ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОСТИ: КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОСТИ: КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Кренева Е.В. 1, Меретлиева Айша Сапаровна 1, Белецкая Е.В. 1, Каркавцева И.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В настоящее время система образования особенно остро нуждается с одной стороны в сохранении молодых кадров, так как модернизация образования и инновационное развитие общества возможны только с участием энергичных молодых педагогов, и которые составят его будущее.

На сегодняшний день образовательные учреждения испытывают кадровый дефицит, педагогический состав в основном превышает 50-летний возраст, 46% молодых педагогов не задерживаются больше года. В начале профессиональной деятельности перед молодыми педагогами встают такие проблемы, как низкая заработная плата, напряженный рабочий график, авторитарный стиль руководства, равнодушие коллег, отсутствие помощи и поддержки со стороны руководителей, несформированность компетентности самостоятельно решать профессиональные проблемы, связанные с введением Федеральных государственных образовательных стандартов, неспособность к самообразованию и, как следствие, разочарование в профессии, инфантильность в понимании необходимости профессионального роста [1].

Система образовании постоянно развивается, совершенствуется. В связи с этим появляются новые компьютерные и информационные технологии, а также повышается уровень новых подходов в проведении практических занятий в школах, колледжах, техникумах, высших учебных заведениях. Всё это делается для улучшения образовательного процесса и его упрощения. Однако это не совсем положительно сказалось на проведении спортивных дисциплин, а в частности физической культуры и спорта.

Поэтому под управленческим содействием педагогическим работникам образовательного учреждения понимается система объективно необходимой, адресной и целесообразной помощи, оказываемой педагогическим работникам со стороны администрации образовательного учреждения.

Актуальность данной темы заключается в том, что в современных пандемических условиях переход на дистанционное обучение произошел быстрее, чем были готовы участники образовательного процесса. Именно такой резкий и быстрый переход вызвал множество проблем у всех участников образовательного процесса. Больше всего эта проблема коснулась учителей, педагогов и тренеров по физической культуре и спорту старшего поколения. Это можно объяснить тем, что педагоги – тренера старшего поколения меньше всего сталкивались с использованием компьютерных и информационных технологий в образовательном процессе, так как все занятия проводятся в очной форме и требуют присутствие на занятиях, уроках, тренировках, а также закрепления двигательных навыков.

Цель данной работы: изучить особенности адаптации педагогов спортивных и гуманитарных направлений к новым условиям компьютерных технологий связанные с пандемией.

Задачи исследования:

1. Оценить уровень сложности адаптации педагогов в период новых компьютерных условий.

2. Выявить особенности адаптации педагогов к новым условиям преподавания.

Стремительное развитие компьютерных технологий и расширение ее функциональных ресурсов дают возможность свободно применять технологии на всех периодах образовательного процесса: во время лекций, практических и лабораторных занятий, в самообучении, а также для контроля и самоконтроля степени овладения учебным материалом [2].

Компьютерные и информационные технологии тесно связаны с дистанционным обучение, которое представляет собой взаимодействие двух участников образовательного процесса: ученика и учителя, студента и преподавателя не зависимо от места нахождения занимающихся.

До периода появления новой коронавирусной инфекции считалось, что обучение в дистанционном формате выбирают в основном высоко мотивированные люди, которые нуждаются в дополнительном образовании, повышении профессионального уровня или переподготовке; студенты, обучающиеся заочно или географически удалённые от места учёбы (например, находящиеся на обучении за рубежом); обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. Однако после объявления пандемии COVID – 19 по всему миру дистанционное обучение стало массовым [3].

Дистанционное обучение обладает рядом достоинств: доступность обучения, отсутствие географических ограничений, возможность поддержания постоянной связи с преподавателями различными способами, обучение или выполнение заданий в удобное время и так далее.

Преподаватели высших учебных заведений смогли иначе посмотреть на содержание материала лекций и практических занятий, проанализировать возможности образовательных ресурсов, с помощью которых осуществлялся образовательный процесс. Пришлось подбирать новые критерии оценивания учебного материала, внедрять новые приемы и средства для активизации познавательной деятельности обучающихся. Это было связано с тем, что ранее разработанные рабочие программы по учебным дисциплинам и формы контроля в обычных условиях позволяли сделать процесс изучения эффективным и интересным, а при дистанционном обучении использовать их оказалось невозможным [1].

Главное в дистанционном обучении – это конечно же самостоятельная деятельность ученика, студента. То есть занимающийся самостоятельно, но с помощью педагога, активизирует учебный процесс. Очень многое в данной форме обучения зависит от того, как участник этого процесса сам замотивирует себя на учебный процесс. Если для обучающегося самым сложным является поддержание у себя мотивации к такому виду деятельности, то что же является сложным для педагога?

