К ПРОБЛЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РУЧНОМ ТРУДЕ (НА ПРИМЕРЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ) - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

К ПРОБЛЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РУЧНОМ ТРУДЕ (НА ПРИМЕРЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ)

Сорокина О.В. 1, Шанц Е.А. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В дошкольном возрасте наилучшим образом решается задача формирования самостоятельной, активной, творческой личности. Дошкольный возраст наиболее благоприятный период в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач, формирование ребёнка как личности. В этом возрасте много возможностей привить ребёнку любовь к труду, к самостоятельности.

Трудолюбие и самостоятельность – фундамент для развития всех других качеств личности.

В главе 1 ст. № 3 Федерального закона «Об Образовании в РФ» от 29.12.20012 года № 273-ФЗ указывается, что одним из принципов государственной политики и правового регулирования является «гуманистический характер образования, воспитание трудолюбия…».

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлена на становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

В требованиях к результатам основной образовательной программы дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребёнок старшего дошкольного возраста должен обладать «установкой положительного отношения к разным видам труда…», быть способным «к волевым усилиям, принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности…».

При трудовом воспитании дошкольников необходимым является развитие такого качества как трудолюбие.

Анализ литературы позволил уточнить значение понятия «трудолюбие». В толковом словаре русского языка понятие «труд» трактуется как целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей и потребностей другого человека. Понятие «любовь» как чувство постоянной, сильной склонности, увлечённости, глубокой привязанности, преданности кому-либо или чему-либо. Таким образом, любовь к труду, сильное желание трудиться, интерес и влечение к трудовой деятельности – основа личностного качества, называемого трудолюбием.

Значение труда, как фактора развития личности ребенка, нашло отражение в трудах круп­нейших отечественных и зарубежных представителей педагогической мысли, таких как Е.Н. Водовозова, О. Декроли, Т. Кампанелла, Я.А. Коменский, Н.К. Крупская, Д. Локк, А.С. Макаренко, Р. Оуэн, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлин-ский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Ф. Фребель и другие.

Содержание процесса воспитания трудолюбия у детей выделено в исследованиях учёных по дошкольной педагогике. Установлена роль труда в разностороннем развитии ребенка (Л.В. Куцакова, В.И. Логинова, Я.З. Неверович, Л.А. Порембская и др.), разработано содержание детского труда (Р.С. Буре, В.Г. Нечаева, Н.М. Конышева, М.В. Крулехт, Л.Е. Образцова, Л.А. Парамонова, Д.В. Сергеева, А.Г. Тулегенова и др.), определены формы организации трудовой деятельности (З.Н. Борисова, Г.Н. Го­дина, С.А. Козлова, Л.В. Крайнева, А.Д. Шатова и др.). В работах Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Марковой отражена роль семьи в вос­питании трудолюбия у ребенка. Изучению вопросов организации совместной трудовой деятельности детей и взрослых посвящены работы В.И. Глотовой, С.М. Котляровой, Е.И. Радиной и др. Проблеме трудового воспитания у детей большое внимание уделяют такие современные педагоги как И.В. Житко, Д.А. Костикова, Н.Г. Липская, Г.С. Малунова, О.П. Мачехинва, С.В. Питенко, Д.А. Шингаркина.

Именно эти исследования дают ответ на вопрос о содержании, средствах, методах, формах организации труда и его роли в воспитании личности детей дошкольного возраста.

Важную роль в воспитании трудолюбия дошкольников играет дошкольная образовательная организация, где ребенок имеет возможность включаться в различные виды трудовой деятельности.

Среди разнообразных видов детской деятельности особое место принадлежит ручному труду и, в частности, изготовлению тряпичных кукол. Это объясняется тем, что этот вид трудовой деятельности является одним из наиболее значимых для ребёнка - дошкольника (Т.А. Власова, М. Муссилиу, Н.М. Рустамова, К.С. Сейдекулова и др.).

