Педагогические методы преподавания биологии в школе - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Педагогические методы преподавания биологии в школе

Храпунова Е.М. 1
1Государственный университет "Дубна"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Осознание угрозы глобального антропогенного экологического кризиса привело к признанию особой роли биологического образования в решении возникших перед обществом проблем. Вопросы биологического образования находятся в центре внимания не только в России, но и во многих других странах. Международный союз биологических наук при ЮНЕСКО (CBE-IUBS) отмечает, что наряду с особенностями, характерными для отдельных стран, существуют и общие проблемы как в школьном, так и в университетском биологическом образовании. Главная среди них – всеобщая биологическая неграмотность большинства населения. Данные обстоятельства обусловливают необходимость разработки и реализации нового содержания подготовки будущих учителей. В решении этой задачи особое место принадлежит совершенствованию методик преподавания биологических дисциплин прежде всего в средней школе.

Педагогические методы

В литературе существуют различные подходы к определению понятия «педагогический метод». В основном его определяют:

как способ взаимодействия учителя и учащихся;

совокупность приемов работы;

путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию;

система действий учителя и учащихся и т.д. [1].

Педагогические методы можно разделить на три условные группы: методы воспитания, исследования и обучения. Готовясь к проведению конкретного урока, по определенной теме, педагог в первую очередь решает вопросы выбора методов обучения, поскольку от того, насколько рациональным, продуманным и обоснованным будет этот выбор, напрямую зависит и результат всей работы - насколько прочно учащиеся овладеют материалом урока, насколько эффективно будет реализован его развивающий и воспитательный потенциал. [1, 5].

В любом определении метода обучения или преподавания присутствуют две взаимосвязанные стороны: передающей знания (учитель, или, например, компьютер), и воспринимающей (ученик). Характер этого взаимодействия зависит от содержания учебного материала и поставленных задач. Поэтому при выборе метода обучения учитель должен учитывать:

задачи, стоящие при изучении конкретной темы – например, если в качестве одной из задач стоит выработка у учащихся определенных навыков работы с микроскопом, то обойтись только теоретическим изучением материала учитель не сможет, и будет применять практические методы обучения;

характер содержания изучаемого учебного материала (теоретический, либо фактологический; сложный или легкий, и т.п.);

особенности конкретной группы учеников, с которыми учитель имеет дело (уровень подготовки, характер мышления и мотивации, навыки и склонности к самостоятельной работе, и т.п.);

индивидуальные особенности учителя (уровень владения соответствующими методами, предпочитаемые формы работы, темп работы, и т.п.);

комплекс объективных условий (время, отводимое на изучение данного материала; наличие конкретных средств, и т.п.) [1].

Методы обучения также условно, можно разделить на словесные, наглядные и практические.

Словесные методы обучения

– те, при которых учебный материал представляется в словесной форме. Широкое использование в практике обучения имеют как методы, основанные на устном слове (лекция, рассказ, объяснение, беседа и др.), так и методы, реализуемые через восприятие текста (работа с текстом учебника, конспект, и др.). Это наиболее универсальная и используемая группа методов, пригодная для формирования теоретических и фактических знаний, применяемая при решении всех других задач обучения. Многие из этих методов просты и требуют минимальных затрат времени и по этой причине педагоги часто отдают предпочтение словесным методам в тех случаях, когда требуется уложить в короткий отрезок времени изучение большого по объему материала. Однако эта группа методов обладает и определенными недостатками. Используя только эти методы, невозможно выработать практические навыки, ограничены возможности словесных методов при развитии самостоятельного мышления, навыков поиска информации.

Поэтому выбор этих методов оправдан при выполнении трех условий:

изучаемый материал должен носить большей частью теоретический, информационный характер;

учитель должен достаточно хорошо владеть избираемым для работы словесным методом материалом;

фрагменты устного изложения материала по продолжительности должны соответствовать возрасту и уровню подготовки учащихся [2].

