ВОЗМОЖНОСТИ АРТ-ТЕРАПИИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ВОЗМОЖНОСТИ АРТ-ТЕРАПИИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бороденко О.Н. 1, Задорожная И.А. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов (А.И. Захаров, Т.А. Данилина, И. Вачков и др.), которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффек­тивная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диаг­ностики невротических страхов.

В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов. Эта работа может выражаться как в ознакомлении родителей с результатами исследования в допустимой форме, так и в направлении родителей на консультацию к специалисту по семейным вопросам. Такой подход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства.

С целью выявления страхов у дошкольников, нами было проведено исследование на базе дошкольного образовательного учреждения г. Ставрополя. Выборка испытуемых представлена детьми старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.

Методики авторов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой позволили выявить детские страхи в группе старших дошкольников. Так, для детей старшей группы, наиболее характерными являются:

- страх одиночества у девочек в 100 % случаев и у мальчиков в 90%;

- страх смерти родителей у девочек – 100% и у мальчиков в 70%;

- страх умереть у девочек в 100% и у мальчиков в 30%;

- страх родителей у девочек в 60% и у мальчиков в 90%;

- страх снов у девочек в 100% ответов и у мальчиков в 80%;

- страх войны у девочек в 70% и у мальчиков в 90%;

- страх темноты в 90% у девочек и 60% у мальчиков;

- страх перед животными для девочек в 90%, а для мальчиков 70% ответов;

- страх чудовищ в 40% характерен для девочек и в 60% для мальчиков.

Менее выраженными являются такие фобии как:

- страх высоты в 70% у девочек и 40% у мальчиков;

- страх глубины у 30% девочек;

- страх замкнутого пространства выявлен в 30% у девочек и в 40% у мальчиков;

- страх огня и пожара в 100% отмечали девочки и в 70% мальчики;

- страх перед врачами у 20% как мальчиков, так и девочек;

- страх крови у 50% девочек и 30% мальчиков;

- страх перед уколами и болью разделился таким образом у девочек 50% и 40%, а у мальчиков 30% и 50% соответственно.

Менее выраженные страхи у детей:

- страх темноты у 60% девочек и 40% мальчиков;

- страх увидеть страшные сны у 70% девочек и 40% мальчиков;

- страх замкнутого пространства в 70% у девочек и у 20% мальчиков;

- страх войны у 70% девочек и 60% мальчиков;

- страх огня у 60% всех детей;

- страх больших улиц в 20% случаях у всех детей.

Методика «Мои страхи» позволила отследить те персонажи, которые пугают детей в старшем дошкольном возрасте. В своих рисунках 5 человек (25%) изобразили змей различной длины и окрасов; медведя изобразили 2 ребенка (10%); дерево нарисовал 1 ребёнок (5%); пауков 2 детей (10%); изобразили крыс и мышь 3 детей (15%); лису и кабана 2 ребёнка (10%); тигра 2 детей (10%); скелет нарисован у 2 человек (10%); монстров изобразили 1 человек (10%).

С целью коррекции страхов у детей мы предлагаем программу психолого-педагогической коррекции страхов.

Цель программы - психолого-педагогическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста

Задачи программы:

- ослабление или устранение имеющихся у дошкольников поведенческих и эмоциональных нарушений, появляющихся в форме страхов;

- формирование положительной самооценки;

- реализация творческого потенциала;

- развитие навыков психической саморегуляции и способности к конструктивному выражению эмоций, способствующих их более успешной адаптации к школе и социуму.

Продолжительность занятий – 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. также Реализация программы возможна как в групповой, так и в индивидуальной форме работы (от 3 до 10 человек), что привносит в работу некоторые коррективы по взаимодействию в группе (обсуждение и принятие правил работы в группе, групповое обсуждение результатов деятельности, групповая рефлексия).

Ожидаемые результаты:

- освобождение ребенка от негативных переживаний (фобий, страхов и т.п.), внутриличностных конфликтов;

- адекватная самооценка;

- удовлетворенность собой и своим окружением;

- свобода творческого самопроявления;

- умение работать со своими переживаниями (анализ, отреагирование, принятие);

- раскрытие внутренних ресурсов ребенка;

- стремление к самопознанию и самовыражению;

- развитое чувство внутреннего контроля.

Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребёнка. B связи с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является проблема поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.

Литература

Вальдес, М.С., Московкина, А.Г. Арт-терапия как метод преодоления эмоционального стресса [Текст] / М.С. Вальдес, А.Г. Московкина// Наука и школа. - 2016. - №2 С. - 133-137.

Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. - М.: Речь, 2005. - 320 с.

Зацепина, М. Б. Дети раннего возраста в детском саду / М. Б. Зацепина, С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей / под ред. О. Юрченко. М.: Речь, 2014. 160 с.

Просмотров работы: 2