ЗНАЧЕНИЕ ШОУ-ТЕХНОЛОГИИ В ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ЗНАЧЕНИЕ ШОУ-ТЕХНОЛОГИИ В ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Филимонова Е.В. 1, Сафонова М.С. 1, Тунян Д.К. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная общеобразовательная школа ориентирована на принципы развивающего обучения, обеспечивающего формирование творческой личности через учебную деятельность. Но прежде, чем вести учащихся к активной творческой деятельности на уроке, необходимо осмысление структуры творчества, творческих способностей и способов их стимулирования. Знание методики, основных этапов развития творческих способностей ученика, умение управлять процессом этого развития - одна из задач современной педагогики.

Развитие творческих способностей человека является одной из важнейших проблем общества. Модернизация современной системы образования обусловлена необходимостью обеспечения перехода к постиндустриальному информационному обществу, что требует обновления общеобразовательной школы для достижения нового качества образования, обеспечения процесса целостного развития личности каждого школьника, предполагающего разностороннее и гармоничное развитие его способностей, интересов и склонностей, формирование культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности. Как отмечается в концепции структуры и содержания общего среднего образования, главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Поэтому работа над развитием и поддержанием творческих способностей у детей является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности, которая берет свое начало в начальной школе.

В настоящее время уделяется большое внимание воспитанию младших школьников в творческой деятельности во всех сферах, так как изменения, происходящие в жизни общества, ориентируют систему образования на подготовку подрастающего поколения, способного к самоопределению в быстро меняющемся, динамичном мире. Образование – одно из важнейших направлений применения активных действий государства. Следовательно, реализация образовательного процесса и те технологии, которые в этой реализации применяются – должны идти в ногу со временем, способствовать получению тех знаний и навыков, которые востребованы обществом. Следовательно, тема исследования, которая заявлена в данной курсовой работе – весьма важна и актуальна на текущий момент времени.

Шоу-технология – это совокупность мероприятий по организации детских культурно - досуговых, спортивно-массовых и других подобного рода мероприятий, которые являются неотъемлемой частью деятельности любого школьного учреждения.

Организация праздников, соревнований, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, позволяет использовать индивидуальный подход к учащимся, создает комфортные условия для раскрытия тех или иных качеств личности каждого ребенка, содействуют физическому и психическому развитию.

 Шоу-технология имеет три основных особенности:

деление участников на выступающих и зрителей;

соревновательность на сцене;

заготовленный организаторами сценарий.

Все три особенности – обязательные признаки. Поэтому к шоу-программам не относятся такие мероприятия, как обычный концерт (нет соревновательности), проведение классической новогодней елки (нет устойчивого деления на «зал» и «сцену»), коллективная творческая деятельность (нет «зала-сцены»; «сценарий», план действий разрабатывают не отдельные организаторы, а все участники дела) [2].

При реализации шоу-технологий целесообразно выделить три этапа: подготовка шоу-программы, проведение воспитательного шоу, подведение итогов.

Далее предлагаем более подробно рассмотреть эти этапы.

Подготовка шоу-программы. На этапе подготовки решение принимается организатором или группой организаторов на основе некоторых исходных идей. Планирование осуществляется педагогом или небольшой группой. Будущие участники к выдвижению идей и планированию шоу не привлекаются, но могут участвовать в творческой подготовке шоу по заданиям организаторов. 

Проведение воспитательного шоу включает три части: запуск, основная часть («задание-оценивание» + сценическое действо), финал. В качестве основных механизмов реализации шоу-программы С.Д. Поляков выделяет «эмоциональное заражение» (передачу эмоций от человека к человеку), соревновательность и импровизацию. 

Подведение итогов осуществляется как анализ воспитательного шоу проводится на уровне организаторов. Анализ шоу рядовыми участниками в данной технологии необязателен. 

Для более глубокого анализа необходимо во время шоу фиксировать отношение участников («сцены» и «зала») к происходящему. Так, по ходу шоу-программы педагог может отмечать заинтересованность и активность зрителей-болельщиков при проведении разных конкурсов. В конце попросить участников оценить привлекательность шоу для себя, например: выполняя 1-3 несложных действия типа «Поднимите руки только те, для кого участие в сегодняшнем празднике оказалось интересным, привлекательным»; голосованием с помощью цветных жетонов или закрашивания клеток разными цветами [3].

В основе каждого мероприятия лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание мероприятия.      Идея будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей начальных классов утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших школьников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 1 часа. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.

Любое школьное мероприятие несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок смог принять в нем посильное участие [1].

Праздничное мероприятие в школе, конкурсы и т.п. - важная часть жизни учащегося. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, в чем-то совершенствоваться, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству.

Да, действительно, хорошо организованные культурные и спортивные мероприятия в школах оказывают благотворное влияние на развитие психических процессов: память, внимание; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, закрепляют знания, полученные в ходе различных учебных занятиях; способствуют его физическому и нравственному воспитанию.

Также важно, чтобы на всех этапах подготовки и организации мероприятия было необходимо тесное взаимодействие между взрослыми, ведущим, педагогами, музыкальным руководителем, который в сотрудничестве с детьми и их родителями должны терпеливо преодолевает трудности, возникающие в процессе подготовки к празднику. Мероприятия должны быть яркими, интересными, насыщенными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей. Кроме того, на мероприятии и во время подготовки к нему, важно создать условия для полноценного эмоционального общения между детьми.

ЛИТЕРАТУРА

Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Автореф. дис. . д. психол. наук. - М., 1994.

Смирнова Е., Рябкова И.Психология и педагогика игры. Учебное пособие для СПО, 2019.

Эльконин Д.Б. "Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание" 1966г. №3.

Просмотров работы: 444