Совершенствование лексической компетенции обучающихся через песенное сотворчество с использованием звукозаписывающей программы Nano Studio - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Совершенствование лексической компетенции обучающихся через песенное сотворчество с использованием звукозаписывающей программы Nano Studio

Антонова Е.А. 1
1Новосибирский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время многие методисты, как отечественные, так и зарубежные, отмечают, что наиболее успешному и качественному овладению лексическими навыками способствует совместное использование Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и песенного материала на уроках английского языка, что также является эффективным проводником к формированию коммуникативных навыков и умений.

Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что реализация песенного сотворчества с использованием ИКТ при обучении английскому языку позволяет повысить интерес к процессу изучения языка, является эффективным способом коммуникации, создает всевозможные условия для самообразования ученика и определения его интересов в различных сферах его существования, делает процесс изучения лексического материала более естественным и востребованным, что является ключевым фактором в более успешном овладении лексической компетенцией.

Цель нашей работы заключается в научно-теоретическом обосновании и экспериментальной проверке разработанной нами серии уроков по развитию лексической компетенции обучающихся 7 класса через песенное сотворчество с использованием звукозаписывающей программы Nano Studio.

По определению В.Г. Рындак, “сотворчество – это взаимодействие субъектов, включающее: субъект - субъектное отношение, когда за каждым участником творческого процесса признается право и способность на собственное решение (вне зависимости от возраста и опыта творческой самореализации); активную позицию всех субъектов творческого процесса; создание и сохранение участниками творческого процесса атмосферы творчества на основе воспроизведения всех возможных способов формирования соответствующего настроя и эмоционального фона; сохранение индивидуального стиля творчества каждого из субъектов взаимодействия [3].

Под лексической компетенцией, вслед за А.Н. Шамовым, мы понимаем основанную на лексических знаниях, навыках, умениях, а также личном языковом и речевом опыте способность человека определять контекстуальное значение слова, сравнивать объем его значения в двух языках, понимать структуру значения слова и выделять специфически национальное в значении слова [4].

И. Ю. Родионова выделяет следующие критерии сформированности лексического запаса: качественные (учет ошибочности перевода; целостное понимание слов может быть оценено как правильное и неправильное) и количественные (оценивает соотношение общего количества неизвестных слов и правильно понятую лексику в целом) [2].

Лексическая компетенция представляет из себя сложное образование, в состав которого входят: мотивационный (механизмы целеполагания, мотивация), когнитивный (знание лексического состава языка), деятельностно-практический (умения и навыки) и рефлексивный (самостоятельная работа и самоконтроль) компоненты.

Далее, мы выявили, что в условиях развития современного информационного общества, использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений.

По определению А.Н. Азимова, информационно-коммуникационные технологии – это совокупность методов, процессов и программнотехнических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации [1].

С помощью ИКТ-платформ обучающиеся имеют возможность принимать участие в мотивирующей и стимулирующей деятельности, иметь потребность в изучении языка и принятии участия в коммуникации.

Перейдем к описанию экспериментальной части нашего исследования.

Участниками эксперимента стали ученики, владеющие английским языком на уровне А2 по Общеевропейской шкале языковой компетенции. Учащиеся были поделены на экспериментальную группу, состоящую из 8 человек, и контрольную группу – 7 человек. Возрастная категория обучающихся – 13-14 лет.

Наше исследование состояло из трёх этапов: предэкспериментального, экспериментального и постэкспериментального.

Предэкспериментальный этап включал в себя два подэтапа:

Анкетирование, состоящее из двух блоков;

Предэкспериментальный срез.

В первую очередь, во время заполнения анкеты учащимся предстояло ответить в общей сложности на двенадцать вопросов на русском языке. Первый блок анкеты был направлен на определение общего отношения учеников к прослушиванию различных музыкальных композиций, их отношение к использованию музыкальных композиций для достижения различного рода целей и скорость усвоения лексем; второй блок был направлен на выяснение отношения обучающихся к использованию ИКТ-платформ в обучении и насколько компетентны они во владении ИКТ-платформами.