Самой частой формой применения словесных методов является краткое объяснение или рассказ учителя с элементами беседы с учащимися, и сочетаемые с демонстрацией иллюстраций, наглядных пособий, презентаций и т.п. Чем меньше возраст учащихся, тем короче должны быть фрагменты устного изложения и тем чаще внимание учащихся следует переключать на другие формы учебной деятельности. Так, в формате лекции можно излагать блоки учебного материала лишь в старших классах. Учитель может остановить свой выбор именно на этом методе, планируя изучить какую-либо большую тему. В этом случае первый урок по данной теме может представлять обзорную лекцию с изложением основных положений изучаемой теории, которые затем будут детализироваться и закрепляться на следующих уроках уже на основе других методов. Эффективность лекции можно заметно повысить, используя иллюстративный материал, рисунки на доске и другие приемы наглядной демонстрации, а также включая в нее элементы беседы, вопросы, адресованные аудитории. Строгая упорядоченность содержания, логика изложения являются обязательными элементами школьной лекции [6].

В отличие от лекции, рассказ используется для изложения сравнительно не сложного материала – например, если речь идет о каких-то явлениях или случаях из жизни природы, истории выдающихся открытий, практической деятельности человека. По продолжительности рассказ более краток, чем лекция, не более 10 минут. Информация, содержащаяся в рассказе, должна быть полностью или большей частью новой для учеников.

Объяснение представляет собой четкое изложение учебного материала на основе анализа фактов и доказательств с формулировкой выводов. Объяснением является также инструктаж к проведению лабораторной и практической работы. Эффективность объяснения определяется его понятностью для учеников [2].

Беседа – словесный метод активного обучения, при котором знания у учащихся формируются на основе диалога учителя и учеников. Основным структурным элементом всякой беседы являются вопросы учителя. Формулируя их, следует соблюдать следующие условия:

а) вопросы должны органически вытекать из изучаемого материала и опираться на предшествующую подготовку либо личный опыт учащихся;

б) учитель должен заблаговременно тщательно продумать как сами вопросы, так и порядок, в котором они будут задаваться во время беседы;

в) формулировки вопросов должны быть предельно четкими, понятными учащимся;

г) по мере углубления в тему вопросы должны усложняться, нацеливая учащихся на самостоятельное оперирование полученными знаниями;

д) при подборе и формулировке вопросов следует четко представлять, какие задачи они призваны решать (закрепления полученных знаний; выяснения уровня усвоения учениками изученного материала, и т.п.).

Особого внимания требуют вопросы, рассчитанные на самостоятельное применение учениками ранее полученных знаний для объяснения тех или иных природных явлений, закономерностей. Следует помнить, что большинству учащихся, даже если у них сформированы все знания, необходимые для ответа, требуется время на обдумывание. Поэтому задавать такие вопросы в ходе беседы на уроке лучше в тех ситуациях, когда для этого имеется достаточно времени [2].

Доклады и сообщения учащихся тоже относятся к словесным методам обучения. Подготовка доклада предполагает самостоятельную работу учащегося, во время этого ученики, получают новую информацию, систематизируют в своем сознании имеющиеся знания, развивают представления о предмете. Сообщение, в отличие от доклада или реферата – это краткий фрагмент информации, отражающий какой-то вопрос изучаемой темы, часть вопроса или конкретный факт. Сообщения не требуют столь основательной подготовки, как доклады и рефераты, но должны обязательно кратко «озвучиваться» на уроке.

Самостоятельное прочтение текста в учебнике – еще один из словесных методов обучения. Его особенностью является непосредственное работа ученика с источником информации при временном исключении учителя из процесса восприятия и усвоения материала. Использование этого метода возможно не только при подготовке домашнего задания, но и непосредственно на уроке.

Конспектирование в школе тоже может быть самостоятельным методом усвоения информации. Этот метод занимает достаточно много времени, поэтому возможности использования его на уроках ограничены [8].

