Согласно федеральному государственному стандарту начального общего образования у младшего школьника должны быть сформированы следующие метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих [14].
Также Примерной ООП НОО обозначены регулятивные УУД (выпускник научится):
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оцениватьправильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи [12].
Согласно профессиональному стандарту педагога, учитель обязан организовать и осуществлять: контроль и оценкуучебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися; объективную оценку знаний обучающихся, на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей [10].
При этом А.Б. Воронцов понятие «контроль» рассматривает как наблюдение за процессом овладения знаниями, умениями и навыками [3;32с.].
С.К. Калдыбаев раскрывает данное понятие следующим образом: «это выявление соответствия сформированного объема знаний обучающимися требованиям стандарта или программы, а также определения уровня владения умениями и навыками» [7;59 с.].
Таким образом, в нашем исследовании мы будем придерживаться того, что контроль знаний, во всей своей совокупности, означает обнаружение, изменение и анализ знаний и умений, обучающихся на основе проверки (самопроверки) и оценивания (самооценивания).
При этом Е.А.Матросоваглавным назначением контроля считает установление «обратной связи» между учителем и обучающимися для определения динамики усвоенного материала [8;137с.]. Что является немаловажным при организации дистанционного обучения, так как, в настоящее время, оно является частью современной системы образования.
Е.С. Полат под дистанционным обучением понимает такое обучение, при котором обучающийся и учитель отделены расстоянием [9;7с.].
Н.В. Елашкина рассматривает данное обучение как некую новую форму получения образования, базирующуюся на принципе самостоятельного обучения [5;33с.].
Таким образом, в наши исследовании, дистанционное обучение мы понимаем как новую форму получения образования при которой обучаемый и обучающий находят вдали друг от друга и одним из основных принципов его организации является самостоятельность обучения.
Ш. И. Раззаков отмечает, что при дистанционной форме обучения, проблема контроля учебной деятельности обучающихся становится одной из ключевых [11; 72с.]. Для решения проблемы автор предлагает использовать информационные технологии при контроле.
«Информационные технологии» - совокупность различных средств, для выполнения информационных процессов» [1].
Ю.С.Брановский, Т.Д.Шапошникова рассматривают данное определение как совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами [2].
В нашем исследовании под «информационными технологиями» мы понимаем комплекс метод и средств, направленных на выполнение информационных процессов и способствующих формированию у обучающихся новых знаний.
Ф.А.Сулейманова отмечает важность применения информационных технологии, они помогают организовать самоконтроль знаний учащимися в работе с тестами, предоставляет возможность им систематизировать знания, повторять, закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память [13;176с.].
Так же психолого-педагогические исследования В.Ф. Ефимова показали, что использование возможностей информационных технологий в начальной школе способствует:
повышению мотивации к учению;
повышению результативности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;
активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
развитие наглядно-образного, информационного мышления;
развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;
повышению уровня комфортности обучения [6].
При этом Д.А.Гатовская отмечает положительное влияние на обучающихся при изучении видео: они активнее вовлекаются в процесс обучения, процесс восприятия новой информации возрастет [4;127].
Таким образом, применение информационных технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, при этом повышается динамика качества обучения.
Так же, изучив исследование влияния социальных сетей на учеников начальной школы, можем сделать следующие выводы:
1. социальные сети оказывают как негативное, так и положительное влияние на развитие младших школьников;
2. многие обучающиеся не только зарегистрированы в социальных сетях, но и самостоятельно, или под присмотром родителей, снимают и выкладывают ролики в сеть Интернет [15].
Таким образом, для осуществления контроля во время дистанционного обучения, обучающимся можно предложить задания, направленные на совместное или индивидуальное создание обучающих или познавательных роликов по изученной теме.
Так, обучающимся можно предложить следующие задание, после изучения на уроках по окружающему миру темы «Значение фамилий»: Создайте познавательный видеоролик по теме «Как появились фамилии», расскажите о появлении вашей фамилии.
Требованиями к данной работе может быть:
1. Временные рамки (1-2 минуты).
2. Соответствие теме.
2. Качество видео материала (720 – 1080 пикселей).
3. Выразительность речи.
4. Звуковое сопровождение.
При этом для создания работы можно предложить обучающимся использовать различные платформы, такие как: ВКонтакте, Likee, TikTok, Instagram, Youtube, Snapchat.
Из всего вышеизложенного можем сделать вывод, что контроль является неотъемлемым элементом учебного процесса, благодаря которому реализуется обратная связь в обучении. При этом, во время дистанционного обучения, младшие школьники могут создавать обучающие или познавательные ролики на таких платформах, как: ВКонтакте, Likee, TikTok, Instagram, Youtube, Snapchat. Что позволит учителю проводить качественный мониторинг усвоения знаний обучающихся, по изученной теме или разделу. Основными составляющими в данном виде деятельности являются принцип самостоятельности обучения и специальный комплекс учебных заданий с использованием обучающих видеороликов по темам учебных предметов начальных классов.
Список литературы
Базовые понятия информатики. Компьютеры и комплектующие, новости software и hardware. – Текст: электронный. - URL: http://more-it.ru/view_post.php?id=53 (дата обращения: 13.01.2021).
Брановский, Ю.С., Шапошникова Т.Д. Информационные инновационные технологии в профессиональном образовании. Учебное пособие. / Ю.С. Брановский, Т.Д. Шапошникова – Текст: непосрдственный. – Краснодар: Изд. КубГТУ. – 2001. - 415с.
Воронцов, А.Б. Подходы к организации контрольно-оценочной деятельности школы в условиях модернизации российского образования (методические рекомендации) – Текст: электронный. - URL:http://sch1133.mskobr.ru/files/voroncov kniga kod.pdf (дата обращения: 12.01.2021).
Гатовская, Д. А. Видеоурок — новый метод обучения. Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. – Текст: электронный. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7124/ (дата обращения: 13.01.2021).
Елашкина Н. В. Самостоятельная познавательная деятельность обучающегося при дистанционном обучении иностранным языкам/ Н.В. Елашкина - Текст: непосредственный // Филология. История. Межкультурная коммуникация, тезисы докладов региональных конференций молодых ученых. -Иркутск: Издат. ИГЛУ. -- 2003. - 33 – 34с.
Ефимов, В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников / В.Ф. Ефимов. - Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2009. - №2. - 48-51с.
Калдыбаев, С. К. Качество образовательного процесса в структуре качества образования / С. К. Калдыбаев - Текст: непосредственный // Успехи современного естествознания. -2015.-№ 7. - 90–97с.
Матросова, Е. А. Актуальные формы контроля в профессиональной подготовке студента колледжа / Е. А. Матросова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - №1. - 136-138с.
Полат, Е. С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Е.С.Полат — Текст: непосредственный // Иностранные языки в школе. - 1998. - № 5. - 6 – 11с.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». – Текст: электронный. - URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 14.01.2021).
Раззаков, Ш. И. Контроль знаний в системе дистанционного обучения / Ш. И. Раззаков, У. З. Нарзиев, Р. Б. Рахимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — 70-73с. — URL: https://moluch.ru/archive/66/10934/ (дата обращения: 14.01.2021).
Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. – 191с. - Текст: непосредственный.
Сулейманова, Ф. А. Использование знаково-символических средств представления информации при изучении окружающего мира / Ф. А. Сулейманова. - Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2013. – № 5. – 175-177с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.). Текст: электронный - URL: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 13.01.2021).
Франчук, А. С. Влияние социальных сетей на учеников начальной школы. – Текст: электронный. - URL: https://school-science.ru/8/23/43072 (дата обращения: 13.01.2021).