После проведения двух частей анкетирования, следующим на предэкспериментальном этапе было проведение предэкспериментального среза по остаточным знаниям, состоящего из семи заданий. Данные задания предполагали: заполнение пропусков с изученными ранее словами; соединение слов в пары по принципу рифмования; составление предложений с указанными ранее пройденными словами; перевод предложений на русский язык; заполнение пропусков в тексте посредством выбора подходящей лексической единицы; замена подчеркнутых слов синонимами и написание короткого диалога с представленными лексическими единицами.

Основная часть эксперимента заключалась в совершенствовании лексической компетенции в экспериментальной группе посредством песенного сотворчества с использованием звукозаписывающей программы Nano Studio.

Так, для обучающего эксперимента нами были разработаны 10 уроков длительностью в 20 минут каждый. На начальном этапе разработки комплекса уроков была установлена основная тема параграфа учебника на время проведения эксперимента – Read all about it, включающая в себя определенные составляющие темы.

Каждый урок начинался с Warming-up activities и проверки домашнего задания. Далее проводилась практическая часть, которая включала в себя работу с песней и отработку представленного в тексте песни лексического материала на основе языковых и условно-речевых упражнений. Упражнения предполагали как парную, так и групповую работу.

Занятия в контрольной группе проводились согласно программе модуля без использования песен.

Далее, хотелось бы представить некоторые фрагменты уроков.

На первом уроке ученикам предлагалось составить ассоциативные ряды, связанные со словом “Музыка”. После, учитель предлагал ученикам набор прилагательных, которые должны быть использованы в музыкальной композиции, и их значения. Ученикам необходимо было соединить значения с прилагательными и распределить по группам.

Фрагмент другого урока: учитель предлагал обучающимся подобрать синонимы к представленным прилагательным, чтобы в полной мере иметь представление об эмоциональной окраске данных слов и уместности их употребления в песне, что в дельнейшем помогло для логического составления рифмы.

На одном из уроков, согласно составленной мелодии к куплетам, обучающимся необходимо было спеть песню, проговаривая припевы, и на выделенную лексическую единицу поднять верную, описывающую ее картинку.

По истечении экспериментального этапа был проведен постэкспериментальный этап.Задания были аналогичны заданиям предэкспериментального этапа.

На предэкспериментальном и постэкспериментальном этапах анкетирования в экспериментальной и контрольной группах мы оценили количество учеников, которые любят прослушивать песни на английском языке. До эксперимента, в экспериментальной группе – 75% учеников, в контрольной группе – 71%. После эксперимента, показатели в контрольной группе не изменились, а в экспериментальной группе увеличились до 92%. Следовательно, учащиеся экспериментальной группы стали больше прослушивать песни на английском языке.

Касаемо заданий постэкспериментального среза, правильность выполнения первого задания в экспериментальной группе составила 90%, в то время как до эксперимента процентный показатель выполнения данного задания был 63%. В контрольной же группе результаты изменились незначительно. В третьем задании, правильность выполнения в экспериментальной группе составила 82%, до эксперимента – 54%. В контрольной группе стала 57%, была – 52%.

Общий результат правильно выполненных заданий в экспериментальной группе до эксперимента составил 62%, а после эксперимента процент правильно выполненных заданий возрос до 89,5%. В контрольной же группе результаты изменились незначительно, с 70% до 77%.

Таким образом, результаты, полученные на стадии проведения эксперимента, свидетельствуют в пользу разработанного нами комплекса уроков по совершенствованию лексической компетенции обучающихся через песенное сотворчество с использованием звукозаписывающей программы Nano Studio.

Использование данной звукозаписывающей программы является целесообразным в связи с дистанционным обучением, которое предполагает внедрение новых форм работы и взаимодействия, способствуя при этом качественному и логическому усвоению лексического материала и формированию лексической компетенции.

Список использованной литературы:

Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

Родионова И. Ю. Методика формирования пассивного словаря студентов старших курсов испанского отделения при чтении художественных текстов на английском языке // Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург, 1998. – 18 с.

Рындак В. Г. Творчество. Краткий педагогический словарь. Учебно-методическое пособие. – Москва, Педагогический вестник, 2001. – 84 с.

Шамов А. Н. Лексические навыки устной речи и чтения – основа семантической компетенции обучаемых / А.Н. Шамов // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 4. – С. 19-25.

Просмотров работы: 10