ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

Колиба К.Г. 1, Арасланова А.А. 2
1Сургутский государственный педагогический университет Факультет психологии и педагогики Магистрант
2Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Одной из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики является формирование коммуникативных умений у детей, поскольку они выступают важнейшим фактором социализации и адаптации младшего школьника в обществе. Стремительное развитие информационных технологий, переход современного общества, предъявляют высокие требования к формированию коммуникативных аспектов у детей младшего школьного возраста [5, с.264].

Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для овладения коммуникативными действиями в учебном процессе. Это связано с тем, что во время коммуникативного взаимодействия младший школьник усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, он формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле коммуникативные умения становятся важнейшим фактором развития личности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) представлена задача, которая стоит перед учителями начальной школы  формирование у детей младшего возраста коммуникативных умений [11]. Коммуникативные умения направлены на развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, соблюдение правил ведения диалога и умение находить выход из спорных ситуаций. Следовательно, формирование коммуникативных умений, обучающихся – актуальная задача образовательного процесса начальной школы [9, с.54].

В «Концепции модернизации российского образования», в Образовательной программе школы, в других нормативных документах одна из задач начального образования определяется как «подготовка обучающихся с формированными коммуникативными умениями. От уровня коммуникативных умений индивида в основном зависит его успех при взаимодействии с партнерами в процессе общения и самореализация в условиях современного общества» [3, с.60].

Для того чтобы осмыслить аспект формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста, нам необходимо рассмотреть понятия «коммуникация», «умение», «коммуникативные умения».

В видении Г.Р. Хузеевой, коммуникация – это познание себя и познание других людей [12, с.16]. Л.А. Яшкова представляет умение как процесс овладения способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике [14, с.163].

Изучением вопроса о формировании коммуникативных умений занимались А.Г. Асмолова, А.В. Мудрик, Н.Н. Яковлева и других исследователей.

В педагогическом словаре под редакцией А.Ю. Коджаспирова понятие формирование коммуникативных умений трактуется, как процесс передачи педагогом информации посредствам речи и соответствующего поведения, способствующий установлению контактов с классом, влияющий на его настроение, готовящий к восприятию учебного материала [4, с.79].

В видении А.В Мудрик, коммуникативные умения – это умения правильно выстраивать поведение с учетом понимания психологических особенностей индивида [8, с.120].

Н.Н. Яковлева под коммуникативными умениями понимает умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации [13, с.6].

Анализ научных источников позволяет выявить разные подходы к определению феномена «коммуникативные умения». В нашей работе мы будем придерживаться точки зрения В. А. Тищенко, который понимает коммуникативные умения как «комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности» [10].

Теоретические положения о формировании коммуникативных умений были выдвинуты отечественными педагогами: проблеме формирования коммуникативных умений посвящено несколько исследований последних десятилетий, среди которых можно отметить научные труды А.Г. Антоновой, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Ю.В. Касаткиной и др.

Проблемы организованной речевой деятельности и межличностного взаимодействия изучали Выготский Л.С., Сухомлинский В.А., Рубинштейн С.Л., и др.

Принципиальный подход к решению данной проблемы указан в работах Л.С. Выготского, исследовавшего общение в виде основного условия личностного развития и воспитания. На основе концепции Л.С. Выготского, можно говорить о том, что формирование и развитие коммуникативных умений обучающихся считается одной из ключевых задач школы, так как эффективность и качество процесса общения в значительной мере обусловлено уровнем развития коммуникативных способностей субъектов общения [7, c.107].

Исследования Андреевой Г.М., Канн-Калика В.А., Леонтьева Л.Н., смогли доказать потребность в систематической работе по развитию межличностных отношений, обращают особое внимание на обязательность организации коммуникативной деятельности, специально организованного общения.

Анализ теории и практики формирования коммуникативных умений свидетельствует о противоречиях исследования данного понятия. Ученые не уделяют внимания рассмотрению педагогических условий и путей формирования коммуникативных умений. Мало внимания уделяется формированию коммуникативных умений с учетом индивидуальных показателей развития (уровень развития коммуникативных умений, наличие или отсутствие отклонений в психическом развитии); недостаточно полно используются возможности таких практико-ориентированных средств формирования коммуникативных умений, как сюжетно-ролевые игры, тренинги, и др.

Исследователи, занимающиеся вопросом формирования коммуникативных умений (общения) отмечают главное: установление общности между людьми, регулирование их совместной деятельности, всё это является инструментом познания и основой сознания для отдельного человека, служит самоопределению личности, без чего человек выпал бы из совместной деятельности.   Положение о решающей роли общения в психическом развитии ребенка, как отмечалось ранее, выдвинуто и разрабатывалось JI.C. Выготским, который неоднократно подчеркивал, что «психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры» [7, c.107].

