвесторам, так и руководству компании четкое понимание положения дел, что позволяет инвесторам принимать взвешенные решения касательно инвестирования в компанию, а руководству – касательно управления компанией.
В заключение, можно с уверенностью сделать вывод, что финансовая модель может дать исчерпывающий ответ на многие вопросы как инвесторов, так и руководителей компаний, что делает ее, подобно ранее упоминаемой корабельной карте, бесценным источником информации для обеих сторон, и, вне всякого сомнения, одним из основных инструментов оценки инвестиционной привлекательности компании и ее проектов.
Список использованных источников
Бодрунов С.Д. Ноономика: концептуальные основы новой парадигмы развития // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2019.
Крикливец А. А., Сухомыро П. С. Понятие эффективности в
экономической науке // Молодой ученый. – 2019.
Кучковская Н.В. Виды инвестиционных проектов и требования, предъявляемые к их разработке // Форум. серия: гуманитарные и экономические науки. – 2018.
Халтурина О. А., Лысова И. В. Инвестиционный проект: сущность, виды, цели и задачи // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. – 2019.
1 Составлено автором самостоятельно в ходе исследования.
2https://corporatefinanceinstitute.com/resources/knowledge/modeling/types-of-financial-models/