Введение. Еще совсем недавно людей с ограниченными особенностями здоровья мы редко видели в обществе, ведь каждый выход в общественные места для таких людей носит сложный и многофакторных характер [1].
Но мир меняется и со временем общество начало осознавать, что лишать многих возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья – несправедливо. В городах стали заметны улучшения, направленные на облегчение жизни людей с особыми потребностями, например, создание специальных светофором для незрячих людей [2]. Конечно, еще нужно сделать немало, чтобы обеспечить самую обычную нормальную жизнь – путешествовать свободно, ходить в кино, театры и, конечно же, заниматься спортом.
Конечно, не стоит исключать факт того, что это очень травмоопасно. Но стоит помнить, что спорт – это движение, эмоции, радость коллективной игры. Травмы – это тоже часть нашей жизни, но главное, чтобы эти травмы были соразмерны. Большая часть популярных видов спорта доступна для всех людей, и никто не вправе лишать кого-то такой возможности.
Ярким примером инклюзивного спорта в России является – юнифайд-матчи по футболу и хоккею, где команда состоит из людей с ограничениями и без. В таких матчах часто участвуют звезды телевидения, кино, бизнеса и другие лица, которые помогают привлекать общественность к проблеме социализации людей с ограниченными возможностями.
Так, в марте 2019 года в Красноярске в рамках Зимней Универсиады прошел первый в России хоккейный юнифайд-матч, в котором приняли участие люди с ограниченными особенностями здоровья.
Инклюзивное волонтерство в спорте – это включение людей с ограниченными возможностями в спортивные тренировки вместе со здоровыми неравнодушными людьми. Важно понимать разницу между инклюзивным спортивным волонтерством и адаптивным спортом, где люди с инвалидностью занимаются такими же видами спорта, но отдельно от остальных людей. В такой сфере люди с ограниченными возможностями социализируются только в мире своих единомышленников, которые также имеют ограничения по здоровью.
В инклюзивном волонтерском спорте ситуация обстоит, наоборот, так как данное взаимодействие предполагает двусторонний характер: волонтер и человек с инклюзией. Совместные занятия спортом позволяют полноценно социализироваться и постоянно ощущать себя равноправным человеком в социуме.
Инклюзивное спортивное волонтерство рассматривается в двух аспектах:
1. Инклюзивное спортивное волонтерство подразумевает специально созданную и обученную группу волонтеров, работающую с инклюзией, направленную на социализацию и реабилитацию людей с ограниченными возможностями;
2. Инклюзивное спортивное волонтерство подразумевает формирование и развитие физической культуры для лиц с ограниченными возможностями, а также приобретение социальных навыков и связей, которые помогают ему справиться с жизненными сложностями.
Очень важно включать людей с ограниченными возможностями в процесс общения и совместной деятельности, потому что это помогает им входить в общество и не бояться проявлять себя как личность. Люди с инклюзией могут вдохновиться работой волонтеров, что ведет за собой мотивацию самих людей с ограниченными возможностями стать добровольцами. Так, например, общее количество волонтеров с ограниченными возможностями на играх в Сочи в 2014 году составило более 100 человек. Волонтеры с инклюзией выполняли большой функционал: проверяли билеты, работали на информационных стойках, выдавали аккредитационные карты и так далее. Людям с ограниченными возможностями понадобилось преодолеть множество трудностей на пути к добровольческой деятельности, они смогли включиться в помощь другим людям.
В России принят Закон о стратегии развития физической культуры и спорта, где отражены и рекомендованы основные методы вовлечения людей с ограниченными возможностями в массовый спорт:
1. Смешанные команды из людей с инклюзией и без: бочча (метание шаров на точность), волейбол сидя, голбол (игра в мяч с глазами, закрытыми повязкой);
2. По своему желанию любой спортсмен вовлекается в существующие занятия без каких-либо ограничений. Так, на лыжных марафонах можно наблюдать спортсменов с инклюзией, преодолевающих различные испытания [3].
Ярким примером инклюзивного спортивного волонтерства является практика Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова (САФУ). Так, Волонтеры САФУ из волонтерского объединения «Квант милосердия» помогают людям с ограниченными возможностями в социализации посредством занятий спортом (рис. 1).
Рисунок 1. Фрагмент совместной тренировки волонтеров САФУ и лиц с ограниченными возможностями
В рамках Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова для людей с ограниченными возможностями активно развивается такое спортивное направление как игра в боччу. Бочча – это игра, которая появилась еще в Древней Греции и активно развивалась на протяжении столетий [4, 5]. Постепенно данная игра превратилась в один из самых активно развивающихся видов спорта для людей с детским церебральным параличом и другими поражениями опорно-двигательного аппарата (рис. 2).
Рисунок 2. Фрагмент спортивной игры «Бочча» для лиц с ограниченными возможностями в САФУ имени М.В. Ломоносова
Бочча помогает при реабилитации, так как направлена на физическое развитие основных физических качеств и компенсацию утраченных двигательных способностей. Систематические занятия направлены на поддержание мышечного тонуса, развивают ловкость, выносливость и концентрацию. Благодаря физическому самосовершенствованию, у людей с ограниченными возможностями появляется повод для гордости собой, своими достижениями, помогает избавиться от чувства неполноценности и ощутить уверенность в своих силах¸ что крайне важно для состоянии внутреннего психологического комфорта.
Как мы уже сказали, инклюзивный волонтерский спорт – это не одностороннее движение. Важна инициативность и готовность не только людей с особенностями здоровья, но и волонтеров. Но, к сожалению, готовность волонтеров в России оставляет желать лучшего. Это очень трудный и многосторонний процесс, к которому нужно целенаправленно подходить. Не многие педагоги могут правильно выстраивать коммуникативную деятельность с такими людьми, поэтому обучить неравнодушных людей – волонтеров в разы сложнее.
Следует отметить, что не хватает организационных мероприятий по подготовке и комплексному обучению волонтеров к такой сфере деятельности. Только вследствие грамотной, профессиональной и оптимальной организации работы для лиц с ограниченными возможностями, можно добиться высоких и эффективных результатов в инклюзивном образовании.
Заключение. На данный момент спортивное волонтерство в инклюзивном образовании достаточно распространено в России, но в нашем регионе находится на низком уровне. Однако данная сфера деятельности является предметом пристального внимания как некоммерческих организаций, так и органов государственной власти, заинтересованных в социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями.
Список литературы:
Голикова Е.М., Тиссен П.П., Панкратович Т.М. Индивидуальные траектории инклюзивного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в физкультурном образовании // ТиПФК. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnye-traektorii-inklyuzivnogo-obucheniya-studentov-s ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-fizkulturnom-obrazovanii (дата обращения: 24.12.2020).
Никифорова О.Н., Чешихина В.В. Развитие адаптивного спорта в Российской Федерации на современном этапе (статистический анализ) // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-adaptivnogo-sporta-v-rossiyskoy-federatsii-na-sovremennom-etape-statisticheskiy-analiz (дата обращения: 12.01.2021).
Тимошина И.Н., Парфенова Л.А. Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья в социокультурное пространство средствами физкультурно-спортивной деятельности // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014. №3 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-sotsiokulturnoe-prostranstvo-sredstvami-fizkulturno-sportivnoy (дата обращения: 24.12.2020).
Усова Л.В. На пути к инклюзии // Наука и современность. 2010. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/na-puti-k-inklyuzii (дата обращения: 25.12.2020).
Ярская В.Н., Ловцова Н.И. Молодежная политика: разные и пока не равные // ЖИСП. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnaya-politika-raznye-i-poka-ne-ravnye (дата обращения: 24.12.2020).