ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Антропова А.Н. 1, Хромова М.А. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Принятие новых образовательных стандартов, возникновение пандемии требуют использования новых инновационных методов и технологий обучения с целью повышения эффективности учебного процесса. В Федеральной целевой программе развития образования подчеркивается необходимость использования информационных технологий, что в сегодняшней образовательной и управленческой практике носит фундаментальный характер, создана целостная электронная образовательная среда.

Являясь основой перехода от индустриального общества к информационному, технологии в образовании позволяют эффективно использовать следующие важнейшие достоинства информационных технологий:

интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения;

возможность построения такой системы образования, которая бы позволяла выстраивать индивидуальную траекторию обучения;

расширение возможностей самостоятельной работы студентов, которой, согласно новым образовательным стандартам, отводится половина часов;

более эффективная организация учебно-методического обеспечения процесса обучения;

развитие личности в процессе собственной деятельности, ориентирование студентов на развитие исследовательских умений и повышение уровня успешности овладения иностранным языком;

эффективная организация познавательной деятельности студентов;

возможность актуализации материала;

простота хранения большого объема информации.

На сегодняшний день главной целью высшего профессионального образования является подготовка специалиста в профессиональной сфере, а также немаловажным фактором является формирование способности использовать в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, часто требующие знания иностранного языка для общения с иностранными коллегами, для поиска и отбора информации из зарубежных источников, для обмена опытом. Таким образом, растет интерес к изучению иностранного языка, формируется иноязычная коммуникативная компетенция. Следовательно, возникает вопрос о необходимости новых подходов в обучении иностранному языку для реализации поставленных целей. Занятия с использованием современных информационно-коммуникационных технологий позволяют, с одной стороны, более эффективно использовать время, отводимое студентам неязыковых специальностей на самостоятельную работу в процессе изучения иностранного языка, с другой стороны, это делает возможным реализацию индивидуального подхода в обучении иностранному языку с целью учета профессиональных интересов обучающихся. Информационно-коммуникационные технологии значительно повышают мотивацию обучающихся в изучении профессионального иностранного языка, а также предоставляют преподавателю свободу для поиска новых методов и приемов обучения.

Возникшее противоречие в наши дни по сути заключается в несоответствии высоких потенциальных возможностей информационных технологий и уровня их реализации в условиях сложившейся системы образования и обучения иностранному языку в частности. Необходимо полностью задействовать научно-методические, информационные, технологические, организационные и педагогические ресурсы. Учитывая новизну и сложность этой проблемы, ее решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями. Актуальным становится вопрос, как наиболее целесообразно сочетать в учебном процессе приемы и средства, основанные на информационных технологиях, с традиционными подходами. Одной из инновационных форм обучения, предполагающей использование информационных технологий в сочетании с традиционной формой организации обучения, является смешанное обучение.

Понятие смешанного обучения (blended learning) появилось относительно недавно, и существуют различные определения смешанного обучения. Зарубежные авторы (среди них Э. Розетт) считают смешанное обучение как объединение формальных и неформальных подходов в обучении. Формальное обучение характеризуется прежде всего живым непосредственным общением, управляемыми действиями, неформальное же обучение предполагает самостоятельный выбор пути обучения, пользование автоматизированными справками. В. Пурнима, рассматривает смешанное обучение как обучение, сочетающее различные виды учебных мероприятий, а именно обучение лицом-к-лицу (face-to-face), электронное обучение (live e-learning) и самостоятельное обучение (self-placed learning). D. Missal, B. Sieding, J. Westhoff дают следующее определение: смешанное обучение - это некая комбинация обучения электронного обучения и очного обучения, при этом важно самостоятельное определение обучающимся как времени, так и места работы.

Смешанное обучение, по мнению Е. В. Костиной - это, с одной стороны, объединение строгих формальных средств обучения (работа в классе, изучение материала языкового курса) с неформальными (обсуждение важнейших аспектов учебного материала посредством электронной почты и интернет-конференций). С другой стороны, это комбинирование различных способов подачи учебного материала (очное face-to-face, электронное online-learning и самостоятельное обучение self-studylearning) с использованием методики управления знаниями .

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что смешанное обучение есть такая форма обучения, которая объединяет в себе традиционные очные формы обучения с современными формами электронного обучения, усиливая преимущества и компенсируя недостатки каждой из них. К преимуществам очной формы можно отнести следующее:

- между обучающимися устанавливается социальный контакт, обучающиеся и преподаватель знакомятся лично;

- преподаватель может непосредственно реагировать на возникающие трудности и пожелания обучающихся;

- преподаватель имеет возможность более тщательно спланировать предстоящую часть обучения, которая проходит в режиме опНпе, беря во внимание потребности и действительные интересы обучающихся;

- полноценная коммуникация, проведение различного рода дискуссий.

Недостатки есть и у очной формы обучения:

- все обучающиеся должны быть в одно и то же время в одном месте;

- все обучающиеся должны иметь одинаковый уровень подготовки;

- темп обучения не индивидуальный.