Ручной труд (И.Я. Базик, Э.К. Гульянц, Н.М. Конышева, М.В. Крулехт, Л.В. Куцакова, Л.А. Парамонова и др.) как специфический вид труда появляется в старшей группе детского сада. Дети изготовляют поделки, игрушки из природного материала, бумаги, ткани, дерева, ремонтируют книги. В этой деятельности развивается конструктивное и планирующее мышление детей, умение самостоятельно ставить цель, достигать наилучшего результата, оценивать свои возможности, проявлять творчество, фантазию, выдумку, настойчивость. Ручной труд приучает детей оказывать внимание окружающим, трудиться ради того, чтобы доставить себе и им удовольствие.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что ручной труд содержит все компоненты трудовой деятельности: цель, мотив, план работы, результат.

Б.Г. Ананьев отмечает, что сначала дети учатся работать с подручным материалом руками и орудиями труда, затем в трудовой процесс включаются все компоненты трудовой деятельности в единстве и взаимосвязи: цель, мотив, план работы, результат. Затем дети осваивают ручную деятельность в совокупности множества трудовых процессов.

В процессе ручного труда формируются знания, умения, практические навыки работы с материалами и умение самостоятельно создавать художественные изделия. Ручной труд – это декоративная, художественно – практическая деятельность. Каждую поделку ребята украшают, стремятся сделать её красивой, полезной, получая при этом эстетическое удовольствие от проделанной работы, Они ярче начинают видеть красоту в окружающей жизни, отмечают, как необыкновенно красивы, предметы, созданные руками человека.

Н.В. Шайдурова выделяет следующие задачи, решаемые в процессе ручного труда:

Формировать у детей способность чувствовать и понимать, воспринимать содержание и средства выразительности в предметах прикладного искусства, развивать эстетические чувства.

Воспитывать у детей готовность участвовать в ручном труде, способность самостоятельно осуществлять свои замыслы.

Воспитывать у детей желание делать своими руками полезные вещи, игрушки.

Формировать знания о свойствах материала и трудовые умения, необходимые в работе с различными материалами, развивать навыки трудовой культуры, способность к «переносу» умений, усвоенных на одном материале на другой.

Правильно организационный ручной труд – наилучший вид деятельности по воспитанию трудолюбия, так как даёт детям знания о различных материалах, о их качестве, свойствах, возможностях. Изготовляя своими руками поделки, ребёнок испытывает массу положительных эмоций, это вызывает желание трудиться, желание познать и овладеть особенностями мастерства.

Анализируя литературу, мы видим, что изготовление игрушек наиболее интересный вид ручного труда.

Сделать игрушку своими руками довольно сложно, требуются определённые волевые усилия. Изготовление игрушки развивает личность ребёнка, воспитывает характер.

Рассмотрим в качестве образца для занятий рукоделием тряпичную куклу, изготовляя которую, дети приобщаются к художественному труду и творчеству.

Кукла символизирует мир детства, который с её помощью становится порой волшебным, живым, дарящим чудеса. А.Д. Синявский писал, что «без куклы мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассыпался пылью по лицу Земли».

Словарное значение куклы по С.И. Ожегову – это детская игрушка в виде фигурки человека. Т.Е. Карпова определяет куклу, как антропоморфное изображение, которое может служить украшением или быть созданным для игры, которому можно придавать различные позы, одевать в одежду.

Тряпичная кукла – это часть культуры и быта древних славян и считалась традиционной народной игрушкой вплоть до середины XX-го века. В каждой крестьянской семье были тряпичные куклы, которые всегда находились рядом с человеком и были неотъемлемой частью его семейной и общественной жизни.

Изучение народных традиций развивает личность дошкольника, решает важные задачи по воспитанию ребёнка. Играя с рукотворной куклой, принимая активное участие в её создании, дошкольник знакомится с национальной культурой, духовно-нравственными ценностями своего народа, у него постепенно формируется эстетический вкус. Со временем появляется интерес и уважение к любой трудовой деятельности.

Кукла создавалась в деревенской семье и была средством воспитания. Через куклу происходило духовное общение, старшее поколение передавало младшему все веками накопленные традиции и обряды.

Занимаясь рукоделием, дети приобщаются к национальной культуре, познают опыт прошлого, местные традиции. Таким образом. происходит накопление общественно – исторического опыта, без которого невозможно развитие нравственной, высокодуховной личности.

