ФРЭНК ГЕРИ: НЕЗАБЫВАЕМАЯ АРХИТЕКТУРА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ФРЭНК ГЕРИ: НЕЗАБЫВАЕМАЯ АРХИТЕКТУРА

Корчакова В.О. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ф рэнк Гери родом из г. Торонто (Канада). Обучался в институте Южной Калифорнии, а урбанистику изучал в Гарвардском университете. Его можно назвать одним из величайших архитекторов нашего времени, общепризнанным гением деконструкции, завоевавшим притцкеровскую премию. Он строит сооружения, которые обладают свойством одновременно очаровывать и возмущать, однако единственное бесспорно: их просто невозможно позабыть. Каждый созданный проект является знаковым для архитектуры.

«98 процентов зданий на земле – коробки. Мы живем в коробках, работаем в коробках, и многие этого даже не замечают», – рассуждает Гери. По этой причине все строения архитектора беспокойные – они колыхаются, кружатся в танце, накреняются и вовсе валиться в бок. Известность его работ в Америке можно сравнить лишь с Фрэнком Ллойдом Райтом. Любому подростку точно известны два здания – Музей Соломона Гуггенхайма в Бильбао (США, 1997) и Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе (США, 2003). Огромные скрученные металлические листы вызывают ассоциации с сильно измятыми банками для консервов или с языками стального пламени.

Застройщики всех стран ясно осознали, что именно архитектурный ансамбль стал причиной того, что глубинка Бильбао трансформировалась в место для туризма, привлекающий зрителей из разных стран. Начиная с Музея в Бильбао стартовала эпоха, так называемой, развлекательной архитектуры начала XXI в., броской и впечатляющей. Общественность приучили запоминать имена архитекторов, а инвесторов – обращать больше внимания на наружность сооружений.

Любопытно, что Гери завоевал Притцкеровскую премию до настигшего его впоследствии успеха. Карьерный рост архитектора начался незамедлительно после получения этой престижной награды.

76-этажная башня Бикмэна в Нью-Йорке (США, 2011)

Дорога к известности Гери пролегала через проектирование мебели. Еще проходя армейскую службу, он заметил, что некоторому количеству слоев гофрированного картона свойственна хорошая прочность. Так появился проект Еasy Edges (1969–1973) – кресла из спрессованного картона, предназначенного для утилизации. Впоследствии он спроектировал Experimental Edges и Bent Wood Furniture Collection – коллекция из четырех стульев, двух столов и оттоманки, на создание которой потребовалось 120 прототипов.

На средства, которые были выручены от продажи этих коллекций, Гери в 1978 году спроектировал себе дом. Постройка отличалась своим интерьером, сделанного в лососевых оттенках, забора из сетки-рабицы, листов гофрированного металла, которые напоминали работы Гордона Матта-Кларка – архитектора-деконструктивиста. Затем появились проекты павильона Дж. Притцкера в Чикаго, офис Interactive Corporation в Нью-Йорке с фасадами, которые были сделаны из керамической плиткой. Вскоре завершилось возведение самого высокого жилого сооружения в Манхэттене – The Beekman Tower, который оказался высотой 265 м. Архитектура Гери оказалась желанной для Европейских заказчиков. Вскоре после Танцующего дома в Праге, он построил Новую таможню в Дюссельдорфе (1999), а также отметился уникальным атриумом в здании Банка в Берлине у Бранденбургских ворот (2001). Осенью 2010 года в Музее дизайна Vitra открылась выставка его собственных работ.

Музей дизайна Vitra в Вайле-на-Рейне (Германия, 1989)

Гери вспоминает, как в детстве он вместе с бабушкой возводил города из деревяшек и мечтал о переменах. Он рассуждает: «Я никогда не хотел строить дома для богатых людей. Но в какой-то момент меня увлекла сама игра формы, возможность трактовать пространства. В принципе занятие архитектурой похоже на работу режиссера, снимающего фильм. Это очень увлекательно, это затягивает и дает энергию».

