ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА А. ТАРКОВСКОГО (НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «ЗЕРКАЛО») - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА А. ТАРКОВСКОГО (НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «ЗЕРКАЛО»)

Дзеранова Я.О. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Зеркало» Тарковского – вероятно, мой самый мощный эмоциональный опыт в кино… Я смотрел этот фильм раз двадцать и дошел до того, что не могу больше его пересматривать… Сильнейшее эмоциональное воздействие, которое я испытал от «Зеркала», сравнимо с неким откровением, то был почти что религиозный опыт. Я себе сразу же признался: «Вот на что я хочу употребить свою жизнь. Я хочу умереть за такой тип изображения, во имя такого опыта!»

Ларс фон Триер о фильме Андрея Тарковского «Зеркало»

Высокий юноша с нарушением речи в кабинете логопеда. Врач, женщина в белом халате, делает с ним несколько психологических упражнений и применяет элементы гипноза. Затем она требует от молодого человека чётко повторить за ней. Тогда юноша, уже без заикания, спокойно произносит: «Я могу говорить». С этой сцены открывается картина Андрея Тарковского «Зеркало», снятая в 1974 году.

Кинолента далась Тарковскому тяжело, при этом ее принято считать его лучшим произведением. Зачастую выдающиеся режиссерские работы удаются тогда, когда в них закладывается много личного, интимного, в том числе из жизни. «Зеркало» в этом смысле не исключение. Фильм наполнен большим количеством автобиографичных фактов. И, когда Тарковский лишь размышлял над идеей, он предполагал дать ей название «Исповедь» и отдать главную роль его матери.

Тарковский провел эксперимент. Под предлогом поиска необходимого сценарного решения его мама должна быть давать ответы на вопросы, которые задает помощница режиссёра. На самом деле она была врачом-психиатром по профессии, а их диалог должен был записываться на скрытую камеру. Фрагменты интервью должны были чередоваться с документальной хроникой и отснятыми эпизодами, которые основывались на воспоминаниях из жизни режиссера.

Сценарий предполагался открытым, и, необходимо осознавать, что в СССР, где над всем процессом киносъемки главенствовала цензура и контроль, подобные опыты были непозволительной роскошью. В конечном счете, режиссер, после общемирового признания его картин «Иваново детство» (1962) и «Андрей Рублёв» (1966), стремился достичь этой роскоши. Сценарий, который был написан в соавторстве с драматургом Мишариным, длительное время обсуждался на комиссиях Мосфильма 1968 года. Однако в результате он оказался отвергнутым.

В процессе кинопроизводства фильма «Зеркало» случилась похожая история, что и с картиной «Андрей Рублёв». Предполагалось, что названый фильм должен был стать его авторской премьерой, однако, как мы помним, Тарковский первоначально снял «Иваново детство», в основу сценария которого легло сочинение писателя Богомолова, бывшего военного. Фильм «Иваново детство» соответствовал военно-патриотической идеологии, которая требовалась в этот период, и лишь после необычайного успеха киноленты Тарковскому дали снимать «Рублёва…».

По аналогии к концу 60-х – началу 70-х в период активного освоения космоса появилась общественная потребность на эту тематику. К «Зеркалу» режиссеру пришлось вернуться после окончания работы над «Солярисом» (1972), который был снят по мотивам известного романа фантаста С. Лема. Было принято решение достать сценарий с полки, чтобы, вследствие длительных, а порой и унизительных для режиссера обсуждений и согласований, Мосфильм утвердил съёмки.

В результате от участия собственной мамы в кинофильме режиссер принял решение отказаться, так как она могла догадаться и, таким образом, нарушить задумку. Более того, Тарковский достаточно свободно отнёсся к уже утверждённому сценарию, а большинство просьб чиновников от культуры просто игнорировал. Чем дольше он трудился над кинокартиной, тем больше отдалялся от своего начального замысла.

В конечном счете, было отснято и смонтировано 32 эпизода, которые, однако, совершенно не возможно было связать в единую картину. Всего было перепробовано 19 всевозможных разновидностей монтажа. В итоге, ключом к картине стала описанная ранее сцена у логопеда.

Когда режиссер принял решение поместить эту сцену в начало картины, пазл сошелся и фильм приобрел необходимый драматизм. Тем не менее, задуманный режиссером автобиографический рассказ-воспоминание, в котором сын с матерью отправляются к старому дому, где они провели войну, воплощен не был. Фильм вышел бессюжетным, бессобытийным и нестандартным для зрительского восприятия.

