Профессиональная компетентность медицинского работника формируется не только благодаря профессиональным знаниям, полученным во время обучения, но и благодаря знаниям, которые они черпают из самой жизни. Именно поэтому, крайне важным аспектом обучения студентов медицинских вузов является задача формирования целостного представления о здоровье, которое в дальнейшем будет выступать регулятором поведения студента за пределами института и будет затрагивать стороны личностного, семейного, общественного и государственного бытия.
В процессе прочтения художественной литературы человек погружается в другой мир, и проникается проблемами литературного героя. Читатель меняется психологически, без труда, почти автоматически запоминает причины и признаки заболевания, если речь идет о художественной литературе, в которой затрагивается тема медицины. Вызывая жалость, сочувствие или неприятие, литературный персонаж организует адекватный физиологический ответ противодействия болезни, формирует стереотип профилактического отношения к заболеваниям.
Мировая художественная литература дает бесконечно богатый
материал для психологического познания вопросов здоровья не только студентам медицинских вузов, но и каждой личности.
В современном мире появилось такое направление обучения и развития как «библиотерапия». Оно используется как для расширения кругозора и совершенствования эмоциональных качеств студентов, так и в рамках психотерапевтического воздействия на пациентов. Существует ряд заболеваний, для лечения которых очень важно воздействовать на настроение, чувства и характер больного. В этом случае удачно подобранная книга способна подарить эстетическое наслаждение, снять депрессивное состояние, пробудить веру в свои силы и интерес к жизни. Данный прием широко используется в медицине: ведь кому, как ни медику, стоит советовать пациенту необходимую литературу для прочтения и улучшения терапевтического эффекта.
Будущие медицинские работники должны знать, что библиотерапия подразделяется на два вида:
нецеленаправленная, служащая поднятию настроения и отвлечению больного от мыслей о болезни;
целенаправленная, способствующая воспитанию определенных черт характера — оптимизма, воли, веры в себя.
Следовательно, еще раз подтверждается обоснованность утверждения о том, что будущий медицинский работник должен быть всесторонне образован, ориентироваться в литературном творчестве, профессионально применять принципы библиотерапии.
Совсем недавно мы черпали знания из бумажных источников. С появлением интернета студенты все реже посещают библиотеки, а художественную литературу изучают только в рамках школьной программы. Студент — это динамично развивающаяся личность, которой присущ поиск смысла жизни, раздумья о своем предназначении. Студенту очень важно всесторонне развиваться, в том числе с помощью художественной литературы. Сотрудники научной библиотеки проводят выставки, обзоры книг, которые обращаются к душе человека, так как в профессии будущего медика важно не столько лечение, сколько врачевание.
Чтобы стать врачом, надо быть безукоризненным человеком (образ врача в художественной литературе). В своем вступительном слове составитель указателя, ведущий библиотекарь О.А. Авраменко пишет: «Бесспорны и неразрывны узы, связывающие медицину и литературу. С одной стороны, врачи, прибегая к литературному творчеству, становились гордостью и заметной частью ее классического наследия. С другой — писатели, приобщаясь к теме медицины, навсегда оставались в плену ее неподражаемого человеческого и профессионального обаяния».
Медики в искусстве исполняли роль как творцов, так и объектов творчества. Их харизма, характеры, натуры часто вызывали интерес у художников, которые запечатлевали просто портреты целителей и процессы различной врачебной деятельности. Яркие примеры сочетания художественной литературы и медицины можно увидеть в повестях и рассказах практикующего врача А.П. Чехова. В них отображены неповторимые образы самых разных пациентов и лекарей, каждый из которых являлся примером из жизни.
Тяжелые события в жизни врача великолепно описаны в произведениях М.А. Булгакова. В.В. Вересаев в своей книге «Записки врача» изложил такую мысль: «...В жизни оказывалось, что медицина есть наука о лечении одних лишь богатых и свободных людей». Это вызвало волну негодования общества того времени. Люди не хотели признавать неприятную правду, которую до них пытался донести человек, понимающий, о чём говорит, ведь он очень часто сталкивается с этим негативным явлением.
Опыт показывает, что художественная литература, произведения искусства привлекаются медиками к своей работе крайне редко. А эффективность обращения к такому материалу неоспорима. Отрывки из произведений писателей могут использоваться при организации презентаций или выставок в медицинских организациях, докладов на конференциях, для устной информации, бесед за круглым столом. Исследования показывают сложность процессов, происходящих в чтении, и отмечают ряд факторов, влияющих на него:
- экономическая ситуация в стране, повлиявшая на социальное расслоение в обществе, коснувшееся и детей;
- реформа системы образования, перестройка школьных программ, увеличение учебной нагрузки на школьника;
- воздействие массовой культуры на душу ребенка;
- удорожание печатной продукции;
- отсутствие института семейного чтения.
С такой целью для гигиенического воспитания и самооздоровления путем психологического восприятия специальной медицинской информации через художественные образы, студенты осознают важность и необходимость использования литературного портфеля в образовательной среде. Если учитывать резкий спад читательского опыта среди молодежи, то с помощью активной пропаганды чтения художественной литературы среди студентов можно увеличить число читаемой аудитории в целом. Помимо этого, аналитическое чтение художественной литературы усиливает ценностные переживания многообразных жизненных ситуаций и стимулирует выстраивание студентами жизненных стратегий, ориентированных не только на сохранение и укрепление собственного здоровья, но и окружающих их людей.
Полученные студентами-первокурсниками умения, знания, навыки, способы деятельности при выполнении литературных и медицинских заданий помогут при изучении клинических дисциплин и при выполнении определенных процессов необходимых для качественной продуктивной деятельности. Все эти неотъемлемые части творческого процесса можно отметить и в работе врачей и медицинских сестер.
Медицина – это бесконечная лестница, у которой не видно, а может и нет конца. Это титанический труд и кропотливая работа над собой, своими и чужими мыслями. Это не только энциклопедические знания в области анатомии, физиологии, биологии, химии и других наук, касающихся живой и неживой природы, но и умение думать, чувствовать, анализировать, быстро принимать правильные решения. Это колоссальная ответственность за каждый шаг, каждое движение. И, безусловно, умение оставаться человеком и не терять себя. При этом важно понимать, что искусство очень часто перекликается с медициной. Этот факт может помочь медикам во многих вопросах, как морально-этических, так и сугубо профессиональных.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Чехов, А.П. Палата №6. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Том 8. / А.П. Чехов. – М.: Наука, 1986.
Вересаев, В.В. Записки врача. / В.В. Вересаев. – М.: АСТ Зебра Е, 2010. – 442 с.
Булгаков, М.А. Записки юного врача. / М.А. Булгаков – М.: Мартин, 2020. – 128 с.
Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. / Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982. - 343 с.
Джабарова, В.Х. Приобщение студентов-медиков к художественной литературе. / В.Х. Джабарова, Д.А. Уста-Азизова. // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). - Электр. дан. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive /80 /14580 / (дата обращения: 04.01.2021).