Наглядные методы обучения

– это методы, при которых обучение осуществляется через восприятие зрительных образов. Этот метод особенно значим на уроках физики, химии и биологии. В качестве источника зрительных образов при применении наглядных методов обучения на биологии могут выступать как живые организмы, их фрагменты либо непосредственно природные явления, так и изображения организмов или явлений, зафиксированные с помощью технических средств [3, 7].

Демонстрации объектов живой природы является необходимым элементом многих уроков биологии, так как позволяет формировать у учащихся адекватное представление об органическом мире, животных и растениях, непосредственно воплощая в жизнь принцип наглядности. Важнейшее практическое условие демонстрации – объект должен быть хорошо виден всем учащимся. Наиболее доступными для демонстрации из живых объектов являются живые растения. Их демонстрируют на уроках ботаники и общей биологии, предварительно собрав в природе либо используя комнатные растения, имеющиеся в кабинете биологии. Часто живых растений или животных заменяют гербариями, чучелами или влажными препаратами. Листы гербария, образцы мхов и лишайников можно выдавать и на ученические столы, предоставляя достаточно времени, чтобы ученики могли внимательно их рассмотреть. Также на биологии часто применяют демонстрацию микроскопических объектов. Впоследствии, учащиеся должны узнавать объекты или структуры, увиденные под микроскопом, уметь самостоятельно воспроизвести все этапы приготовления микропрепарата и настроить микроскоп для его рассмотрения [3, 7].

Опыты или их результаты также демонстрируют во всех классах на уроках биологии. Важной особенностью этого метода является то, что он развивает наблюдательность у учащихся и позволяет вырабатывать у них умение делать умозаключения на основе увиденного. Опыт может быть поставлен непосредственно на уроке или же проведен заранее; в последнем случае учитель рассказывает об условиях постановки опыта и демонстрирует его результат. В некоторых случаях бывает полезно показать схему опыта в виде простого, схематичного рисунка отобразить на доске или в тетрадях учеников. С помощью беседы с учениками учитель должен убедиться, что ход опыта и вытекающие из него им выводы понятны. С целью повышения эффективности усвоения материала очень желательно, чтобы учащиеся копировали изображаемую схему или рисунок вслед за учителем в своих тетрадях [4, 8].

Демонстрации картин и таблиц, выполненных полиграфическим способом, как правило, имеются в школьных кабинетах биологии, химии и физики. Картину можно успешно использовать, например, на этапе закрепления изученного материала, после того, как соответствующие структуры или процессы вначале изучены с применением других методов. Уместной она может быть и при контроле знаний, при проверке домашнего задания. При этом картины, на которых детали или элементы соответствующих структур не подписаны, а лишь пронумерованы, имеют преимущество, так как не содержат неуместных в таких ситуациях подсказок [6, 7].

Современные компьютерные средства обучения также обладают широкой возможностью демонстрации изучаемых объектов или структур. Демонстрации слайдов могут быть очень полезны при изучении тем, связанных с разнообразием биологических форм («Формы цветков», «Разнообразие птиц» и т.п.). Демонстрации учебных фильмов имеет то важное преимущество, что позволяет показать изучаемый процесс или явление в их естественной динамике. Однако стоит учитывать что, при просмотре учебного фильма дети зачастую воспринимают и запоминают не самые существенные детали, чем-то воздействующие на их сознание и эмоции, нередко при этом не обращая внимание на самое главное, существенное. По этой причине класс следует готовить к просмотру учебного фильма, что проще всего сделать, поставив перед учащимися накануне просмотра ряд вопросов, на которые затем нужно будет дать ответы. Такая подготовка организует и направляет внимание учащихся, придает фильму целенаправленность, стимулирует мышление и развивает внимательность учащихся [3].

Работа с рисунками в учебнике или книге также является важным наглядным методом обучения. Периодическое переключение внимания учащихся с рассказа учителя на самостоятельную работу с иллюстрациями способствует поддержанию работоспособности учеников и организует их самостоятельную учебную деятельность. При этом ученики должны ясно представлять, ответ на какой вопрос они должны найти, обращаясь к тому или иному рисунку или схеме [7].

