ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Бушуева Е.В. 1, Ходус В.П. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В ходе исследования были изучены процесс формирования связной монологической речи детей с речевыми нарушениями, содержание и методы формирования связной монологической речи детей с речевыми нарушениями с учётом её коммуникативно-прагматической направленности.

Изучив вышеупомянутые понятия, возник вопрос: нарушения произносительной стороны речи детей с речевыми нарушениями ограничивают возможности овладения связной монологической речью? Мы предположили, что обучение связной монологической речи будет эффективным, если:

˗ обосновать необходимость рассмотрения соотношения степени развития языковых средств, навыков и умений использования их детьми с речевыми нарушениями в разных ситуациях общения;

˗ определить прогностически значимые параметры недостаточности монологической речи детей с речевыми нарушениями для коммуникации;

˗ разработать содержание и методы формирования коммуникативно- речевых навыков и умений связной монологической речи детей с речевыми нарушениями с учётом её информативной и коммуникативно-прагматической направленности.

Монологическая речь как средство коммуникации должна обеспечивать успешность протекания коммуникативного акта, и, следовательно, должна быть доступна и понятна адресату. Доступность и понятность монологической речи является основным условием успешности речевого общения.

Связная монологическая речь является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Владение хорошо развитой связной речью позволяет ученику давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества. Кроме того, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

В ходе исследования было обследовано 7 детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями (8-9 лет),14 первоклассников с нормальным речевым развитием (6-7лет).

Теоретическое исследование выявило, что на развитие связной монологической речи младших школьников оказывают влияние: активность мыслительной деятельности, уровень понимания обращенной речи, предметный мотив, целенаправленность и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля, а также рассматривается как результат речемыслительной деятельности человека и как собственно психический процесс.

Цельконстатирующего этапа заключалась в выявлении особенностей устной монологической речи детей с речевыми нарушениями в разных ситуациях речевой коммуникации.

Для определения специфики монологической речи детей с речевыми нарушениями исследование было организовано в разных возрастных группах (6-9 лет).

Включение в исследование группы детей с нормой речевого развития позволило провести сравнительный анализ полученных данных и выделить особенности информативности и коммуникативно-прагматической направленности монологической речи детей с речевыми нарушениями.

Экспериментальную группу 7 детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями (8-9 лет). Контрольную группу составили 14 первоклассников с нормальным речевым развитием (6-7лет).

Было проведено специальное изучение устной монологическойречи в коммуникативной ситуации «взрослый - ребёнок».Данная ситуация является асимметричной, так как в роли партнёра(слушающего) выступает педагог. Установление неравноценных партнёрскихотношений определяет повышенные требования к оформлениюмонологической речи детей, так как она протекает в более сложныхкоммуникативных условиях. Анализ монологической речи позволилпроследить сформированность коммуникативно-речевых навыков и умениймонологической речи испытуемых.

Итак, анализ данных констатирующего этапа исследования позволил выявить показатели информативности и коммуникативно-прагматической направленности устного монологического высказывания детей с речевыми нарушениями, провести сравнительный анализ состояния монологической речи детей с речевыми расстройствами и детей с нормой речевого развития, что стало предпосылкой для создания комплекса педагогических мер.

В ходе исследования разработано и апробировано содержание обучению коммуникативно значимой монологической речи детей с речевыми нарушениями, направленное на формирование коммуникативно-речевых навыков и умений её продуцирования.

Доказана эффективность включения в содержание коррекционно-педагогической работы коммуникативных методов и приёмов овладения дискурсивными практиками, способствующих расширению речевого опыта детей с речевыми нарушениями.

Таким образом, проведённое исследование подтвердило возникший вопрос.

Литература

Алексеева,M.M., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.

Барменкова, Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: дис. канд. пед. наук [Текст]/ Т.Д. Барменкова. -М., 2000. - 172.С.

Бородин, A.M. Методика развития речи детей [Текст]/ A.M. Бородич. - М. :Просвещение, 1981.-252 с.

Боскис, Р. М. К проблеме овладения фонетической стороной речи в детском возрасте [Текст]/ P.M. Боскис, Р.Е. Левина // «Советская педагогика», Ц 6. -М., 1938.-С.144-154.

Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие [Текст]/ В.К. Воробьёва. -М., 2006- 158 с.

Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] /А.Н. Гвоздев. - СПб.: Детство-Пресс, 2007; М.: ТЦ Сфера, 2007. - 470 (1) с.

Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] /Н.И. Жинкин. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 363 с.

Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: учебно-методическое пособие [Текст] / Р.И. Лалаева. - СПб.: Наука - Питер, 2006. - 103 с.

Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : пособие для учителя [Текст]/ А.К. Маркова. - М. : Просвещение,1983.-96 с.

Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность [Текст] /Л.В. Щерба. - Ленинград: Наука, 1974. - 428 с.

Просмотров работы: 33