Материалы и методы исследования

В основе эмпирического исследования нами было проведена исследовательская работа на базе МБОУ НШ «Перспектива» г. Сургута. В поле педагогического эксперимента были включены 50 детей младшего школьного возраста (ученики 2 «К» класса, 2 «П» класса). Опираясь на исследование А.Г. Асмолова, нами была составлена характеристика уровней и критериев оценки формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста. В соответствии с выделенными составляющими коммуникативных умений были подобраны диагностические методики, направленные на выявление уровня формирования каждого из них. Данное исследование направлено на определение уровня сформированности коммуникативных умений (задание «Дорога к дому», разработанная автором А.Г. Асмоловым, методики «Кто прав?», «Руковички», разработанные автором Г.А. Цукерман) [1].

Результаты исследования

Выборку исследования составили обучающиеся 2-х классов начальной школы (табл.1).

Таблица 1

Исходный уровень сформированности коммуникативных умений у обучающихся 2 «К» и 2 «П» классов

Критерии/уровни

Высокий (чел./%)

Средний (чел./%)

Низкий (чел./%)

2 «К» класса 25 чел.

2 «П» класса 25 чел.

2 «К» класса 25 чел.

2 «П» класса 25 чел.

2 «К» класса 25 чел.

2 «П» класса 25 чел.

1.Коммуникация как

взаимодействие

8/32

8/32

14/56

15/60

3/12

2/8

2. Коммуникация как

кооперация

4/16

5/20

16/64

16/64

5/20

4/16

3. Коммуникация как условие

интериоризации

5/20

4/16

14/56

14/56

6/24

7/28

В результате было выявлено, что у большинства уровень коммуникативных умений сформирован на среднем уровне. Только некоторые обучающиеся общительны, и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно, взаимодействуют и договариваются с определёнными детьми в классном коллективе. Есть дети, у которых выявлен низкий уровень сформированности данного умения, что говорит о замкнутости и их неразговорчивости. Полученные результаты представлены в рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты диагностики

Приведенные результаты подтверждают необходимость рассмотрения эффективного способа, который способствовал формированию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.

Одной из задач является организация целенаправленной систематической работы, направленной на формирование личности с коммуникативными умениями. Значит, важную роль в организации такой работы, будет играть правильный выбор необходимой формы работы [3, с.265].

Проблема формирования коммуникативный умений у детей младшего школьного возраста является актуальной. Современная педагогическая наука и практика находятся в поиске нестандартных и эффективных путей формирования коммуникативный умений у детей младшего школьного возраста. По нашему мнению, одним из таких средств может выступать театрализованная игра, которая является достаточно интересным и ярким явлением в педагогической практике. В последние годы в педагогической практике наблюдается интерес к использованию средств театрализации на уроках. Кроме развития общих способностей, театрализованные игры способствуют развитию специальных умений и навыков, обеспечивающих освоение комплекса коммуникативных позиций.

В видении Т.Л. Ивановой, театрализованная игра представляет собой деятельность по моделированию социальных отношений, внешне подчиненную сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т. п.) [2, с.152].

Как отмечает Ю.Б. Курилкина в своём исследовании, чтобы научить младших школьников общаться и взаимодействовать, нужно ввести правила или нормы работы в коллективе [5, с.134]:

слушай внимательно партнёра по общению;

поблагодари партнера за работу;

помни, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности;

переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно понял его;

уважай чужие ошибки, вежливо объясни своё мнение;

при затруднениях проси помощи у партнёра и оказывай ему эту помощь сам, если тебя просят об этом;

результатом работы является ваше общее мнение.

По нашему мнению, данные правила, можно достаточно эффективно использовать и при организации театрализованной игры. Соглашаясь с Л.Я Лозован, отметим, что значительный педагогический потенциал при формировании умений, обеспечивающих межличностное взаимодействие обучающихся, заложен именно в театрализованной игре, которая богата более свободным и нерегламентированным общением, многообразием способов организации деятельности [6, с.15].

Л.Я. Лозован предлагает педагогам на начальном этапе работы по театрализованной деятельности включать в инсценировку упражнения на развитие коммуникативных умений, памяти, внимания. Очень важен подбор репертуара для театральной постановки (специфика театрализованной деятельности). Наиболее оптимальным вариантом для начала являются фольклор народов мира, поэзия, стихи. Для развития и эмоционального благополучия детей, по мнению Л.Я. Лозован, необходимо, чтобы театрализованная игра носила творческий характер. Для этого каждый ребенок должен получить возможность воплотить в своей творческой работе близкое и

интересное ему содержание, а педагоги - обеспечить ему свободу действий [6, с.17].

