ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К КНИГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К КНИГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гостюшкина А.А. 1, Шанц Е.А. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве.

Книги для дошкольников служат воспитанию первых общественных навыков и формированию личности. Они помогают активно овладевать речью, чувствовать красоту и выразительность родного слова. В результате общения с художественным произведением у дошкольника воспитывается культура эстетического восприятия, чувствительность к духовным ценностям, красоте, образности, поэтичности, яркости художественного слова. Выразительные средства литературного языка приобщают детей к истинным образцам высокохудожественной литературы, формируют запас литературно-художественных впечатлений, раскрывают меткость и выразительность языка, развивают способность передавать содержание небольших фрагментов текста, переносить их в коммуникативную деятельность, обеспечивают эстетическое восприятие литературного текста. Книги для детей дошкольного возраста — равноправные граждане огромной «суверенной державы», как называл детскую литературу A.M. Горький.

Л.И. Божович, H.A. Менчинская, Г.И. Осипов, М.Н. Скаткин, Ю.В. Шаров считают, что познавательный интерес к книге – это направленный интерес, который проявляется в отношении читателя к книгам.

Детская книга рассматривается как важное средство формирования у ребенка целостной картины мира, ценностных представлений, литературной речи, художественного вкуса. З.А. Гриценко считает, что развивать способности и основные черты характера ребёнка следует уже в раннем возрасте.

Детская книга – это книги и периодические издания, созданные специально для детей, включающие произведения трех видов искусства - слова, живописи и дизайна, предоставленные человеку в начале его жизни как источник образов мира для восприятия и чтения с целью формирования и развития личности.

Детская литература выполняет две функции: эстетико-гедонистическую и мировоззренческую, которые проявляются как в содержании, так и в форме изданий.

Детская книга призвана удовлетворять детские потребности в эмоциях, в красивом, наглядных впечатлениях. Это и составляет эстетико-гедонистическую функцию, т.е. функцию удовольствия, наслаждения, радости от восприятия книги.

Мировоззренческая функция раскрывается в предметном наполнении книг, в способах изображения явлений, в том, о чем и как мы читаем детям. Книга хранит накопленные человечеством умственные, нравственные, эстетические и идеологические ценности, которые передаются новым поколениям, чтоб не прерывалась связь времен. Книга является средством воспитания и обучения детей (обучение грамоте, овладение математическими понятиями, привитие правил культуры поведения т.д.). Она помогает организовать досуг детей, игры, развлечения, викторины, дает материал для художественно- творческой деятельности детей.

Воспитание ребенка начинается с первой сказки, с первой песенки, которую он услышит, с первой картинки, которую он посмотрит. Это тот период роста ребенка, когда начинает формирование его личности: развивается мышление, речь, обогащаются чувства, растет способность сознательного восприятия окружающего, развиваются задатки художественного вкуса, зарождается любовь к Родине.

Интерес к книге у ребёнка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребёнка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она дает возможность домыслить, «дофантазировать», учит размышлять над новой информацией, развивать креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя».

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. По словам В.А. Сухомлинского, чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания. Она знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости, обогащает и развивает речь. Перед нашим обществом стоит одна и важнейших задач – возрождение народной культуры, так как в наше время со страшной разрушительной силой утрачивается духовность и нравственность в обществе. Пресса, телевидение несут в себе достаточно большой заряд агрессии и жестокости. Стало модно грамотную литературную речь заменять бытовыми штампами. Всё это обрушивается на незащищённое поле ребёнка.

В.Г. Белинский был убежден, что детские книги-сокровища духовного богатства людей. Книга - жизнь нашего времени выражает чувства, эмоции, переживания людей. Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети начинают замечать настроения близких и окружающих людей. «Чувство предшествует знанию, кто не почувствовал истины, тот не понял и не узнал её» В.Г. Белинский. Художественное слово помогает ребенку понять красоту родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. В этом были согласны идейные соратники Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах учёных, педагогов, как Е.А. Флёриной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками раскрываются в работах А.В. Запорожца, Е.А. Флёриной, Т.А. Репиной, Л.М. Гурович. Все они утверждали, что при систематических занятиях с использованием художественной литературы во всех её проявлениях помогают детям быть более раскрепощёнными в общении, речь их грамматически правильна и красива, исчезают слова-паразиты и бытовые слова-штампы.

Развитие интереса у детей к книге и чтению является одной из главных задач дошкольного образования. Начинать этот процесс надо с раннего детства. Он требует кропотливой работы от педагогов. Ребенок дошкольного возраста должен общаться с книгой ежедневно в домашней обстановке, а в условиях дошкольного образовательного учреждения постоянно.

