ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ В ДОО - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ В ДОО

Суркова П.М. 1, Зырянова С.М. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В раннем возрасте формируются все свойственные человеку психофизические процессы. Важным условием полноценного развития ребенка является вовремя начатое воспитание, а также важно правильное его осуществление. Развитие ребенка происходит на фоне низкой сопротивляемости организма к заболеваниям, повышенной ранимости. Поэтому важно в период адаптации создать комфортные условия для пребывания детей в дошкольной образовательной организации.

Поступление в детский сад – это сложный период как для самого ребенка, так и для его родителей. Ребенок начинает адаптироваться к новым условиям, меняется привычный режим дня, окружающая среда ребенка, возникает стресс, так как помимо всего этого появляются незнакомые лица, что вызывает тревогу и у родителей. В настоящее время не осуществляется специальная подготовка детей к поступлению в детский сад. Это чревато многочисленными трудностями, дети чаще болеют, плачут, появляются невротические реакции. Взрослым необходимо помочь ребенку избежать все трудности адаптации и сделать этот процесс безболезненным. В связи с этим начинать подготовку стоит задолго до поступления в дошкольную образовательную организацию (далее – ДОО). Родителям следует выработать единые требования к поведению ребенка, а педагог должен создать благоприятные условия для приспособления ребенка к пребыванию в детском саду, а также знать особенности адаптации детей раннего возраста. 

Термин «адаптация» в толковом словаре С.И. Ожегова трактуется как - приспособление органов чувств и организма в целом к изменяющимся условиям существования. В Большой советской энциклопедии данный термин понимается как «процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) к условиям среды» [4].

Существует биологическая и социальная адаптация, где первая тесно связана со второй. Важно приложить все усилия для биологической адаптации, то есть помочь детям подстроиться под режим дня детского сада. Социальная адаптация предполагает формирование новых социальных отношений. В Российской педагогической энциклопедии термин «социальная адаптация» трактуется как приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.

Как отмечают Е.С. Кузьмин, В.Е. Семёнова, под социально-психологической адаптацией понимается взаимодействие личности с социальной средой, что приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. В ходе этого процесса реализуются потребности личности, раскрывается и развивается её индивидуальность, личность вливается в новое социальное окружение, становится полноправным членом коллектива, самоутверждается.

Выделяют три фазы адаптационного процесса:  

1. Острая фаза: повышается заболеваемость, снижается речевая и игровая активность, отмечается нарушение сна, аппетита, (длительность около месяца). 

2. Подострая фаза: общий фон развития замедлен (длительность от трех до пяти месяцев).  

3. Фаза компенсации: убыстряется темп развития.

Исследователь Л.Н. Павлова изучала особенности адаптации детей раннего возраста. Автор связывает поведение ребенка с возрастным периодом. Так, например, дети от года до полутора лет тяжело переносят разлуку с близкими, боятся контактов с незнакомыми. Также следует учитывать предшествующий опыт ребенка в приспособлении к изменяющимся условиям. Ведь дети, живущие в многодетных семьях, легче привыкают к незнакомым взрослым и детям, чем дети, чья обстановка ограничена малым кругом родных. 

Е.О. Смирнова, изучающая различия в адаптации ребенка 1,5 и 3 лет отмечает, что ребенок трех лет, готовясь к детскому саду, уже владеет речью, определенными навыками самообслуживания, а также имеет опыт общения со взрослыми и испытывает потребность в детском обществе, то 1,5-2 летний ребенок не приспособлен к отрыву от семьи, более слаб и раним [6].

Как правило, именно для детей раннего возраста процесс адаптации является трудным и длительным, чаще сопровождающийся болезнями. Находясь на этапе становления, дети в большей степени подвергнуты срывам. Больших усилий и умений со стороны ребенка требует изменение привычной для него среды, а также необходимость выработать новую форму поведения. Е.М. Логинова, П.М. Антонова, В.Н. Щербаков, Р.Б. Коган, О.В. Оноприенко и другие авторы, которые изучали заболеваемость в яслях, сделали вывод о том, что дети в раннем возрасте болеют в детском саду в 3-5 раз чаще, чем дома, и преимущественно респираторными заболеваниями.  