Социально-профессиональная адаптация педагога осложнялась целым рядом противоречий, тем самым возникали следующие сложности при организации дистанционного обучения:

– сложность поддержки мотивации;

– отсутствие обычного контроля, который проводится в очной форме;

– сложность в освоении новых платформ для работы;

– сложность в поиске эффективных методов обучения в дистанционном формате;

– сложность поддержания привычного взаимодействия.

На дистанционное обучение уходит много времени как у педагогов, так и у обучающихся. Сопровождение учебного курса (отчет о проведенном занятии, разработка следующего занятия, ответы на вопросы обучающихся, работа с компьютерной техникой и др.) требует колоссальных временных затрат. По сути, у педагогов не остается времени на нормальное выполнение не только методической, но и научной работы, которая является неотъемлемой частью научно-педагогической деятельности в целом [4].

Важным и отдельным вопросом является вопрос адаптации педагогов к новым условиям в обучении. Адаптация (от лат. adaptare – приспособлять) – это приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям [5]. Адаптация к новым цифровым технологиям сложнее всего проходила у педагогов именно старшего поколения. Это мы можем аргументировать тем, что педагоги этого возраста, по сравнению с молодыми педагогами, меньше всего сталкивались в работе новыми технологиями и компьютерами. Чаще всего, такие педагоги на своих занятиях читали лекции без использования компьютерных технологий или же с малым их применением. С вынужденным переводом на дистанционное обучение всем педагогам необходимо было научиться работать с новыми программами и платформами (Microsoft Teams, Zoom, Skype и т.д.), которые требуют умения работы с компьютером. У педагогов возникали затруднения в самостоятельном освоении данных платформ и в грамотной организации учебного процесса с их применением, но в этом случае большинство образовательных учреждений предоставляли преподавателям инструкции и руководства по организации работы.

Отдельно стоит говорить про педагогов – практиков, то есть педагогов – тренеров старшего поколения. Для них вся ситуация с переходом на дистанционное обучение вызвало наибольшее затруднение к новым условиям проведения занятий. Потому как большая часть учебного процесса проводилась только в очной форме (данные занятия предполагают активную физическую деятельность студентов или учеников), они столкнулись с большим количеством сложностей в организации образовательного процесса по своему предмету.

Далее мы будем описывать и сравнивать то, какие сложности и проблемы возникали у педагогов – тренеров и педагогов гуманитарных дисциплин при организации дистанционного образования, за какое время они смогли адаптироваться к новым условиям, какие плюсы и минусы дистанционного обучения выделяют.

Для проведения экспериментальной части были разработаны 2 анкеты: первая анкета, которая состояла из 15 вопросов для педагогов гуманитарного профиля имеющих не большой опыт в подготовке к практическим занятиям, лекционному материалу, методическим семинарам, и вторая анкета для педагогов – тренеров, которая состояла из 10 вопросов. В данном анкетировании принимали участие 60 педагогов из общеобразовательных и детских спортивных школ г. Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, а также преподаватели высшего учебного заведения Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

В своем исследовании мы изучили уровень адаптированности педагогов к экстремально сложившимся условиям изменения учебного процесса в период пандемии.

Анкетирование мы начали с вопросов о том, как педагоги переходили на дистанционный формат работы (самостоятельно или прибегали к посторонней помощи) и была ли организована помощь со стороны учреждения для педагогов. Педагоги – тренера ответили следующее:

- 14 человек (50%) самостоятельно смогли перейти на дистанционный формат работы и не обращались за посторонней помощью, а другие 14 человек (50%) обращались за посторонней помощью;

- 19 человек (67,9%) подтвердили помощь от учреждения при переходе на дистанционный формат, 9 человек (32,1%) сказали о том, что не было организации помощи от учреждения при переходе на дистанционный формат.

Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что хоть и половина преподавателей смогли самостоятельно перейти на дистанционный формат работы, а вторая часть вынуждена была обратиться за консультативной помощью. Большинство тех, кто обращался за помощью, получали её от образовательного учреждения.