В старшем возрасте начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. Он приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких не было в их собственном опыте. У ребенка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приему. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте. Возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического воспитания и понимания произведений художественной литературы. Восприятие литературы детьми неотделимо от игры, и других видов детской деятельности. Образные впечатления, полученные при прослушивании художественных произведений, закрепляются в игре. Проводить игру можно под музыкальное сопровождение, которое вводит в атмосферу литературных произведений. Читать детям должны не только воспитатели в детском саду, но и родители дома. Семье отводиться ведущая роль в воспитании подрастающего поколения – именно в семье закладываются духовно-нравственные основы личности. И именно семья, по мнению С.А. Денисовой, является той средой, где формируется с раннего детства интерес и любовь к книге.

Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Ребёнок-дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко "входить" в содержание услышанного или прочитанного, "проживать" его. Малыш рисует, не задумываясь о мастерстве, любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Способность сорадоваться и сострадать, у детей очень высока. К сожалению, эта чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Задача взрослого открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Таким образом, читательская судьба ребёнка зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребёнком.

Л.М. Гурович и О.В. Акулова выделяют следующие методы литературного развития детей старшего дошкольного возраста:

- чтение взрослого по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста; рассказывание педагога, допускающее относительно свободную передачу текста с возможной заменой слов, их перестановкой, включением пояснений;

- прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, на которых мастера художественного слова, чтецы и артисты исполняют стихотворные и прозаические произведения, участвуют в постановках;

- беседа после чтения, способствующая более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;

- чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями, дающее возможность пофантазировать о том, что будет дальше;

- беседы о книгах, в процессе которых воспитатель может познакомить детей с историей создания книги, рассказать о деятельности писателя и художника-иллюстратора, художника-оформителя, о процессе изготовления и печатания книг, о правилах обращения с книгами;

- проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями), в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;

- вечера литературных развлечений, литературные праздники и театрализованные представления, тематика которых зависит от специфики читательских интересов детей и педагогов; т

- тематические выставки в книжном уголке, способствующие более полному ознакомлению с творчеством писателей или поэтов.

В учебном пособии «Детская литература» З.А. Гриценко указывает, что необходимым элементом предметно-развивающей среды в групповой комнате является книжный уголок - особое, специально выделенное и оформленное место, где ребёнок самостоятельно, по своему вкусу выбирает книгу и спокойно рассматривает её, "перечитывает". Своеобразие этой работы определяется тем, что он видит книгу не в руках педагога, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточено рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.

Комплексная программа «От рождения до школы» (авторы Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой) направлена на всестороннее развитие дошкольника. В образовательной области «Речевое развитие» в разделе «Приобщение к художественной литературе» прописаны следующие задачи:

Продолжать развивать интерес детей к  художественной литературе.

Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки.

Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).

Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.

Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.

Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Проанализировав программу, видим, что образовательные задачи представлены в полном объеме. Художественная литература рассматривается как средство нравственного, интеллектуального, эстетического воспитания детей; большое внимание обращается на формирование у детей элементарных представлений о специфике произведений разных жанров, на образность и выразительность речи.

Образовательная программа «Детство» (авторы Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.) направлена на всестороннее развитие ребенка. В данной программе восприятие ребенком произведений художественной литературы рассматривается вместе с восприятием изобразительного искусства и музыки, авторы программы выделяют познавательные умения (слушать, запоминать), речевые умения (передача тексты, выразительность речи) и отношения (эмоциональный отклик). В разделе «Ребенок и книга» и главной задачей является воспитание основ литературного развития детей, становление их как будущих читателей.

Содержание раздела воспитывает у детей интерес и любовь к книге, умение ее слушать, понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям. В программе решаются следующие задачи:

обогащать «читательский» опыт детей;

воспитывать литературно-художественный вкус;

развивать способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов, красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов;

способствовать развитию художественного восприятия текста, смыслового и эмоционального подтекста;

развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности);

обеспечивать совершенствования художественно-речевой деятельности на основе литературных произведений: пересказать сказки и рассказы близко к тексту, пересказывать от лица литературного героя, выразительно рассказывать наизусть стихи и поэтические сказки, придумывать поэтические строфы, загадки, сочинять рассказы и сказки по аналогии со знакомыми текстами;

способствовать высказыванию отношения к литературным произведениям в разных видах художественно-творческой деятельности, самовыражению в театрализованной игре в процессе создания целостного образа героя в его изменении и развитии.

Проанализировав программу, мы видим, что она успешно справляется с поставленными образовательными задачами воспитания у детей способности и умения эстетически воспринимать произведения художественной литературы и развития интереса к ним. В программе достаточно подробно раскрыты задачи по ознакомлению детей с художественной литературой, важным считается проведение анализа художественной литературы на доступном для ребёнка уровне, который приводит к формированию представлений об особенностях литературы и воспитанию грамотного читателя. Авторы программы рекомендуют использовать приёмы, максимально стимулирующие интерес детей к книгам, такие как чтение с «продолжение», чтение «толстых» книг.

