Принципы конструирования идеальных параметров выпуска корпоративных облигаций - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Принципы конструирования идеальных параметров выпуска корпоративных облигаций

Чолахян А.А. 1
1Финансовый университет при Правительстве РФ Липецкий филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Корпоративные облигации являются ценными бумагами, имеющими долговой характер. Эмитенты, которые их выпускают, преследуют этим следующие цели: привлечение финансирования, расширение предпринимательской деятельности, гашение долгов.

Покупая корпоративные облигации, фактически компания получает в долг и за это она должна платить с определенной периодичностью процент за пользование денежными средствами.

Рассмотрим виды корпоративных облигаций (табл.1):

Таблица 1. Виды корпоративных облигаций

По форме залога

- Обеспеченные (В данном случае есть залог, который выступит в качестве покрытия убытков инвесторов, в связи отказа выкупить эмитентом облигацию);

- Необеспеченные (Выпускается крупнейшими корпорациями).

По виду выплаты

- Процентные;

- Беспроцентные.

По периоду существования

- Срочные;

- Бессрочные.

По субъекту прав

- Именные;

- Неименные.

Каждый специалист профессионального уровня, который осуществляет деятельность на современно рынке ценных бумаг, является финансовым инженером, обладающим знаниями по созданию финансовых продуктов и различного рода ценных бумаг. Механизмы финансового инжиниринга позволяют создавать персональные финансовые продукты для клиентов, представляющие собой структурированные банковские продукты. На базе таких механизмов могут успешно сочетаться как основные, так и производные финансовые инструменты, ценные бумаги, а также операции финансового характера, которые связаны с реализацией имущественных прав.

Особое значение имеет развитие финансового инжиниринга применительно к рынку корпоративных облигаций. На данном рынке может быть реализован процесс конструирования таких параметров, которые позволяют юридическому лицу, выпускающему ценные бумаги, достичь его финансовых целей, минимизировав затраты, а также максимизировав инвестиционную привлекательность при этом.

В связи с этим, учитывая то, что потребности любого эмитента являются уникальными, а состояние фондового рынка нередко бывает довольно нестабильным, - каждый выпуск корпоративных облигаций должен быть сформирован в виде конкретного индивидуального продукта финансового инжиниринга. Кроме этого, нужно учитывать специфику спроса со стороны инвесторов, на которую тот или тиной выпуск облигаций рассчитан.

В процессе конструирования корпоративных облигаций методы финансового инжиниринга, которые были рассчитаны выше, должны быть полностью учитываться. Данный процесс представим в виде схемы 1.

Схема 1

Организация выпуска корпоративных облигаций является довольно трудоемким процессом, который требует от организаторов значительной сосредоточенности. При этом выделяются следующие этапы:

1. Этап подготовки к процедуре выпуска облигаций.

2. Формирование и утверждение решения о выпуске корпоративных облигаций.

3. Заключение договора с депозитарием.

4. Формирование пакета документов для регистрации.

5. Регистрация выпуска облигаций и проспекта их эмиссии.

6. Получение согласия на изготовление бланков облигаций (при их выпуске в документарной форме).

7. Размещение сведений о продаже облигаций открытого характера в свободном доступе.

8. Продажа облигаций.

При конструировании «идеальных» параметров выпуска корпоративных облигаций в сегодняшних условиях опираются на следующие принципы:

1. Объем выпуска. Эмиссия облигаций должна быть осуществлена в размере, ограниченным уставным капиталом эмитента, так как он является гарантией реализации его интересов. Если облигации выпускаются в размере, который превышает размер уставного капитала, то под дополнительный их объем эмитент должен сформировать какое-либо обеспечение. Более рационально для любого эмитента было бы выпускать облигации траншами. Приемлемым видится объем выпуска более 200—300 млн. руб. с номинальной стоимостью одной облигации в 1000 руб.

2. Срок заимствования. Программа выпуска корпоративных облигаций должна быть стратегически ориентированной и рассчитанной на период 3-4 лет. Первым выпуском мог бы стать выпуск сроком на 1 год с 4- или 3-месячным купонным периодом.

3. Процентная ставка при размещении. При этом наиболее оптимальный вариант – это установление плавающей ставки, которая может быть рассчитана как средняя доходность по 12 выпускам облигаций федерального займа, и так, чтобы до выплаты очередного купона оставалось, например, две недели.

4. Тип облигаций. Целесообразно рассмотреть возможность выпуска как дисконтных, так и процентных (купонных) облигаций.

5. Организация вторичного ликвидного рынка облигаций. Для того, чтобы обеспечить ликвидность облигационного займа на вторичном рынке, можно при помощи 3-4 маркет-мейкеров, которые выставляют на фондовой бирже двусторонние котировки.

6. Оферта о досрочном выкупе облигаций. Выкупные оферты должны иметь специфические параметры, которые выгодны эмитенту и инвестору. В частности, для инвестора должна быть обеспечена оптимальная доходность на краткосрочный период, а для эмитента – привлекательная доходность на весь период, в течение которого заем размещается.

7. Сроки осуществления эмиссии. В соответствии с нормативно-правовыми актами минимальный срок равен 1 месяцу.

8. Механизм размещения облигаций. Первичное размещение облигаций лучше осуществлять в секции фондового рынка на ММВБ.

Таким образом, выпуск корпоративных облигаций является следствием недостатка оборотных средств у предприятия-эмитента и одновременно – эффективным решением этой проблемы.

Список литературы

Аюпов, А.А. Экономическая сущность финансового инжиниринга как основы конструирования и моделирования инновационных финансовых продуктов / А.А. Аюпов // Вестн. Тольяттинского гос. ун-та. – 2016. – № 6. – С. 23–40

Башкан Е.А, Славнецкова Л.В. Финансовый инжиниринг на фондовом рынке // Экономика и управление. 2018. №4. - С. 38 – 42.

Воробьева З.А. Финансовый инжиниринг на рынке корпоративных облигаций. Финансовая Академия. М:. 2016. 308 с.

Капелинский, Ю.И. Теоретические аспекты финансового инжиниринга с использованием ценных бумаг / Ю.И. Капелинский // Банковские услуги. 2017. № 3. – С. 10–14.

Ушаков А.Е. Развитие рынка корпоративных облигаций // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. №1(26). - С. 349 – 352.

Просмотров работы: 29