Обратившись к фабуле, можно обнаружить, что она наполнена мелко-бытовыми сценами и семейными драмами. В детском возрасте автор перенес развод родителей, затем наступили суровые годы войны, а которой уже взрослый герой переживает развод с женой и расставание с сыном.

Режиссер в рассматриваемой киноленте демонстрирует внутренний мир человека. По этой причине фильм строится на сложных ассоциативных рядах и наслоениях, аналогично тому, как и устроено сознание человека. В нём реальность лишь отражается и застывает в памяти в трансформированном виде. Помимо событий сознание также сберегает части снов, выдуманных образов, былых воспоминаний. В разных ситуациях человеческое сознание по-разному воспринимает временное и пространственное измерение. Закрывая глаза, человек может мысленно перенести себя в места, где бывал когда-то или еще предстоит побывать. За настоящим может последовать прошлое, за явью – сон, за воспоминанием – фантазия. Если копнуть еще, то в глубине можно обнаружить и осколки памяти далёких предков (по К. Г. Юнгу).

Не удивительно, что фильм был впоследствии назван «Зеркало». Игру с зеркалом мы находим во многих сценах. В этом смысле режиссер следует традиции кинематографистов новой волны («В прошлом году в Мариенбаде» – А. Рене, 1961), а также знаменитых художников («Портрет четы Арнольфини» Я. Эйка, «Менины» Д. Веласкеса, «Бар Фоли-Бержер» Э. Мане). В их работах зеркало воплощает иной мир, нечто неизведанное и потустороннее. В случае с фильмом, с помощью зеркала показана человеческая душа. В особенности здесь уместны аналогии с «Баром Фоли-Бержер» Мане, где в зеркале отражены воспоминания героини картины.

Обратимся снова к начальной сцене. Она символизирует инициацию художника. Герой снова может говорить, рассказывать. Однако его рассказ будет совершенно на другом языке, так как обычный язык слишком не совершенен для отражения его внутреннего мира. Далее закадровый голос подтверждает эту мысль: «Слова не могут передать то, что человек чувствует, они какие-то вялые». По этой причине Тарковский рассказывает историю с при помощи удивительного языка кино. Тогда вроде бытовая история приобретает философский и даже религиозный смысл. Семейная драма благодаря использованию документальной хроники входит в контекст жизни огромной страны-победительницы, пережившей войну. Поиски отца символизирует поиски Бога, «являющего свою славу» в виде неожиданного порыва ветра, пылающего сарая или куста. Сюжетная линия получает кольцевое развитие. Герой и женится на девушке, похожей на его мать. Стоит сказать, что обеих героинь играет одна и та же актриса. У него рождается сын – такой каким в детстве он сам был. И теперь сам герой, как и его отец, разводится с женой. И снова сын возвращается к своей уже пожилой матери.

Изумительная лента. Это замечательный пример того, как фильм перестаёт быть лишь фильмом, а становится произведением искусства. В этой работе режиссер достиг совершенства в кадре. Здесь драматично соседствует документальная хроника и актерская игра. Перед зрителем открывается поток образов, удивительной красоты и силы.

Однако Мосфильм признал кинофильм неудачным. Из существующих на тот момент категорий, которой оценивались фильмы, ему была присвоена вторая, когда Тарковский хотел если не высшую, то, по крайней мере, первую. Из-за такой низкой оценки картина не могла быть представлена в Каннах, хотя организаторы фестиваля требовали именно её. В СССР она шла в ограниченном прокате.

Советский союз распался, Мосфильма сейчас тоже нет. В 80-м Тарковский покинул страну из-за съемок и впоследствии решил не возвращаться. Умер великий режиссер в Париже в конце декабря 1986 года. Однако осталось его «Зеркало» шедевр кино, получивший признание по всему миру.

Список литературы

Золян С. Т. Семантика и структура поэтического текста / С. Т. Золян. – М.: Либроком, URSS, 2013. – 331 с.

Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры / Ю. М. Лотман. – Таллинн: Александра, 1992. – 479 с.

Руднев В. П. Феноменология события // Логос. № 4. – М., 1993. – С. 226–238.

Шифрин Б. Ф. Интимизация в культуре // Даугава. № 8. – Рига, 1989. – С. 88–94.

Просмотров работы: 67