УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ УЧИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ УЧИТЕЛЕЙ

Назарова О.С. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Реализация принципов и идей ФГОС дошкольного образования ставит такие задачи, которые требуют от педагога постоянного профессионального развития. Для того, чтобы понять, из каких элементов складывается содержание профессиональной компетентности учителя-логопеда можно обратиться к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)" (подготовлен Минтрудом России 15.09.2016). Учитель-логопед в современных условиях при осуществлении профессиональной деятельности должен обладать такими качествами, как готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений, расширение пространства педагогического творчества. ФГОС ДО изменяет контекст профессиональной деятельности учителя-логопеда ДОО. Достижение цели логопедической коррекции рассматривается через степень форсированности всех сторон речи, а само содержание работы на отработку речевых навыков, тренировку речевых умений.

Речевое развитие детей в дошкольном учреждении является предметом усилий всего педагогического коллектива и должно проходить во всех видах его деятельности. В связи с этим для учителя-логопеда возникает необходимость включить задачи по коррекции речевых проблем у дошкольников во все аспекты образовательной деятельности, тем самым расширить контекст решения логопедических задач. Это и определяет парадигму профессионального развития учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения. Его инновационная деятельность будет направлена не только на освоение и внедрение в практику новых приемов коррекции разных сторон речи, а в значительно большей степени форм организации коррекционного процесса, освоение принципов и технологий интерактивной педагогики. В связи с этим вопрос профессионального развития является актуальным. Этимология понятия «профессиональное развитие» идет от лат. Profiteor («объявляю своим делом»). Это процесс, характеризующий динамику необратимых изменений личности, ее основных мотивационных потребностей, когнитивных, эмоционально волевых компонентов в ходе профессионализации. В психологии труда «профессиональное развитие» — это активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, внутренняя детерминация активности учителя, приводящая к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности (Л.М.Митина). При этом Л.М.Минина принципиально обращает внимание на то, что нет абсолютно никакой связи между возрастом учителя и его влиянием на профессиональное развитие.

В качестве направлений развития профессиональной компетентности современного учителя-логопеда можно выделить:

Овладение инновационными подходами к реализации образовательных областей в соответствии с приоритетами, определенными ФГОС ДОО;

Освоение технологии педагогической диагностики индивидуального развития детей;

Развитие профессиональных способностей в сфере проектирования образовательных условий с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей, зоны ближайшего развития каждого ребенка;

Развитие умения использовать разные формы сотрудничества с родителями.

Современной технологией развития профессиональной компетентности учителя-логопеда ДОО является индивидуальный образовательный маршрут. В основе его разработки лежит мотивационная сфера учителя-логопеда, его индивидуальные образовательные потребности как профессионала, а психологическими механизмами выступают самодиагностика и самоменеджмент. Важным направлением в профессиональном развитии учителя-логопеда является его профессиональное саморазвитие. Современный педагог должен стремиться к постоянному совершенствованию, как личностных качеств, так и профессиональных. Таким образом, профессиональное развитие учителя-логопеда – это когда он осознает ответственность и свое участие за все, что происходит с ним и дошкольниками с речевыми нарушениями; когда он пытается активно способствовать или противостоять внешним обстоятельствам; когда он планирует и ставит цель своей профессиональной деятельности; когда он изменяет самого себя для достижения желаемого результата.

В связи с этим городской информационно-методический центр выступает ресурсом профессионального развития. Городской информационно-методический центр способствует созданию условий управления профессиональным развитием педагогических работников и становлению учителя как профессионала. Свою деятельность ГИМЦ осуществляет на основе годового плана работы.

Логопедическая служба городского информационно-методического центра г. Владимира создана с целью оказания консультационной помощи в вопросах профессионального совершенствования педагогического мастерства. Приоритетные направления деятельности логопедической службы ГИМЦ являются:

Оказание методической помощи при формирования индивидуального образовательного маршрута педагогических работников в межаттестационный период;

Организация и методическое сопровождение методических объединений учителей-логопедов;

Организация и проведение профессиональных конкурсов;

Формирование банка передового педагогического опыта работы, его диссеминация в образовательной системе г. Владимира;

Поддержка и развитие творческого потенциала учителей-логопедов г. Владимира, создание условий для его распространения;

Поддержка и сопровождение молодых специалистов через реализацию городского проекта «Школа молодого учителя-логопеда».

Применительно к молодым специалистам следует рассмотреть такой термин, как профессиональная адаптация. Профессиональная адаптация – это прежде всего приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций и к новым для него условиям труда. Адаптация молодых учителей-логопедов осуществляется через наставничество как форму методического взаимодействия. Наставником является методист городского информационного методического центра, который ведет работу с молодыми учителями-логопедами по следующим направлениям:

Оказание помощи в изучении нормативно-правовой документации

Содействие в разработке и написании перспективного плана работы на год.

Помощь в организации предметно-развивающей среды логопедического кабинета.

Методическая помощь в организации и проведении коррекционной деятельности с детьми с различными речевыми нарушениями.

Помощь в организации и проведении родительских собраний и изучении форм взаимодействия с родителями.

Список использованной литературы:

1.Дуранов М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней / М.Е. Дуранов. – Челябинск: ЧГАКИ, 2002. – 276 c.

2.Сайтханова, В.Я. Социально-педагогические условия организационно- методической деятельности педагогической мастерской учителей- логопедов городских муниципальных образовательных учреждений: Уч.-метод.. пособие [Текст] / В.Я.Сайтханова.-М.: Социально-гуманитарные знания, 2007 - 59 с.

3.Тихова, Ю. Б. Совершенствование форм профессионального развития педагогических работников / Ю. Б. Тихова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 161-163.

Просмотров работы: 19