ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ

Ильяева М.А. 1, Копылова Е.Ю. 1, Филимонова Е.В. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Орлянская И.И. предлагает следующее определение: «Организация деятельности младших школьников — направленная, независимая работа обучающихся, исполняемая под гибким управлением педагога, направленная на решение исследовательской прагматической проблемы». В основе организации проектной деятельности младших школьников находится формирование познавательных способностей обучающихся, умений без помощи других приобретать собственные знания, формирование критического и креативного мышления, способность заметить, выразить и решить задачу. Рассказывается непосредственно о решении какой-то трудности, предусматривающей, с одной стороны, применение различных способов, с иной – интеграция знаний и умений из разных сфер науки, технической, творческих областей. Итоги выполненных проектов обязаны быть «осязаемыми», т.е. в случае если это теоретическая трудность, то её определенное решение, в случае если практическая – определенный результат, готовый к введению.

Роль проектной деятельности младших школьников в повышении мотивации к учению, заключается в формировании условий, при которых учащиеся без помощи других обретают отсутствующие знания из разных источников. Кроме того, обучаются пользоваться полученными знаниями для решения установленных вопросов, обретают коммуникативные умения, работая в группах, формируют в себе исследовательские умения (обнаруживать задачу, составлять информацию, наблюдать, осуществлять опыты, исследовать, обобщать), формируют системное мышление.

Преимущества реализации проектов в повышении мотивации к учению:

1) Свободно вписываются в учебный процесс в обстоятельствах классно-урочной концепции и дают возможность достигать миссии создания учебному предмету.

2) Метод гуманистичный, гарантирует не только лишь удачное овладение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное формирование детей, их независимость, доброжелательность по взаимоотношению к преподавателям и друг другу.

3) Объединяет детей, формирует общительность, стремление помочь иным, способность трудиться в команде и ответственность за общую работу.

4) Предоставляет вероятность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, между

теоретическими познаниями и прагматическими умениями.

5) Дает возможность приобретать учащимся уникальный опыт социального взаимодействия.

Для повышения мотивации к учению необходимо поддержать инициативу ребенка к познанию мира. Постепенно, с момента взросления и развития от раннего детства, включая период младшего школьника. В период младшего школьного возраста дети увлекаются разными видами деятельности, родители должны наблюдать и поддерживать его инициативу и тем самым направлять в ту деятельность, которая ему успешно удаются. Именно этот возраст важен для детей, когда можно развивать мотивацию к обучению с особой активностью. Поэтому в жизни ребенка играют важную роль родители, которые могут помочь и направить его в верном направлении, а учитель продолжает развивать способности школьника. Чтобы процесс развития мотивацию к обучению младшего школьника положительно влиял на состояния ребенка, он должен соответствовать определенным условиям.

Сущность организации проектной деятельности младших школьников заключается в стимулировании заинтересованности обучающихся к конкретным вопросам, предполагающим обладание определенной суммой знаний через проектную деятельность. В нынешней педагогике проектную деятельность оценивают, как одну из личностно направленных технологий обучения, интегрирующую в себе проблематичный аспект, массовые способы, рефлексивные, экспериментальные, поисковые и другие технологии. Она применяется не взамен регулярного предметного преподавания, а наравне с ним как элемент концепции образования.

Особенность мотивационной сферы учеников на первоначальном этапе учебы представлена обширными познавательными и социальными учебными мотивами, что можно пояснить высоким интересом младших школьников к новой общественно важной деятельности, связанной с получением знаний, тягой реализовать себя в роли успешного ученика.

Роль проектной деятельности младших школьников в повышении мотивации к учению, заключается в формировании условий, при которых учащиеся без помощи других обретают новые знания из разных источников. Кроме того, обучаются пользоваться полученными знаниями для решения установленных вопросов, обретают коммуникативныеумения, работая в группах, получают исследовательские умения, проводят опыты, формируют системноемышление.

В современных исследованиях проектная деятельность учащихся рассматривается как обязательная часть познавательной деятельности, мотивация к получению новых знаний, технология формирования определенных компетенций.

Метод проектов можно рассматривать как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым и практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Кроме того, в настоящее время, форма организации проектной деятельности возможна и через дополнительное образование, общешкольные исследовательские проекты, которые являются базой внеурочной деятельности. Во всех формах организации проектной деятельности есть проблема формирования исследовательских умений при организации внеурочной проектно - исследовательской деятельности в образовательной организации.

Венгер Л.А. предлагает проектирование в качестве механизма перехода из прошлого в будущее. В проектировании будущего важнейшее значение приобретает использование средств теоретико-деятельностного подхода, что позволяет преодолеть иллюзию управляемости всех сфер социальной жизни, иллюзию возможности «искусственно формировать и переделывать эти сферы».

Итак, проект – это деятельность по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов. Описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по ее улучшению.

Литература

1.Зайцев О.С. Роль проектной деятельности младших школьников в повышении мотивации к учению: - М.: Владос, 2015. – 235 с.

2. Зеер Э.Ф. Мотивация/ Э.Ф. Зеер. – М. - 2014. — 180 с.

Климов Е.А. Мотивация к школе—Феникс, 2015. — 509 с.

3. Кон И.С. Психология / И.С. Кон. — М.:, 2016. — 254 с.

4. Коннычева Г.Г. Мотивационная готовность. — Саратов, 2014. — 143 с.

5. Красовский А.С. Социальные аспекты мотивации/ А.С. Красовский, — Минск, 2015. – 240 с.

6. Кудрявцев Т.В. Учебное пособие по курсу «Педагогика». / Т.В. Кудрявцев. — М.: МЭИ, 2016. — 108 с.

7. Кухарчук А.М. Познавательный интерес / А.М. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск: Соврем, слово, 2016. — С. 64.

8. Летинен Л.Р. Мотивы / Летинен Л.Р.// Вопросы психологии. — 2015. – 230 с.

9. Леонтьев Д.А. Мотивы / Д.А. Леонтьев// Вопросы психологии. — 2015. – 190 с.

10. Леонтьев Д.А. Учебная мотивация / Д.А. Леонтьев, Е.Ф. Шелобанова // Вопросы психологии. — 2016. -210 с.

Просмотров работы: 3