Макет музея Kunsthalle в Сеннерборге (Дания, 2010)

В 1962 году Фрэнком Гери было основано бюро «Frank O. Gehry & Associates» (Лос-Анджелес). На данный момент одной из последних значимых работ является сооружение Фонда Луи Виттон в Париже. Сейчас в бюро архитектора работают примерно 200 сотрудников, им управляет сын архитектора Сэми Гери. География их проектов обширна: Франция, Германия, Япония, Швейцария, Сингапур, США.

Популярные работы Ф. Гери

Скульптура над Олимпийским павильоном в Барселоне (Испания,1992)

Гери сделал проект скульптуры для Олимпийских игр 1992 года, которые проходили в Барселоне. Фигура была установлена сверху одного из павильонов. С целью добиться желаемого блеска, в качестве материала была избрана сталь с позолотой. Некоторые предполагают, что архитектор спроектировал птицу или футуристический космический корабль. Однако Гери признается, что изобразил свою любимую рыбу – карпа.

Художественный музей Фредерика Вейсмана в Миннеаполисе (США, 1993)

Фрэнк Гери, работая над проектом Музеем Фредерика Вейсмана, впервые активно воспользовался металлом. Внешняя часть строения полностью облицована стальной плиткой.

Спустя почти двадцать лет после завершения строительства архитектор сделал проект возможного расширения музейного пространства. Внешний вид новых корпусов станет олицетворением пути развития архитектора. Формы здания станут спокойнее, а стиль станет более органичным.

«Танцующий дом» в Праге (Чехия, 1996)

Гери совместно с чешским архитектором В. Милунич сделали проект постройки, символом которой выступила известная танцевальная пара тех времен – Ф. Астера и Дж. Роджерс. Здание представлено двумя деформированными и вытянутыми цилиндрами, состоящими из стальной сетки, стекла и бетона.

Проект вызвал дискуссии в дизайнерской среде и у критиков. Жители Праги выступили с требованием остановить стройку ввиду сильнейшего контраста с соседними постройками XIX в. Однако, несмотря на их недовольство, президент Чехии В. Гавел собственнолично одобрил возведение проекта.

Музей музыки в Сиэтле (США, 2000)

В процессе работы над проектом, архитектор вдохновение в электрогитарах Дж. Хендрикса, которые рок-музыкант разбивал о сцену в завершении каждого концерта. По этой причине вид этой постройки напоминает нечто «разваливающееся».

В его внутренней части архитектор воплотил мечту известного гитариста и создал музыкальную площадку высотой 30 м. с отличными акустическими свойствами и фризом из видеопроекций.

Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе (США, 2003)

Вдова У. Диснея Лилиан пожертвовала 50 млн. $ на постройку концертного зала. Был организован международный конкурс на лучший проект, в котором одержал победу Гери.

Из-за неприязни архитектора к компьютерным программам и проблемами с материалами возведение сооружения продолжалось около 15 лет. Бюджет с планируемых 50 млн. увеличился до 170.

Критики сошлись во мнении, что получавшийся итог стоил долгих лет ожидания. Зал оказался эффектным и отличался замечательными акустическими свойствами. Это весьма значительная деталь, беря во внимание то, что основная часть архитекторов считают проекты Гери не функциональными.

Список литературы

Восемь самых знаменитых архитекторов мира. URL: https://basicdecor.ru/blog/post/top-znamenitye-arhitektory/ (дата обращения: 13.12.2020).

Фрэнк Гери – экспрессивный гений деконструктивизма. URL: https://losko.ru/frank-gehry/ (дата обращения: 13.12.2020).

Фрэнк Гери: незабываемая архитектура. URL: https://www.interior.ru/design/152-frenk-geri-nezabyvaemaya-arkhitektura.html (дата обращения: 13.12.2020).

Просмотров работы: 3