Дошкольный возраст – это период социального развития ребенка, приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим ценностям. Значимость этого возраста в психическом развитии человека определена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где говорится, что результатом развития ребенка в дошкольном возрасте является его полноценная социализация [4].
Развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, т.е. обладающей эмпатией, обеспечивает успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве [2].
Одним из эффективных средств личностного развития дошкольников является их участие в различных видах деятельности, и прежде всего в игровой деятельности. Одним из наиболее эффективных средств личностного развития дошкольников выступают театрализованные игры. [1].
Анализ исследований позволил нам выявить ряд противоречий: несмотря на то, что учеными доказана значимость развития эмпатии у детей дошкольного возраста, современные программы дошкольного образования не включают в качестве специфической задачи развитие у детей сочувствия, сопереживания и сострадания другим людям, вследствие чего развитие эмпатии происходит стихийно; несмотря на значимость эмоционально-нравственного воспитания детей в образовательных учреждениях недостаточно реализуют средства развития эмпатии у детей 6-7 лет.
Актуальность и пробелы в разработке обозначенной нами проблемы, а также настоятельная потребность образовательной практики в ее решении обусловили выбор темы исследования, а ее решение и составляет цель нашего исследования – теоретически обосновать и опытно-экспериментальной работой проверить эффективность игровой деятельности как педагогического средства развития эмпатии детей дошкольного возраста.
Объект исследования – эмпатия как свойство личности, интегрирующее эмоциональные, когнитивные и поведенческие проявления, направленное на определенный социальный объект.
Предмет исследования – педагогический потенциал игровой деятельности в развитии эмпатии ребенка дошкольного возраста.
Гипотеза исследования – предполагается, что если в условиях дошкольной образовательной организации будет разработана и реализована серия занятий – театрализованных игр, в основе которых лежат художественные произведения, а их структура подчинена единому сюжету, то процесс развития эмпатии у детей дошкольного возраста будет осуществляться более эффективно.
Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:
Проанализировать и обобщить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития эмпатии детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Реализовать программу диагностики эмпатии детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и апробировать серию занятий (на основе театрализованной игры), направленных на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста.
Подтвердить эффективность/неэффективность внедренной серии занятий посредством сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного эксперимента.
Решение поставленных задач и проверка исходных положений обеспечивалась следующими методами и методиками исследования: — теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация полученных данных; — эмпирические: наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, беседа, тестирование; качественный и количественный анализ результатов исследования их наглядное представление [3].
Наше исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр Развития ребёнка - Детский Сад № 68» города Ставрополя. Участниками исследовательского направления в работе стали 30 воспитанников вышеназванного дошкольного учреждения, посещающие в данный момент подготовительную группу, из которых 15 человек в последующем составили экспериментальную группу и 15 - контрольную.
Для реализации намеченной цели и решения поставленных задач нами было проведено экспериментальное исследование, которое состояло из следующих этапов:
I этап - подготовительный были определены теоретические позиции исследования.
На данном этапе было осуществлено исследование поискового характера. Анализировалась научная литература по теме, определялись исходные позиции исследования, его методология и методика, концептуальный аппарат, формировались гипотеза, логика и организация исследования, теоретическое осмысление и определение значимости проблемы развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
II этап – констатирующий, целью которого явилось определение уровня проявления эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
III этап – формирующий, сформированы экспериментальная (15 детей) и контрольная (15 детей) группы. Для участников экспериментальной группы разработана и реализована серия занятий на основе театрализованной игры по развитию эмпатии.
IV этап - контрольный, осуществлено контрольное сравнительное диагностическое исследование эмпатии детей контрольной и экспериментальной групп, «снятие» эмпирических показателей предмета познания после проведенной процедуры формирующих воздействий.
V этап - заключительный, - завершение исследования, обработка экспериментальных данных, проверка их достоверности, формулировка окончательных выводов.
