ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современному обществу, живущему в условиях глобализации и постоянного развивающегося международного сотрудничества, все больше требуются кадры, владеющее иностранным языком. Исходя из этого, повышаются и требования, предъявляемые к профессиональной иноязычной подготовке студентов вузов, обучающихся по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета. Основной целью преподавателей иностранного языка в высших учебных заведениях является формирование у обучающихся способности вести коммуникацию на иностранном языке в рамках своей профессиональной деятельности, а для этого необходимо иметь достаточно сформированные навыки говорения и аудирования.

Аудирование является одним из наиболее сложных видов речевой деятельности для изучающих иностранный язык. Основные трудности, которые мешают слушателю воспринимать аудиотекст это условия, в которых воспроизводится аудиозапись, качество самой аудиозаписи, индивидуальные особенности говорящего, большое количество незнакомой лексики, фразеологизмов и других особенностей разговорной речи, особенности слуховой памяти реципиента и наличие мотивации. Так же, наиболее сложным моментом является то, что в условиях реальной коммуникации бывает крайне важно максимально точно понять информацию с первого раза. Знание вышеперечисленных трудностей позволяет правильно определить сложность и метод работы с аудиотекстами на иностранном языке, поэтому, крайне важно уделять работе над аудированием большое количество времени.

Обучение иностранному языку в школе достаточно отличается от обучения в университете. При поступлении в высшее учебное заведение предполагается, что студент достаточно владеет школьной программой и потому основной уклон обучения направлен на развитие умения и навыков чтения литературы по выбранной специальности, развитие коммуникативных навыков и восприятию речи на слух. Более того, обучающиеся сталкиваются с большим количеством самостоятельной работы и новой для них формой контроля усвоения материала. Как правило, не все студенты младших курсов владеют иностранным языком на высоком уровне после окончания школы, и вышеперечисленные сложности могут поспособствовать снижению мотивации в изучении предмета.

Пронализировав учебную литературу по специальности «Экономика», можно сделать вывод, что на обучение аудированию отводится очень мало упражнений, поэтому преподавателям часто приходится искать дополнительные ресурсы в интернете. Для повышения мотивации к изучению иностранного языка, а так же снятия всех сложностей в обучении аудированию предлагается использовать аутентичные аудио и видеоматериалы на занятиях. В случае со студентами неязыковых специальностей моно подбирать ресурсы, соответствующие специализации. Помимо интереса среди учащихся, преимущество аутентичных текстов перед искусственными в том, что они взяты из «реальной» жизни, не лишены авторской индивидуальности и иллюстрируют функционирование языка в той форме, которая принята носителями.

Исходя из ФГОС, можно сделать вывод, что на иностранный язык отводится небольшое количество часов, в среднем 144 часа. В совокупности с трудностями, упомянутыми ранее, может возникнуть проблема, связанная с достижением практической цели программы – овладеть межкультурной коммуникацией для свободного обмена информацией на неродном языке, так как большое количество времени на занятиях будет отводиться работе с учебным пособием и на аудирование по дополнительным материалам может не хватить времени. В таком случае можно давать аутентичные материалы в качестве домашнего задания.

Для работы со студентами-экономистами, нами был выбран ресурс TedEd, который не только включает в себя большую библиотеку видеороликов, затрагивающих все сферы человеческой жизни, но и позволяет создавать подобные видеоролики самостоятельно. Еще одним преимуществом видеосервиса является наличие заданий к видео в интерактивном режиме непосредственно на самом сайте, что позволяет преподавателям сэкономить время при подготовке и работе на занятии. При работе дома студентам предлагается размещать выполненные задания в электронной информационной образовательной среде университета. Так же, стоит отметить, что сервис позволяет создавать глоссарий к видео, менять скорость воспроизведения и имеет субтитры. Это делает работу с сервисом доступной для всех студентов, включая тех, чей уровень владения языком находится на уровне ниже среднего.

Работа с видеозаписями проходит в три этапа: предпросмотровый, просмотровый и постпросмотровый. На каждом этапе студентам предлагается выполнить задания. На предпросмотровом этапе студенты выполняют warming up activities, например, предугадать содержание видеоролика ответив на вопросы или описать картинку из видео и предположить о чем пойдет речь. Задания такого типа преимущественно проводить на занятии, перед выдачей задания на дом с целью замотивировать студентов на просмотр ролика дома. На втором этапе работы во время просмотра видео студенты выполняют задания на основное понимание текста, такие как: true or false, answer the questions, choose the right answer, а так же задания на полное понимание текста: fill in the gaps, match the words with their meanings, explain the meaning of the phrase. На постпросмотровом этапе студентам модно предложить дома сделать кластер или изложить информацию тезисно для опоры во время проведения мини-дискуссии на занятии в университете.

Основное преимущество данной работы состоит в улучшении навыков аудирования у студентов младших курсов неязыковых специальностей в условиях ограниченного времени и способствует качественному овладению компетенциями иноязычного общения и развитию навыков профессиональной межкультурной коммуникации.

Список использованных источников

Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для пед. вузов и учителей./ - 4-е издание. – М.: Просвещение 2006. – С. 124 – 139.

Хорошилова С. П. Восприятие английской речи на слух// Новосибирский государственный педагогический университет. - Новосибирск : Новосиб. гос. пед. ун-т, 2009.

Малетина О. А., Цыбанёва В. А. Специфика обучения аудированию студентов неязыковых специальностей // Филологические науки. Вопросы теории и практики, № 7 (49), 2015. С.50-57

Веб сайт: https://ed.ted.com (Дата обращения 20.11.2020)

Просмотров работы: 32