Практические методы обучения

– представляют наибольшие возможности для реализации активных, исследовательских подходов в обучении, так как позволяют наиболее эффективно организовать работу учащихся по самостоятельному получению знаний в рамках учебного исследования, незаменимы при решении задач развития практических умений и навыков.

Важный аспект организации практической работы учащихся – степень самостоятельности их при выполнении тех или иных практических действий. При отсутствии у учащихся практических навыков, – например, работы с микроскопом – первые занятия с этим прибором должны проходить под внимательным контролем учителя, при предварительном подробном инструктаже о технике выполнения каждого действия и демонстрации этих действий учителем. При этом серию последовательных действий нужно разделять на короткие простые этапы, давая возможность учащимся поочередно усваивать каждый из этих этапов, при этом контролируя и при необходимости корректируя их действия. Когда первичные практические навыки уже сформированы, степень самостоятельности учащихся следует увеличивать, а иногда можно ограничиться лишь выдачей на руки учащимся кратких инструкций-заданий [5, 7].

Работа по распознаванию и определению природных объектов может проводиться в первую очередь при изучении морфологии и разнообразия растений и животных (в 7–8 классах). Например – распознавание частей растений или органов животных при сравнении с рисунками или описаниями. Когда учащиеся получат знания о строении организма, овладеют специальными морфологическими терминами, используемыми для определения, они могут приступать непосредственно к определению по ключам и описаниям. Если учитель располагает достаточным материалом для сравнения и определения, можно уделить время формированию у учащихся первичных навыков классификации организмов на основе особенностей их строения. Работы по распознаванию и определению растений и животных можно проводить и во время экскурсий в природу, используя для этого специально издаваемые книги – полевые и экскурсионные определители растений и животных. Определение встреченного объекта в таком случае проводится путем его непосредственного сравнения с цветными изображениями в книге [8].

Заключение

Биология в настоящем времени стала средством не только изучения, но и прямого воздействия на мир живого. В ней все более нарастают тенденции проектирования и конструирования биообъектов, проявляются задачи управления живыми объектами и системами. Возникает необходимость в разработке сценариев предвидимого будущего для всех уровней биологической реальности, современная биология вступает в новый этап своего развития. Так же биология тесно взаимодействует с естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами, включена в социокультурную среду. Поэтому сегодня так важно уделять внимание различным методикам преподавания этой науки, прежде всего в школах. Формирование научной картины мира – цель всего школьного обучения, особенно важно на уроках биологии. Работая над биологическим просвещением в школе, целесообразно применять различные педагогические методы и технологии: беседы; разбор проблем; дидактические и ролевые игры и т.д. При правильной организации учебной и внеклассной работы у детей формируется ценностная картина мира, формируется экологическое и научное сознание, стойкий интерес к природе и естественнонаучным знаниям.

Список литературы

Габдрахманова Р.Г., Яруллин И.Ф. Теория обучения и педагогические технологии Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2013. – 92 с.

Осмоловская И.М. Словесные методы обучения. М.: Академия, 2017. 256 c.

Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения. М.: Академия, 2014. 160 c.

Трубникова Е.В. Визуализация как современный метод преподавания биологии у студентов. Курск: ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России, 2017. 672 с.

Методика преподавания биологии / Матяш О.И. URL: https://multiurok.ru/files/metodika-prepodavaniia-biologii.html. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 2.12.2020.

Общая методика обучения биологии / Пономарева И.Н. URL: http://inggu.ru/upload/lectures/Биология%2006.03.01.%20МПБ.pdf. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 1.12.2020.

Особенности преподавания биологии в общеобразовательной школе / Брюшина Л.А. URL: http://www.eduportal44.ru/koiro/enpj/314_2016/Раздел_6%20Технологии%20преподавания%20учебных%20дисциплин/Брюшина%20ЛА_Андреевская%20СОШ.pdf?ID=31. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 1.12.2020.

Современные методы преподавания биологии / Демина Т.М. URL: https://urok.1sept.ru/articles/612108. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 9.12.2020.

Просмотров работы: 58