Программа «Радуга» (авторы Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.) обеспечивает всестороннее развитие ребёнка. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» одной из целей является развитие художественной литературы, фольклора, сопереживание персонажам художественных произведений. Задачи программы:

поддерживать и закреплять интерес художественной литературе;

учить анализировать тексты на доступном уровне;

знакомить с жанровым разнообразием художественной.

стремиться понимать смысл прочитанного, воспринимать богатство литературного языка.

В разделе «Приобщение к книге» предлагается ежедневно (кроме занятий) читать детям произведения детской литературы. Одним из критериев отбора произведений является то, что герои должны быть близкими и понятны детям. В программе даётся обоснование необходимости чтения детям произведений разных жанров (сказок – народных и авторских, малых форм фольклора, юмористических произведений, игровых и лирических стихотворений и т.д.)

Проанализировав программу, мы можем сделать следующие выводы: она способствует развитию интереса к чтению художественной литературе у детей, помогает формировать выразительность речи, развивать исполнительские навыки, воспитывать литературно-художественный вкус.

Программа «Развитие» (авторы А.А. Венгер и О.М. Дьяченко) делает упор на развитие умственных и художественных способностей старших дошкольников, а также развитие специфических видов деятельности, основанные на наглядном моделировании. Данная программа разработана для четырех возрастных групп и ставит перед собой следующие задачи:

развитие сенсорных способностей;

развитие способностей наглядного моделирования;

развитие элементов логического мышления.

При работе с детской книгой, по данной программе выделяются три направления: ознакомление дошкольников с литературными произведениями; освоение изобразительно-выразительных средств литературно-речевой деятельности; построение наглядных моделей при чтении, пересказе, играх-драматизациях и сочинение собственных произведений.

Первое направление предусматривает развитие эмоциональной сферы ребёнка, усвоение ребёнком этических норм и моральных ценностей. Методы работы в данном направлении: чтение художественных произведений, беседы о прочитанном, игры-драматизации.

Второе направление включает в себя знакомство детей со специальными языковыми средствами выразительности и рекомендует использовать следующие методы: беседы о прочитанном, описание иллюстраций, персонажей литературного произведения, различные дидактические (словесные) игры, заучивание наизусть и т.п.

В третьем направлении рекомендуется тщательно подбирать материал, преимущественно из хрестоматий в соответствии с принципом усложнения материала и с соответствием временам года.

Программа «Развитие» ориентируется на умение детей самостоятельно анализировать ситуации (сюжет). На самостоятельный поиск ребёнка в решении различных (смысловых точках) проблем, осмысленным усвоением занятий и формированием собственной активности. Её технология требует взаимоотношения взрослый ребёнок на основе личностно-ориентированной модели воспитания.

В парциальной программе Ушаковой О. С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» представлена методика ознакомления ребенка с книгой и список литературы на каждую возрастную группу, но не делается акцент на способ заинтересованности и мотивации ребенка к детской книге.

Таким образом, дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании и развитии познавательного интереса к книге. Целенаправленная, систематическая работа педагога по формированию у детей устойчивого познавательного интереса к детской книге, расширению знаний о литературных произведениях, положительному отклику на прочитанные произведения является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса.

Список литературы

Баранова, Э.А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5 - 8 лет /Э.А.Баранова // Вопросы психологии. 2007. № 4. с. 45-55.

Болотская, С. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе / С. Болотская // Детский сад от А до Я. 2008. № 4. С. 150-153.

Волостникова, А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г. Волостникова. - М., 1994. -- 75 с.

Максимова, С. И. Как приобщить ребенка к чтению: опыт российского детского сада 1910-х годов / С.И. Максимова // Детский сад. Теория и практика. - 2013. - № 6. - С. 46-69. – Текст: непосредственный

Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в дошкольном возрасте : пособие для студентов пед. ун-тов / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2013. – 86 с.

Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. 1992. – № 4. – С. 5-17.

Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей: пособие для студентов пед. ун-тов / Н.Г. Морозова. – М.: Просвещение, 2009. – 264 с.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf

Уткина, Т. Этапы создания буктрейлера / Татьяна Уткина // Sildeshare.net. – 2013. – Текст: электронный – Режим доступа: http://www.slideshare.net/tatyanautkina3/vasiljeva

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» Издательство: Проспект 2015 г., 160 с.

Щербинина, Ю. Смотреть нельзя читать / Юлия Щербина // URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2012/3/s8.html

Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике: пособие для студентов пед. ун-тов / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2011. – 282 с.

Просмотров работы: 86