Далее мы исследовали наличие или отсутствие опыта ведения преподавательской деятельности в дистанционном формате. Педагоги (не физкультурно – спортивного профиля) ответили следующее: большая часть людей (50%) ответили, что до марта 2020 года не имели данного опыта в своей практике. Остальная часть респондентов (37%) ответили, что имели опыт работы, но в различных формах (то есть репетиторство, консультации по курсовым и дипломным работам). Лишь несколько респондентов (13%) ответили, что имеют опыт, так как используют данный формат работы на постоянной основе. Педагоги – тренера ответили следующее: большая часть респондентов (80,8%) ответили, что до марта 2020 года не имели данного опыта в своей практике. Остальная часть респондентов (19,2%) ответили, что имели опыт работы в данном формате, но не на постоянной основе. Мы можем сделать вывод, что преподаватели были более подготовлены к дистанционному формату, чем педагоги физической культуры и спорта, так как они имели больше практического опыта.

На представленной ниже диаграмме мы можем увидеть, сколько времени затратили педагоги физической культуры и спорта на полноценное освоение работы для дальнейшего дистанционного обучения (рис. 1).

Рисунок 1. Временные затраты на освоение онлайн-платформ к учебным занятиям

Исходя из данных в представленной диаграмме, мы можем сделать вывод, что для большинства респондентов (39,3%) освоение работы в дистанционном формате заняло большое количество времени (месяц и более). Также мы можем заметить, что часть респондентов (14,3%) так и не смогла до конца освоить работу в данном режиме, и это можно назвать проблемой освоения работы в дистанционной форме.

Мы предполагали, что в зоне риска окажется категория педагогов не имеющих ни какого опыта в использовании компьютерных технологий и информационных ресурсов, но наиболее востребованными оказались онлайн-тренировки, направленные на снижение веса, различные зарядки и просмотры онлайн контентов по оздоровительным технологиям обучающим роликам по видам спорта. А самыми популярными стали тренировки по базовой активности. Это говорит о том, что люди не столько стремились к результатам, сколько понимали важность двигательной активности, – хотят выполнять незамысловатые физические упражнения, учиться делать их технически грамотно и не поддаваться гиподинамии.

На следующей диаграмме представлены основные сложности образовательного процесса, с которыми столкнулись педагоги-тренера в период перехода на дистанционный формат работы (рис. 2).

Рисунок 2. Показатели сложности перехода педагогов на дистанционный формат обучения

Анализируя полученные данные можем отметить, что практически одинаковое количество респондентов разошлись во мнениях. Имеют место, такие проблемы, связанные с образовательным дистанционным процессом, как отсутствие опыта работы в дистанционном формате, технические сложности, связанные с интернетом, трудности в выборе более доступных форм передачи информации и методических указаний к выполнению заданий, сложности с отчетностью выполненной работы, плохая организованность студентов и не всегда присутствие обратной связи.

Так, первая часть респондентов (14,3%) имели сложности с большими затратами времени; вторая часть респондентов (14,3%) имели сложности в осуществлении контроля в работе со студентами, и лишь третья часть респондентов (14,3%) вовсе не имели сложностей в переходе на дистанционный формат обучения.

Заключение. В результате проведенной нами исследования можем отметить, что 50% педагогов смогли самостоятельно перейти на дистанционный формат работы и не обращались за посторонней помощью, а остальные 50% обращались за посторонней помощью. Так же мы можем сделать вывод, что преподаватели гуманитарного профиля были более подготовлены к дистанционному формату обучения, чем педагоги – тренера, так как они не имели большого опыта в этом направлении.

Мир вступил в период глобальной трансформации, которая так или иначе затронет все сферы жизни человека, общества и государства. Сейчас очень важно проводить подобные обучающие семинары, круглые столы, и другие мероприятия, чтобы своевременно находить эффективные решения возникающих вопросов и проблем.

Список литературы:

Иванова Е.Е. Образование в удаленном доступе: взгляд преподавателя [Электронный ресурс] / Е.Е. Иванова, – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-udalennom-dostupe-vzglyad-prepodavatelya (Дата обращения: 11.01.2021 г.).

Карасева Э.М. Использование компьютерный технологий в деятельности преподавателя [Электронный ресурс]/ Э.М. Карасева, – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kompyuternyh-tehnologiy-v-deyatelnosti-prepodavatelya (Дата обращения: 10.01.2021 г.).

Ахренов В.Н. Дистанционное обучение – 2020 и проблемы киберсоциализации участников образовательного процесса [Электронный ресурс] / В.Н. Ахренов, Н.А. Архенова, Е.Ю. Белоус, – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-2020-i-problemy-kibersotsializatsii-uchastnikov-obrazovatelnogo-protsessa (Дата обращения: 11.01.2021 г.).

Кумохин А.Г. Актуальные проблемы дистанционного обучения [Электронный ресурс]/ А.Г. Кумохин, Р.И. Качаев, – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-distantsionnogo-obucheniya-1 (Дата обращения: 11.01.2021 г.).

Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 810 с.

Просмотров работы: 82