Организация театрализованной игры способствует активизации творческой и коммуникативной деятельности [6, с.16]. Театрализованная игра является эффективным средством формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста и создает благоприятные условия для формирования чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия [5, с.60]. Использование театрализованных игр на уроках литературного чтения способствует коммуникативному взаимодействию, повышает интерес. В рамках урока литературного чтения есть возможность наиболее целесообразно использовать театрализованные игры: литература и театр — два вида искусства, общим для которых является слово. Влияние театрализованной игры на формирование коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста основано тем, что театрализованная игра на уроках литературного чтения позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования коммуникативных аспектов [2, с.152].

Анализ теоретического материала, позволил выделить педагогические условия, при которых театрализованные игры будут способствовать формированию коммуникативных умений на уроках литературного чтения:

• в театрализованной игре будет организовано взаимодействие, при котором обучающимися будет осуществлен учёт позиции собеседника;

• театрализованная игра будет способствовать развитию сотрудничества: умение ориентироваться на позицию других людей, умение договариваться, осуществлять взаимопомощь;

• театрализованная игра будет направлена на становление рефлексивных процессов: умение строить понятные для партнера высказывания; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности.

Выводы исследования

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволяет актуализировать данную проблему.

Проблема формирования коммуникативных умений является актуальной проблемой на протяжении многих лет. Как показывает практика, необходимо формировать коммуникативные умения у детей младшего школьного возраста, это является основополагающим результатом, отражённого в нормативных документах, которым необходимо обладать младшему школьнику. Анализ периодической печати показывает, что театрализованная игра вызывает у младших школьников желание взаимодействовать и обмениваться информацией друг с другом в совместной деятельности, в следствие чего театрализованная игра может выступать эффективным средством формирования коммуникативных умений.

Список литературы:

Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская.  5-е изд., перераб. и доп.  Москва : Просвещение, 2014  152 с.  ISBN: 978-5-09-022831-2. – Текст : непосредственный.

Иванова, Т.Л. Формирование речевых компетенций младших школьников на уроках литературного чтения посредством театрализации / Т.Л. Иванова.  Текст : электронный // Наука сегодня: вызовы и решения. Материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». – 2016 – №1  С.152-153. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24091637 (дата обращения: 25.09.19).  Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

Калямова, Л.Р. Особенности формирования коммуникативных умений у младших школьников / Л.Р. Калямова, Л.У. Жданова.  Текст : электронный // Наука и образование: новое время. – 2015  №6  С. 264-267.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25386343 (дата обращения: 20.09.19).  Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. Г.М. Каджаспирова, А.Ю Коджаспиров.  М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.

Курилкина, Ю.Б. Развитие коммуникабельности учащихся начальных классов / Ю.Б. Курилкина.  Текст: электронный // Культурное наследие Сибири. – 2015.  №11. – С.59-63. С.60.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19639466 (дата обращения: 20.09.19).  Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

Лозован, Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Лозован Любовь Ярославовна; Кемеровский государственный университет.  Кемерово 2015. – 22 с.: ил. – Библиогр.: с.15–20. – Место защиты: ИСМО РАО. – Текст : непосредственный.

Мещеряков, Б. Г. Л. С. Выготский и современная культурно-историческая психология / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - Текст : непосредственный // Вопросы психологии. - 2010. - № 2. - С. 102-116.

Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / А.В. Мудрик.  8-е изд., испр.и доп.  М.: Издательский центр «Академия», 2013.  240 с.  (Сер. Бакалавриат).

Петрушин, В.И. Психология общения / В.И. Петрушин. – М.: Институт практической психологии, 2006. – 190 с.

Тищенко В. А. Классификация коммуникативных умений / В. А. Тищенко // Знание. Понимание. Умение. [Электронный ресурс]. – Электрон. журн. – Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/zpu/e-publications/2007/Tishchenko_VA/

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб.  М. : Просвещение, 2018.  52, [2] с.  (Стандарты второго поколения).

Хузеева, Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста / Г.Р. Хузеева, Е.В. Быковская, А.А. Трошина.  Москва: «Владос», 2014. – 64 с.; 21 см.  Библиогр.: с. 10-16. – 100 экз.  ISBN: 978-5-691-02074-2. – Текст : непосредственный.

Яковлева, Н.Н. Педагогические условия развития коммуникативных умений учащихся 4-5-х классов: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.Н. Яковлева; СПб. академ. постдипл. пед. образ. – СПб., 2012. – 21 с.

Яшкова, Л.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников / Л.А. Яшкова.  Текст: электронный // Инновационная наука. – 2016  №2 – С.162-168.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28144314 (дата обращения: 20.09.19).  Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

Просмотров работы: 282