Веками копился и предавался этот опыт от поколения к поколению, выражался в народных традициях, в произведениях устного народного творчества, в моральных нормах жизни.

С малолетства человек соприкасался с прекрасным в искусстве, испытывал радость от игрушки, любовался узором вышивки, народные песни и сказки переполняли его душу любовью к народу, создавшему всё это. У человека появлялось чувство национальной гордости.

Тряпичная кукла является особым видом искусства, через неё передаются народные представления о жизни, труде, красоте. Тряпичная кукла является участником воспитательного процесса. Играя с куклой, ребёнок быстрее знакомится с окружающим миром, социализируется в обществе.

Исследователи Е.А. Коссаковская, П.Ф. Каптерев, В.С. Мухина, И.А. Морозов и др. выделяют различные функции тряпичной куклы:

- познавательную, обучающую (способствует овладению какой-либо деятельностью, развивает конструктивные, коммуникативные, организаторские способности, способности к саморегуляции и самоконтролю ребенка);

- трудовую, конструктивную, развлекательную (приобщает к профессиональной деятельности, способствует овладению декоративно - художественными умениями и навыками и т. д.);

- наглядную (способность отражать качества людей).

Таким образом, мы видим, что для многих исследователей (Е.А. Коссаковской, П.Ф. Каптерева, В.С. Мухиной, И.А. Морозова и др.) игрушка является важнейшим средством воспитания.

Кукла похожа на человека и «призвана выполнять функции человека», поэтому она является главной среди всех образных игрушек (Е. А. Коссаковская).

«Именно на куклу в силу ее особенностей накладывается «ответственность» за воспитание души ребенка» (А. Савка).

Педагог – психолог П. Ф. Каптерев считал, что игрушки для детей должны быть не только забавой, а способствовать их нравственному, умственному и физическому развитию. В этом смысле он сравнивал игрушки, созданные для детей производителями и сделанные самими детьми. В производственных игрушках чаще всего заложена коммерческая цель: при минимальных затратах выгодно продать. Игрушки, изготовленные своими руками, с педагогической точки зрения наиболее эффективно развивает ребёнка духовно и интеллектуально, так как приближено и тесно связано с условиями жизни детей, с бытом, с занятиями взрослых, их интересами, разговорами и т.д. «Игрушки первого рода суть главным образом предмет товароведения и торговли, игрушки второго рода — предмет педагогики», — писал П. Ф. Каптерев.

П. Ф. Каптерев, Е. А. Коссаковская, А. Савка и другие учёные подчёркивают, что кукла – предмет педагогики, влияющий на воспитание и развитие ребёнка.

В процессе изготовления тряпичной куклы у детей развивается художественный вкус, логика, формируется воображение. Весь процесс изготовления куклы ребёнок держит в уме и последовательно выполняет все действия, это развивает память дошкольника, способствует концентрации внимания и приучает к самодисциплине, так как дети стремятся получить желаемый результат, для достижения которого необходимо сосредоточиться на заданной работе. В процессе изготовления куклы ребёнок сталкивается со многими операциями, которые активизируют мыслительный процесс (ему нужно понять, как складывать материал), мысли он выражает словами, развивая при этом речь, и переводит всё это в практическую деятельность, стремясь самостоятельно выполнить действие. Ребёнок начинает работать, сознательно контролируя свои действия, у него развивается мелкая моторика рук, глазомер. Всё это в школе поможет ему легче овладеть письмом.

Работая над изготовлением тряпичной куклы, совершенствуются трудовые умения и навыки детей, связанные с необходимостью овладеть разными приёмами и способами – сложить, примотать, скрутить, отрезать. Умственные способности ребёнка напрямую зависят от мастерства детской руки. «Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках их пальцев, которые питают источник творческой мысли (В.А. Сухомлинский).

Прививая детям, интерес и приобщая их к работе с тряпичной куклой, решаются следующие воспитательно-образовательные задачи:

- формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создать изделия;

- развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству;

- дать знания по использованию технологических карт при работе по изготовлению кукол;

- формировать творческое отношение к качественному осуществлению продуктивной деятельности;

- прививать интерес и любовь к тряпичной кукле как виду народного творчества, воспитывать трудолюбие.

