УПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

УПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Елисеева Е.С. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из фундаментальных принципов современного образования является государственно-общественное управление им. Данный принцип закреплен на законодательном уровне. В действующем Федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации» он находится в перечне принципов организации управления системой образования в целом и во всех ее структурных элементах. Этот же закон в статье 44 закрепляет право родителей принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность в форме, определяемой уставом этой организации [1].

Управление совершенствованием сотрудничества семьи и школы осуществляется на разных уровнях: школьном, муниципальном, региональном и государственном. В 2017 году общероссийской общественной организацией «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» были разработаны рекомендации по заказу Министерства образования и науки РФ в рамках проекта «Организация и проведение мероприятий, посвященных распространению успешных механизмов вовлечения родителей в образование» [2]. Эти рекомендации адресованы классным руководителям и другим педагогическим работникам. В них подчеркивается, что наряду с участием родителей в государственно-общественном управлении образованием нельзя забывать о не менее важной их роли в воспитании детей. Классным руководителям рекомендуется уделять внимание не только повышению родительской активности в участии в управлении школой, но и работать с родителями для того, чтобы они больше внимания уделяли воспитанию детей. Проведение разнообразных внеурочных детско-родительских мероприятий позволяет укрепить взаимодействие школы с семьями обучающихся, активизировать педагогическое общение родителей с детьми.

При планировании работы с родителями нужно учитывать, что каждая семья индивидуальна по своему виду, составу, социальному положению, каждый родитель имеет свои ожидания от педагогов. Поэтому для выстраивания эффективной работы нужно максимально глубоко изучать семью для того, чтобы понять ее особенности, потребности, трудности и ожидания. Однако, в то же время, нельзя допускать излишнего вмешательства в дела семьи. Все действия педагогов относительно семей должны строится на основе взаимного доверия. Кроме доверительного контакта, необходимо выстроить систему дифференцированной работы с группами семей, уделить внимание индивидуальным интересам и потребностям родителей. Определить компетентности родителей, стиль детско-родительских взаимоотношений можно по-разному:

В письменной форме (анкеты «Будем знакомы», «История моей семьи»)

В устной форме (интервью, беседы)

В дистанционно-анонимной форме (на интернет-форуме)

В проективной форме (игровые, творческие)

В формате наблюдения (ребенка и его родителей в ситуациях совместной деятельности)

Для проведения внеурочных и внеклассных мероприятий рекомендуется использовать разнообразные формы, стимулирующие развитие интереса у родителей к жизни школы:

Игры (ролевые, путешествия, квесты)

Конкурсы (соответствующие тематике плана работы с детьми)

Проекты (обмен опытом семейного воспитания)

Спортивные соревнования (развивающие соревновательный дух)

Семейные театры (способствующие сплочению семьи)

Совместные просмотры фильмов (дающие возможность разным поколениям понять друг друга)

Тематические праздники («День отца», «День матери», «День семьи»)

Тематические выставки работ, изготовленных совместно родителями и детьми

Экскурсии с родителями (позволяющие наладить более тесный контакт и взаимопонимание).

Одной из самых востребованных форм работы с родителями является активная форма взаимодействия по вопросам родительского просвещения, повышения и развития родительских компетенций. Важно, чтобы школа становилась необходимым и эффективным помощником родителям в вопросах самосовершенствования и саморазвития.

Анализ лучших практик страны позволяет продемонстрировать, каким образом осуществляется управление совершенствованием сотрудничества школы и семьи в ведущих образовательных организациях. Например, при образовательных организациях Архангельской области действуют Советы отцов, которые инициируют проведение совместных детско-родительских мероприятий, родительских патрулей, мастер классов по приготовлению семейных обедов, товарищеских встреч по футболу и волейболу с детьми из «группы риска». Советы отцов участвуют в организации мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Также работа с семьей строится через работу семейных клубов, которые созданы во всех муниципальных образованиях региона. Важным направлением их работы является повышение педагогической и организационно-управленческой культуры родителей. Архангельский областной институт открытого образования разработал программу просвещения родителей по основам детской психологии и педагогики, и с 2015 года проводятся областные родительские собрания в режиме видео-конференц-связи.

