Первая треть XIX века охарактеризована расцветом архитектуры русского классицизма. Именно в этот период наблюдались значительные достижения в области типового и повторного строительства.
Типовое строительство, зародившееся в конце XVIII – начале XIX веков, господствовало в застройке многих российских городов [1].
Для возведения новых строений были разработаны так называемые «образцовые» фасады, которые и послужили основным инструментом при формировании художественного облика российских городов.
В конце XVIII века Нижнему Новгороду по плану рекомендовалось проводить строительство по регулированным линиям по образу и подобию апробированных фасадов города Твери.
Разработанные так называемые «образцовые» фасады не были обязательными для исполнения, а носили лишь рекомендательный характер. Основным требованием было только соблюдение общей композиционной схемы зданий, а объемно-планировочные решения помещений и художественно-декоративное оформления фасадов зданий выполнялись с учетом пожеланий и требований владельцев.
Все возможные варианты решений домов, предложенные в соответствии с [2,3], разделены на 5 основных типов: каменные и деревянные в один этаж на каменных «погребах», деревянные на каменных фундаментах, деревянные без каменных фундаментов, каменные «на погребах» в один этаж с мезонином и каменные двухэтажные.
При застройке Нижнего Новгорода чаще возводились дома по типу одноэтажных «на жилых погребах». Они выполнялись по одному «образцовому» проекту: высотой 3 сажени, длиной 8 саженей, в семь окон-осей по главному фасаду. Характерной особенностью таких домов являлся карниз, который разделял нижний и основной этажи друг от друга. А вот оконные проемы не были излишне декорированы, они обрамлялись строгими наличниками с сандриками. В Нижнем Новгороде такие дома строились напротив предместий в каменном исполнении, а в средних линиях и переулках – из дерева. На главных площадях города одноэтажные дома «на жилых погребах» было разрешено строить только каменными. Большое количество домов по улицам Ильинской и Большой Покровской относятся к данному типу.
Деревянные дома на каменных фундаментах и без каменных фундаментов предназначались для малоимущих жителей города. Строения, которые не имели фундамента, были не выше 6 аршин, а в длину – не более 12 саженей. В Нижнем Новгороде такие дома в основном располагались в предместьях, например, дом Степанова на ул. Рождественской.
Каменные дома «на погребах» в один этаж с мезонином в Нижнем Новгороде предписывалось строить «против крепости» пяти видов: высотой 3,5 сажени, длиной 4, 5, 6, 7 и 8 саженей, с соответствующим количеством окон-осей – 3, 4, 5, 6, 7. Первые два вида выполняли с треугольными фронтонами со слуховыми окнами в тимпанах, а остальные – с невысокими парапетами на вальмовых крышах. Наличниками оформляли оконные проемы таких строений и неглубокими нишами разделяли их по высоте.
Из этих пяти видов дома «на шести саженях» позже были рекомендованы и для застройки главных площадей и улиц уездных городов-центров [4].
Каменные двухэтажные дома могли себе позволить только состоятельные граждане. В длину они достигали 12 саженей, а в высоту до карниза составляли 4 сажени. Такие дома, как правило, были рассчитаны для проживания двух семей. Средняя часть фасада здания была выделена небольшим ризалитом, а завершалась лучковым или треугольным фронтоном. В Нижнем Новгороде такими домами застраивались новые кварталы возле кремля. Особенностью каменных двухэтажных домов является их универсальность, так как здания по этому типу могут быть не только отдельно стоящими, но и сдвоенными (или «сплошной фасад»). Данный тип застройки применялся при строительстве «казенных» домов, таких как банковская контора в Нижнем Новгороде.
Со второго десятилетия XIX века жилая застройка городов изменилась, и строительство стало вестись по «типовым» проектам жилых домов и других построек, изданным в 1809-1812 гг. и представленным в пяти гравированных альбомах под общим названием «Собрание фасадов, Его императорским Величеством высочайше апробированных для частных строений в городах Российской империи».
В связи с тем, что «Собрание фасадов» включало в себя большое количество проектов, издание альбомов растянулось на 4 года. Первые два альбома были выпущены в 1809 году и содержали в себе 100 проектов. Выпуск третьего и четвертого альбомов (124 проекта) состоялся в 1812 году [4].
В альбомах были предложены проекты жилых домов различных размеров и этажности; в них собраны как большие, так и маленькие, как каменные, так и деревянные дома, как для главных, так и для второстепенных улиц, что позволяло удовлетворить любые потребности при застройке городов.
Стали различать 6 типов жилых домов: одноэтажные, «в полтора этажа», двухэтажные, одноэтажные с мезонитами, «в полтора этажа» с мезонитами и двухэтажные с мезонитами.
Одноэтажные дома возводились деревянными в три и пять окон-осей по главному фасаду. Здания длиной 2,5 – 3 сажени устанавливались на каменные фундаменты и в высоту (до карниза) достигали 2 саженей. Строения имели два варианта декоративно-художественного оформления: оформление оконных проемов было строгими профилированными наличниками, либо средний проем имел сандрик в виде карниза на кронштейнах. Пятиоконные постройки отличались от трехоконных лишь устройством крыши, они имели вальмовые покрытия, а не треугольные фронтоны с глухим тимпаном.
Дома «в полтора этажа» и двухэтажные строились преимущественно деревянными на каменных нижних этажах или полностью каменными. Обычно имели 5 или 7 окон-осей при 6, 8 саженях длиной, соответственно. Полутораэтажные дома строились высотой от 2,5 до 3 саженей, а двухэтажные – от 3 до 4 саженей. Такие дома несильно отличались декором от одноэтажных, лишь наличием карниза, обработанными рустом из замкового камня над оконными проемами, между нижележащими и вышележащими этажами.
Одноэтажные дома с мезонинами, как правило, были деревянными, а «в полтора этажа» и двухэтажные – каменными. Как и одноэтажные постройки, имели 5, 7 окон-осей, редко – 9, 11 окон. Длина таких зданий не изменилась, а высота увеличилась на 1,5 – 2 сажени.
Архитектурно-художественные особенности таких домов выражались наличием ризолита на всю ширину мезонина, который завершался треугольным фронтоном с дентикулами в карнизах.
Таким образом, в конце XVIII – начале XIX века жилая застройка Нижнего Новгорода имела в своей основе «образцовые» фасады.
В виду того, что город являлся административным центром Нижегородской губернии, в период классицизма стали преобладать каменные постройки. Несмотря на ограниченность используемых вариантов композиционных схем, разнообразие архитектурного облика городской жилой застройки достигалось с помощью многочисленных декоративно-художественных элементов фасадов зданий.
Список литературы
Ожегов С.С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII-XIX вв. М.: Стройиздат., 1984, 168с.
Собрание фасадов Его Императорского Величества, высочайше апробированных для частных строений в городах Российской империи. Ч. I, II, 1809.
Собрание фасадов Его Императорского Величества, высочайше апробированных для частных строений в городах Российской империи. Ч. III, IV, 1812.
Белецкая Е., Крашенинникова Н., Чернозубова Л., Эрн И. Образцовые проекты в жилой застройке русских городов XVIII – XIX вв. М.: Госстройиздат, 1961, 206с.