Методические особенности элективного курса «Конструирование сайта» - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Методические особенности элективного курса «Конструирование сайта»

Храмцова Е.А. 1
1ГОУ ВО МО «ГСГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рассматривая компьютер как техническое средство поддержки общего процесса образования, нетрудно понять, что его использование в школьном курсе информатики, в их творческой деятельности является важной составляющей успешной учебной деятельности и в дальнейшем социальной адаптации выпускников в условиях цифрового общества.

Одним из важных умений при реализации проектных творческих работ учащихся является создание собственных сайтов. Использование сайтов позволяет не только разместить полученные результаты проекта для просмотра, но и для совместной работынад сайтом нескольких редакторов.

Одна из задач школы - содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям цифрового общества. Для этого учащимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками - искать необходимую информацию в доступных источниках, анализировать ее, выявлять проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию в текстовой и мультимедийной форме, использовать её для решения учебных и жизненных задач.

В последнее время популярным и доступным средством представления информации, приспособленном для восприятия пользователями сети, является представление этой информации в виде вебстраниц или сайтов. Веб конструирование изучается в старших классах школы, по разработанной учебной программе. Но учебная программа предоставляет учащимся не полный комплект знаний, а только основную базу знаний, которую они должны знать.

Предлагаем элективный курс "Конструирование сайта" является предметом по выбору для учащихся 10 или 11 классов старшей профильной школы. Курс включает в себя практическое освоение техники создания отдельных веб-страниц, тематических сайтов, веб-квестов, информационно-справочных и иных сайтов.

Данный курс использует командный формы работы, проектные методики обучения. Способствует формированию социализации участников, ориентации на результат, использованию цифровых инструментов совместной работы. Создается цифровой продукт деятельности – сайт с пользовательским контентом

Знания, умения, и способы конструирования сайтов являются элементами цифровой компетенции - одной из ключевых компетенций старшей профильной школы. Умение находить, структурировать, преобразовывать и сохранять информацию в html-формате и других интернет - совместимых форматах, необходимое условие подготовки выпускников технологического профиля.

Таким образом, освоенный инструментарий - способы dt,-конструирования, выступает отдельным образовательным продуктом учеников наряду с разработанными ими сайтами. Осознание и присвоение учащимися данного типа продукции происходит с помощью рефлексивных заданий, включенных в содержание занятий.

Цели курса: научиться современным способам представления информации в сети и конструированию сайтов.

Задачи курса:

- Познакомиться с видами сайтов, их функциональными, структурными и технологическими особенностями.

- Освоить способы проектирования, конструирования, размещения и сопровождения сайта.

- Получить первичные навыки работы с языками HTML, Dynamic HTML, CSS; познакомиться с основами дизайна.

- Научиться основам работы с сервисами поддержки сайтов.

- Овладеть навыками работы в коллективе с комплексными проектами, в том числе вебпроектами.

- Создать и разместить в сети собственный сайт по выбранной тематике.

Основная методическая установка курса - обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию сайтов.

Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии для школьников. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа.

В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности - авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.

Методические рекомендации по организации индивидуальных и групповых форм занятий, использованию тех или иных методов обучения содержатся в пособии для учителя по данному курсу.

Ведущий тип занятий - практикум. Минимальной единицей учебного процесса является блок уроков. Каждый такой блок охватывает изучение отдельной цифровой технологии или ее части.

В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. С учетом регулярного повторения ранее изученных тем, темп изучения отдельных разделов блока определяется субъективными и объективными факторами.

Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствует устранению весьма распространенного недостатка - формализма в знаниях учащихся, так как формирует научное мировоззрение учеников.

Первым элементом блока уроков является вводное повторение или актуализация новой темы. Форма урока при этом - интерактивный цифровой режим в виде беседы или дискуссии. Затем проводятся краткие срезы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме.

После этого начинается изучение нового материала. Форма занятий на первом этапе - беседа, рассказ. Лекции применяются не чаще одного раза на 10 занятий. Их рекомендуется проводить в виде онлайн-презентаций, комментированных демонстраций слайдов, мультимедийных роликов, веб-экскурсий.

На следующем этапе начинается тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта - графического файла, эскиза веб-страницы, элемента сайта и т.п.

Затем происходит развивающее дифференцированное закрепление изученного. Форма урока - семинар-практикум с мониторингом успешности учащихся. В завершающей стадии блока - выполнение индивидуальных и групповых проектов по изученным темам.

В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5-10 минут) контрольные работы на проверку освоении изученных способов действий. Выполнение контрольных способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.

В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими предметными и универсальными знаниями, мыслительными навыками, практическими умениями и способами деятельности:

Знают принципы и структуру устройства "Всемирной паутины", формы представления и управления информацией в Сети;

Умеют найти, сохранить и систематизировать необходимую информацию из сети с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения; владеют несколькими браузерами.

Формулируют собственную позицию по отношению к структуре, содержанию, дизайну и функциональности анализируемых сайтов;

Умеют спроектировать и изготовить простейший веб-сайт объемом 5-10 страниц на заданную тему;

Имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при конструировании сложных сайтов;

Знают виды сайтов, специфику их структуры и содержания, технологические особенности;

Владеют необходимыми способами проектирования, создания, размещения и обновления сайта.

Умеют работать с языками HTML, Dynamic HTML, CSS на уровне создания не менее 3-5 простейших элементов сайта;

Знают и умеют применять при создании веб-страницы основные принципы веб-дизайна;

Умеют работать с сервисами поддержки сайтов;

Владеют приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению сайта;

Способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать цели и ход своей деятельности по сайтостроительству.

Оценке подлежит, в первую очередь, уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса.

Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников.

Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета по освоенным знаниям и умениям, а также форму защиты творческой работы. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу.

Успех данного курса в профильной школе обусловлен его продуктивной личностной ориентацией, высокой социальной обусловленностью, деятельностным подходом, а также профессионализмом авторов курса, которые разработали его с опорой на свой многолетний педагогический опыт обучения школьников и педагогов основам сайтостроительства.

Просмотров работы: 5