Процесс приобщения к тряпичным куклам требует комплексного подхода к выбору методов обучения. Для последовательной реализации воспитательно-образовательных задач Н.В. Шайдурова рекомендует использовать следующие методы обучения.

Методы стимулирования практической деятельности.

-Создание ситуации успеха: задания нарастающей сложности, дифференцированная помощь детям (технологические карты).

-Поощрение: похвала ребёнка, одобрение способа выполнения задания.

-Использование игр и игровых форм организации: игровые ситуации, дидактические игры. Создание игровой, сказочной атмосферы. Эмоционально откликаясь на задания, дети полностью включаются в работу. Эмоциональная возбудимость ребёнка – основной источник яркой выразительности его творчества. Таким образом, создание игровой ситуации позволяет решать практические творческие проблемы.

-Создание ярких наглядно-образных представлений через восприятие искусства, природы, музыки, художественной литературы и т.д. с целью вызвать чувство удивления, восхищения и желание изготовить тряпичную куклу.

Методы развития познавательно интереса.

-Создание познавательной ситуации: удивительные факты, загадки и т.д.

-Создание ситуации творчества: знакомство с литературой по народному творчеству и народному костюму, подбор иллюстраций, репродукции работ художников, альбомы по истории костюма, лучшие работы детей.

-Создание креативного поля: свободный выбор темы, содержания, альтернативного решения.

Волевые методы.

-Информирование об обязательных условиях деятельности, поведения.

-Формирование ответственного отношения к работе.

-Контроль: с целью выявления затруднений у детей.

Социальные методы.

-Постановка системы перспектив: участие в конкурсе, «Подарок для …», «Подготовка к празднику», организация выставок.

-Создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы.

Мастеря куклу, можно познакомить детей со старинными методами изготовления игрушки. Показать быт людей того времени, рассказать, что в старину при изготовлении куклы не использовались инструменты, не было чертежей, выкроек, рецептов. Все размеры определялись величиной руки, ладони, пальцев, горсти - до локтя, до плеча. Работы выполнялись аккуратно, тщательно, движение рук были точными.

Таким образом, указанные особенности изготовления тряпичной куклы дают все основания предполагать, что данная разновидность ручного труда, несомненно, является средством воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста. Смастерить тряпичную куклу дошкольнику интересно и привлекательно. Это продуктивный вид деятельности. Ребёнок видит результат своей работы: готовую игрушку, которую можно использовать не только для забавы, а так же можно подарить, украсить интерьер. Изготовление тряпичной куклы удовлетворяет познавательный интерес ребёнка. Каждый раз появляется что–то новое, дошкольник находится в творческом поиске, постепенно совершенствуются умения и навыки, и это даёт возможность добиваться более совершенных результатов.

Список литературы

Арнаутова, О.Ю. Организация трудовой деятельности детей в процессе субъект-субъектного взаимодействия со взрослыми [Текст]: опыт экспериментально-педагогической работы педагогов МДОУ/ О.Ю. Арнаутова, И.Н. под ред. С.В. Алябушевой. – Челябинск, ООО «Полиграф-Мастер», 2007. – 40 с.

Буре, Р.С. Социально - нравственное воспитание дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Р.С. Буре. - СПб: Мозаика - Синтез, 2016. – 80 с.

Конькина, Е. В. Народная кукла как средство воспитания ребенка [Текст] / Е. В. Конькина // Мир образования – образование в мире. – 2013. – № 1. – С. 114–123.

Куцакова, Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду [Текст]: программа и метод. рекомендации / Л.В. Куцакова. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 36 с.

Морозов, И. А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре [Текст]: исследование идеологии антропоморфизма: автореф. диссертации доктора исторических наук / И. А. Морозов. — М., 2010.

Нечаева, В. Г. Воспитание дошкольника в труде [Текст] / В.Г. Нечаева. – М., 1983. – 208 с.

Просмотров работы: 30