ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ КАК ОДИН ИЗ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ КАК ОДИН ИЗ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Галибердова Д.Р. 1, Крашенинникова А.В. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время значительно растет количество людей, использующих принцип радиантного мышления и ментальных карт. Прообразы интеллект-карт встречаются в трудах древних философов. В конце 50-х годов 20 века были созданы семантические сети, служащие для описания процесса обучения. Идея современных интеллект-карт принадлежит британскому психологу Тони Бьюзену, который начал разрабатывать их в начале 70-х годов 20 века. Ментальныекарты (майнд-мэппинг, интеллект-карты, карты ума, карты разума) представляют собой удобный способ структурирования информации по определенному алгоритму, в котором материал изображается в графическом виде и отражает смысловые, ассоциативные и причинно-следственные связи между понятиями, частями исследуемой проблемы или предметной области. Метод является эффективной техникой творческого мышления, процессом и способом получения нового знания.

Ежегодно появляются новые возможности и различные виды деятельности на занятиях по иностранному языку. Среди них видеотехнологии, использование интерактивной доски, online-технологии с участием носителей языка (вебинары), «кьюбинг», ролевые игры, презентации и т.д. Использование вышеперечисленных технологий и методик обуславливает быстрое и эффективное формирование социокультурной компетенции. К таким технологиям, наряду с вышеперечисленными, можно отнести и ментальные карты, который приобретают все большую популярность и являются современной педагогической технологией, которая первостепенно ориентирована на обучающегося с учётом его интересов, потребностей, возможностей и уровня знаний.

Ментальные карты используются на уроках английского языка для фиксации нового лексического и грамматического материала, при чтении текстов, составлении устных и письменных высказываний. Это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Она помогает собрать все материалы по определенной теме на одной информационной панели, окинуть их одним взглядом, увидеть общее, дает возможность сфокусироваться на деталях. Карты памяти активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факты, упущенные при традиционном анализе. Майндмэппинг используют на разных ступенях обучения. Составление интеллект-карт ведется как индивидуально, так и в парах, группах.

В процессе использования интеллектуальных карт формируются следующие навыки.

Говоря о чтении, это, прежде всего, прогнозирование содержания текста, выстраивание логической последовательности, выделение основной мысли и главных фактов.

При вырабатывании навыков монологической и диалогической речи школьники учатся планировать свое речевое поведение, общаться и сотрудничать в парах и группах, осуществлять самоконтроль и оценку других участников коммуникации.

При формировании навыков письменной речи обучающиеся используют майндмэп в качестве плана будущего речевого произведения, учатся логически рассуждать и делать выводы.

При формировании навыков аудирования, карты памяти – это отличный способ фиксации услышанной информации.

Преимущество использования ментальных карт.

Помогают логически выстраивать последовательность своих мыслей, учат выделять главное и второстепенное.

Способствуют планированию своего речевого поведения в целом и применительно к различным жизненным ситуациям.

Формируют проектные умения. В процессе построения интеллект-карты обучающийся учится осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, рефлексию своей деятельности и своих знаний.

Развивают способность учащихся работать с информацией.

Возможность использовать на всех ступенях обучения.

На сегодняшний день существует огромный выбор компьютерных программ для построения карт интеллект-карт (FreeMind, SpiderScribe.net и др.)

Ожидаемые результаты использования ментальных карт.

Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения и во внеурочной деятельности.

Повышение мотивации к обучению учащихся; организация самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся.

Создание собственного банка учебных и методических материалов, готовых к использованию в учебно-воспитательном процессе.

Развитие пространственного мышления, познавательных способностей учащихся.

Эстетическая привлекательность уроков.

Ментальная карта - непроизвольное запоминание с использованием ключевых элементов, выступающая опорой для быстрой актуализации необходимых лексических единиц после продолжительного перерыва и позволяющая быстро перевести пассивную форму в активную, а также увидеть информацию внутренним мысленным взором. Интеллект-карты предлагают новый подход к проведению мозгового штурма, стимулируют быстрое генерирование идей. Используя данную методику легко прослеживаются взаимосвязи идей и поиск альтернативных решений. Ментальная карта облегчает внедрение новых идей в последующем, а также может стать эффективным инструментом улучшения идей для их дальнейшего использования.

Применение технологии интеллект-карт на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по английскому языку, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бьюзен Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен.: пер. с англ. Е. А. Самсонов. – 4-е изд. – Мн. : Попурри, 2008. – 304 с.

Литвинов В. А. Применение в учебном процессе ментальных карт // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы всерос. науч.-метод. конф. (30 января - 1 февраля 2013). Оренбург: ИПК «Университет», 2013. С. 756-759.

Макаровских А.В. «Кьюбинг» как технология активного обучения иностранному языку студентов технического ВУЗа» / А. В. Макаровских, А. Ю. Остроумова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов : Грамота. – 2014. – № 3 (33): в 2-х ч. Ч. II. – C. 137–141. Нежведилова, Л. А.

Новак Д., Канас А. Теория построения и практика применения карт понятий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cmap.ihmc.us/docs/theory-of-conceptmaps/ (дата обращения: 08.04.2019).

. Применение интеллект-карт при обучении английскому языку для студентов I–II курсов неязыковых вузов / Л. А. Нежведилова // Молодой ученый. – 2015. – №8. – С. 1009–1012.

. Саяпина Н. А. Ментальные карты как средство организации и активизации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, развития нестандартного, креативного, творческого мышления дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 50 (1). С. 32-35.

. Шенк Ф.Б. Ментальные карты: конструирование географического пространства в Европе / пер. с нем. А. Жоровой // Политическая наука. Политический дискурс: История и современные исследования, 2001. № 4. С. 4-17.

Просмотров работы: 26