На констатирующем этапе исследования по результатам проведенной диагностики, были получены следующие данные:
- с высоким уровнем развития эмпатии в контрольной группе было выявлено 26,7% детей, а в экспериментальной – 13,3%. Эти дети владеют эмоциональными приемами выражения сочувствия, сопереживания другому человеку, умеют их выразить вербально и невербально, мовитировать свой выбор;
- со средним уровнем развития эмпатии в контрольной группе было выявлено 53,3% испытуемых, а в экспериментальной – 46,7%. Эти дети демонстрируют не достаточное владение эмоциональными приемами выражения эмпатии, не вполне умеют мотивировать свои эмоциональные выражения чувств сорадости, сопереживания, сочувствия либо эти чувства были не устойчивы;
- с низким уровнем развития эмпатии в контрольной группе было выявлено 20% респондентов, а в экспериментальной – 40%. У этих детей наблюдалась несформированность представлений о том, что значит сочувствовать, сопереживать, сорадоваться другим людям, героям, сказочным персонажам.
Таким образом, анализируя данные констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод о недостаточной развитости эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Это поставило нас перед необходимостью на формирующем этапе исследования продумать содержание и виды игровой деятельности, направленной не только на обогащение эмоционального опыта дошкольников, но и на формирование всех компонентов эмпатии.
На формирующем этапе исследования нами была разработана и апробирована серия занятий, направленных на развитие у детей восприятия, способности понимать чувства другого. В основе данных занятий лежала игровая деятельность, ее разновидность – театрализованная игра. Именно в театрализованной игре происходило восприятие и разыгрывание художественного произведения.
Каждое занятие имело определенную структуру: 1. Вводная беседа о дружбе, выручке и взаимопомощи. Установка на восприятие произведения.
2. Чтение произведения. 3. Беседа по произведению. Доведение до сознания детей идеи и важных моментов. 4. Театрализованная игра. Закрепление представлений о взаимопомощи в действенном плане. 5. Подведение итогов и установка на реализацию идеи взаимопомощи в жизни.
Формирующий этап исследования продолжался в течение 2 месяцев.
Предложенная серия театрализованных игр способствовала повышению уровня эмпатии у дошкольников, о чем свидетельствуют результаты контрольного исследования, проведенного после реализации разработанной нами программы, показавшие положительную динамику по всем выделенным критериям.
- в экспериментальной группе увеличилось количество детей с высоким уровнем развития эмпатии (33,3%), со средним уровнем по-прежнему осталось 46,7% испытуемых (за счет перехода на этот уровень 4 детей из группы с низким уровнем эмпатии), а с низким уровнем развития эмпатии осталось только 13,3% респондентов;
- в контрольной группе существенных изменений в уровнях развития эмпатии не наблюдается, однако, у некоторых испытуемых было диагностировано улучшение результатов по выполнению отдельных заданий.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования и результаты экспериментального исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. В современной дошкольной педагогике значительное место отводится воспитанию гуманных качеств личности: эмоциональной отзывчивости, пониманию чувств другого человека, взаимопомощи, уважению к другим людям.
2. Процесс развития эмпатии у дошкольников целесообразно организовывать с учетом ведущей деятельности данного возраста – в форме игровой деятельности.
3. Подобранный и примененный психолого-диагностический методический инструментарий, позволил выявить уровни развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
4. На констатирующем этапе экспериментального исследования были получены результаты, демонстрирующие недостаточность развитости эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
5. Игровые технологии являются оптимальным педагогическим средством развития эмпатии у дошкольников, так как заложенная в их основу игра способна влиять на формирование и развитие всех структурных компонентов личности дошкольника.
5. Эффективность разработанной и апробированной серии занятий по развитию эмпатии старших дошкольников посредством театрализованной игры подтверждается позитивной динамикой уровней эмпатии у детей экспериментальной группы.
Литература
Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 2016.
Белухин, Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики /Курс лекций/. Ч.1. – М.: Институт практической психологии. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016.
Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика личности. – Киев, 2016.
https://fgos.ru – Федеральные государственные образовательные стандарты