Кроме этого активно поддерживаются проекты, направленные на поддержку семейного воспитания, формирование семейных ценностей у детей и молодежи. Так, средняя школа № 43 г. Архангельска реализует проект «Родительское кафе» [3], цель которого – развитие ответственности родителей в области воспитания детей через совместную деятельность в группах «родители-родители», «родители-дети», «родители-специалисты» образовательных, социальных и культурных учреждений.

В «Новоомской школе» Омской области была разработана и активно реализуется программа «Сотрудничество семьи и школы» [4]. Она демонстрирует свою эффективность в решении задач вовлечения родительской общественности в управление образованием, а главное в формировании среды социального партнерства и вовлечение родителей в образовательный процесс, повышая их информированность и мотивацию по основным аспектам и вопросам образования, воспитания и управления.

Региональным центром развития образования Оренбургской области разработана программа «Школа ответственных родителей» [5]. Она адресована классным руководителям, педагогам, родителям и всем заинтересованным участникам образовательного процесса, которые стремятся к повышению своего уровня информированности и компетентности по вопросам образования и воспитания. Эта программа включает в себя методические рекомендации для образовательных организаций по реализации проектов работы с родительской общественностью.

В Республике Карелия был реализован большой российско-финляндский проект «Развитие сотрудничества между родителями, школами и местными органами управления образованием» под рабочим названием «Родительский университет – RU». В ходе этого проекта использовался богатый зарубежный опыт, были разработаны и реализованы разнообразные многоуровневые технологии и формы вовлечения родителей, представителей общественности в образовательный процесс, в управление развитием школы. Потребность в подобной программе была вызвана сложившейся традицией формального, фрагментарного и эпизодического характера мероприятий по работе с родителями (анкетные опросы, акции и праздники, общешкольные собрания и лекции). Взамен этого предлагался другой подход – систематический, который включал в себя: изучение, информирование, просвещение, обучение и совместную деятельность.

Нам представляется возможным использование принципов и содержания этих инновационных программ для адаптации под условия и задачи конкретной образовательной организации. Я в своей практике адаптировала одну из упомянутых форм сотрудничества под условия своей школы № 16, а именно организовала «Семейный клуб» на базе 7 класса, в котором являюсь классным руководителем. Об окончательных результатах пока говорить рано, так как клуб в своей активной фазе работает только 3,5 месяца, но первые успехи уже есть: по итогам анкетирования членов клуба 85% считают, что наш уровень взаимодействия поднялся с начального до уровня сотрудничества. Нам еще есть куда стремиться. Мы надеемся, что к концу учебного года проявятся признаки партнерских отношений.

Таким образом, управление совершенствованием сотрудничества школы и семьи в воспитании обучающихся должно учитывать интересы и потребности всех субъектов образовательной деятельности, должно осуществляться на всех уровнях и опираться на систематический подход.

Список источников:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Методические рекомендации для классных руководителей и иных педагогических работников по проблемным вопросам мотивации родителей к участию в управлении образованием и независимой оценке качества образования «Семья и школа: форма, нормативы, лучшие практики» / Проект «Организация и проведение мероприятий, посвященных распространению успешных механизмов вовлечения родителей в образование»; Москва, 2017

Официальный сайт МБОУ муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя школа № 43» http://arhschool43.ru/-----------------------------43.html

Официальный сайт МБОУ «Новоомская СОШ» http://ounovoom.omr.obr55.ru/программа-сотрудничество-семьи-и-шк/

Официальный сайт Регионального центра развития образования Оренбургской области http://rcro56.ru/page/434884d8-45d1-4273-be84-782088442db6

Просмотров работы: 10