Электронное обучение имеет также ряд преимуществ:

- возможность выбирать из содержания курса то, что для обучающихся представляет больший интерес, и строить его более оптимальным для себя образом за счет деления содержания обучения на модули;

- свобода и гибкость: обучающиеся учатся быть независимыми в плане времени и места обучения благодаря широкому доступу к электронным курсам через сеть Интернет;

- вовлеченность в работу всех обучающихся благодаря применению различных обучающих платформ;

- возможно простое, индивидуальное сопровождение/консультирование отдельных обучающихся, что, в свою очередь, может предотвратить трудности в освоении материала;

- доступность независимо от географического и временного положения обучающегося и преподавателя;

Электронное обучение имеет и ряд недостатков, таких как:

- отсутствие социальных контактов между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися;

- возможны пробелы, неправильное понимание содержания обучения в случае недостаточного тъюторского сопровождения;

- требуется жесткая самодисциплина, высокая степень сознательности, то есть достаточно хорошо сформированные навыки самостоятельного обучения;

- обучение может часто не достигнуть поставленной цели, если нет хорошо организованного консультирования;

- основа обучения письменная, отсутствие возможности изложить свои знания в устной форме может стать для некоторых обучающихся камнем преткновения;

- необходимость хорошего технического оснащения (компьютер и выход в Интернет);

- финансовые трудности по подготовке электронных курсов.

Смешанное обучение предлагает сочетание электронного и очного обучения, в связи с чем представляется как более продуктивная форма обучения. Это сбалансированное взаимоотношение очной формы обучения, самостоятельной формы обучения и обучения в виртуальной среде с целью повышения эффективности всего учебного процесса. Данная форма обучения имеет в своем арсенале средства обучения как в режиме online, так и в режиме offline. К средствам обучения с использованием интернет-технологий (online) можно отнести вебсайты, видеоконференции, чаты, электронную почту. Средства обучения, не требующие сети Интернет, это печатные издания, издания на электронных носителях, аудио-, видеоматериал.

Важно, чтобы учебный материал существовал не только в печатном, но и в электронном виде, что позволяет многократно повторить изучаемый материал. И даже если какая-то информация в процессе обучения была обучающимся упущена, то в смешанном обучении благодаря использованию информационных технологий он может вернуться к материалу и изучить его вновь самостоятельно как в режиме online, так и в режиме offline.

Программы обучения студентов неязыковых специальностей должны прежде всего учитывать профессиональные интересы обучающихся. Следовательно, со стороны преподавателя должна быть составлена ресурсная карта, в которой он указывает основной и дополнительный материал по профессиональной тематике, в том числе в сети Интернет. Так, обучающиеся осваивают современные средства коммуникации и организации своей работы.

Иностранный язык требует живого общения. А смешанное обучение позволяет получить и знания, и личное общение с другими обучающимися, преподавателем, возможно, и с носителями языка. Для ознакомления обучающихся с материалом, который не требует непосредственного участия преподавателя, для выполнения различных заданий по закреплению пройденного материала, проведения промежуточных тестов, выполнения заданий по более углубленному изучению материала в смешанном обучении используют различные формы асинхронной интернет-коммуникации (электронная почта, веб-сайты, форумы, блоги).

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку на основе смешанного обучения делает возможным общение с носителями языка как в режиме online (чаты, телеконференции), так и в режиме offline (электронная почта, блоги и т. д.), работу с аутентичными иноязычными текстами, новейшей информацией, отражающей профессиональные интересы студентов неязыковых специальностей. Кроме того, обучающийся получает возможность познакомиться с национально-культурными особенностями чужого лингвосоциума, различными стилями общения, региональными особенностями языка, погрузиться в языковую атмосферу.

Следует отметить, что умение общаться не только непосредственно, но и посредствам сети Интернет является неотъемлемым условием успешной профессиональной реализации. Важно уметь представить себя, свои профессиональные интересы и достижения на международном уровне, получать новейшую информацию не только из отечественных, но и зарубежных источников. Использование веб- сервисов в обучении иностранному языку способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции, что является целью обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей. Такие социальные сервисы, как блог и вики, способствуют развитию умений в различных видах речевой деятельности, а именно чтения и письма, подкаст - умений аудирования или говорения. При этом в процессе подбора учебного материала на иностранном языке следует учитывать профессиональную тематику, интересы студентов, что позволяет реализовывать индивидуальный подход в обучении.

Таким образом, мы пришли к выводу, что смешанное обучение делает образовательный процесс увлекательным и разнообразным, но и обучающийся должен прикладывать максимум усилий, быть активным и самостоятельным.

Литература

1. Костина Е. В. Модель смешанного обучения (Blended Learning) и ее использование в преподавании иностранных языков // Известия вузов. 2019. Вып. 1 (2). С. 141-144.

2. Сысоев П. В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. 2017. Вып. 1. С. 120-133.

3. Щипицина, Л. Ю. Информационно-коммуникационное пространство гуманитарного образования : учебное пособие / Л. Ю. Щипицина, Е. И. Воробьева. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 238 с. — ISBN 978-5-9765-3972-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/135370

4. Rossett A. The ASTD E-Learning Handbook // Published by McGraw-Hill, 2019. URL: http://books.mcgraw-hill.com/authors/rossett/book.htm

5. Purnima V. Blended Learning Models // Published: August 2020. URL: http://www.learningcircuits.org/aug2020/valiathan.html

Просмотров работы: 3