В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов (А.И. Захаров, Т.А. Данилина, И. Вачков и др.), которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.
Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.
Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики невротических страхов.
В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов. Эта работа может выражаться как в ознакомлении родителей с результатами исследования в допустимой форме, так и в направлении родителей на консультацию к специалисту по семейным вопросам. Такой подход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства.
С целью выявления страхов у дошкольников, нами было проведено исследование на базе дошкольного образовательного учреждения г. Ставрополя. Выборка испытуемых представлена детьми старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.
Методики авторов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой позволили выявить детские страхи в группе старших дошкольников. Так, для детей старшей группы, наиболее характерными являются:
- страх одиночества у девочек в 100 % случаев и у мальчиков в 90%;
- страх смерти родителей у девочек – 100% и у мальчиков в 70%;
- страх умереть у девочек в 100% и у мальчиков в 30%;
- страх родителей у девочек в 60% и у мальчиков в 90%;
- страх снов у девочек в 100% ответов и у мальчиков в 80%;
- страх войны у девочек в 70% и у мальчиков в 90%;
- страх темноты в 90% у девочек и 60% у мальчиков;
- страх перед животными для девочек в 90%, а для мальчиков 70% ответов;
- страх чудовищ в 40% характерен для девочек и в 60% для мальчиков.
Менее выраженными являются такие фобии как:
- страх высоты в 70% у девочек и 40% у мальчиков;
- страх глубины у 30% девочек;
- страх замкнутого пространства выявлен в 30% у девочек и в 40% у мальчиков;
- страх огня и пожара в 100% отмечали девочки и в 70% мальчики;
- страх перед врачами у 20% как мальчиков, так и девочек;
- страх крови у 50% девочек и 30% мальчиков;
- страх перед уколами и болью разделился таким образом у девочек 50% и 40%, а у мальчиков 30% и 50% соответственно.
Менее выраженные страхи у детей:
- страх темноты у 60% девочек и 40% мальчиков;
- страх увидеть страшные сны у 70% девочек и 40% мальчиков;
- страх замкнутого пространства в 70% у девочек и у 20% мальчиков;
- страх войны у 70% девочек и 60% мальчиков;
- страх огня у 60% всех детей;
- страх больших улиц в 20% случаях у всех детей.
Методика «Мои страхи» позволила отследить те персонажи, которые пугают детей в старшем дошкольном возрасте. В своих рисунках 5 человек (25%) изобразили змей различной длины и окрасов; медведя изобразили 2 ребенка (10%); дерево нарисовал 1 ребёнок (5%); пауков 2 детей (10%); изобразили крыс и мышь 3 детей (15%); лису и кабана 2 ребёнка (10%); тигра 2 детей (10%); скелет нарисован у 2 человек (10%); монстров изобразили 1 человек (10%).
С целью коррекции страхов у детей мы предлагаем программу психолого-педагогической коррекции страхов.
Цель программы - психолого-педагогическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста
Задачи программы:
- ослабление или устранение имеющихся у дошкольников поведенческих и эмоциональных нарушений, появляющихся в форме страхов;
- формирование положительной самооценки;
- реализация творческого потенциала;
- развитие навыков психической саморегуляции и способности к конструктивному выражению эмоций, способствующих их более успешной адаптации к школе и социуму.
Продолжительность занятий – 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. также Реализация программы возможна как в групповой, так и в индивидуальной форме работы (от 3 до 10 человек), что привносит в работу некоторые коррективы по взаимодействию в группе (обсуждение и принятие правил работы в группе, групповое обсуждение результатов деятельности, групповая рефлексия).
Ожидаемые результаты:
- освобождение ребенка от негативных переживаний (фобий, страхов и т.п.), внутриличностных конфликтов;
- адекватная самооценка;
- удовлетворенность собой и своим окружением;
- свобода творческого самопроявления;
- умение работать со своими переживаниями (анализ, отреагирование, принятие);
- раскрытие внутренних ресурсов ребенка;
- стремление к самопознанию и самовыражению;
- развитое чувство внутреннего контроля.
Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребёнка. B связи с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является проблема поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.
Литература
Вальдес, М.С., Московкина, А.Г. Арт-терапия как метод преодоления эмоционального стресса [Текст] / М.С. Вальдес, А.Г. Московкина// Наука и школа. - 2016. - №2 С. - 133-137.
Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. - М.: Речь, 2005. - 320 с.
Зацепина, М. Б. Дети раннего возраста в детском саду / М. Б. Зацепина, С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей / под ред. О. Юрченко. М.: Речь, 2014. 160 с.