Как считают многие исследователи, человек адаптируется к условиям и с помощью определенного стиля: 

1) человек меняет условия среды, приспосабливается с помощью приспосабливания среды к себе - творческий стиль; 

2) человек принимает условия и требования среды, привыкает к ним - конформный стиль; 

3) человек не хочет приспосабливаться к среде, игнорирует все требования -избегающий стиль. 

Наиболее оптимальным для ребенка является творческий стиль, наименее оптимальным – избегающий.

Также существует несколько причин, от которых зависит длительность адаптации, например: особенности нервной системы; состояние здоровья; окружение ребенка; разница в методах воспитания; процесс смены обстановки, в которой ребенок привык существовать.

Говоря об особенностях адаптации детей раннего возраста, можно допустить, что на тяжесть адаптационного периода особое влияние оказывает эмоциональное состояние ребенка, так как уменьшение негативных эмоций, а вскоре их постепенное исчезновение положительно сказывается на поведении малыша. 

Одним из факторов, помогающим адаптироваться ребенку, является музыка, так как мелодия оказывает влияние на настроение каждого человека, а в особенности – на ребенка. Универсальным средством эмоционального воздействия на ребенка является музыкальный фольклор. Устное народное творчество является таким видом искусства, с которым дети знакомятся с ранних лет. Это колыбельные песни, игры – забавы с маленькими детьми («Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза-рогатая» и другие), потешки, пестушки и др.

Фольклорные произведения положительно влияют на общение с ребенком в разные режимные моменты в условиях семьи и ДОО: когда его укладывают спать (колыбельная песня), когда умывают (ласковые подговорки, совпадающие по эмоциональному колориту), во время эмоционального общения, в моменты бодрствования (прибаутки, потешки и т.п.) [3].

Значение музыкального фольклора достаточно велико: во-первых, детей привлекает доступная, понятная форма; во-вторых, фольклор помогает развивать речь, умение чувствовать мелодику, художественную форму, ритм, развивает воображение, обогащает эмоции.

На каждое действие ребенка в музыкальном фольклоре существует песенка, присказка. В таблице №1 представлены примеры музыкального фольклора:

Таблица №1

Примеры музыкального фольклора

Для того, чтобы успокоить плачущего ребенка

Придет киска не спеша

И погладит малыша

Мяу-мяу – скажет киска

Наша детка хороша.

При умывании, купании

Водичка-водичка,

Умой мое личико:

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Во время приема пищи

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.

Ритмически несложный рисунок мелодии потешек, размеренно организованные звуки речи рождают чувство безопасности и комфорта и способствуют восприятию настроения взрослого даже самым маленьким ребенком[2].

Большинство пестушек, прибауток, песенок оформлены в виде диалогов, в рифмованной форме. Живому слову принадлежит одно из первых мест в числе факторов, влияющих на развитие детей. Язык ребенка черпает свое содержание из конкретной действительности и развивается путем подражания. Устное народное творчество является источником для таких игр. Требования, предъявляемые к рифмованным произведениям для детей, начиная с раннего возраста, сформулированы Е.И. Тихеевой в работе «Игры и занятия с детьми раннего возраста»:простота и четкость ритма; краткость стишка и отдельных его строк; простота и ясность знакомых ребенку образов; отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действительности.

Так, музыкальный фольклор обучает ребенка двигать руками, ногами, головой, побуждает ребенка к бодрствованию, учит эмоционально откликаться на общение с взрослыми. Использование песенок, присказок, уговорушек в общении с ребенком способствует умственному развитию, позволяет сформировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Наиболее значимым фольклор является в первые дни нахождения ребенка в ДОО. В период адаптации ребенок скучает по семье, дому, плохо контактирует с детьми и чужими взрослыми. Установить контакт помогает выразительно спетая и правильно подобранная потешка, она вызывает положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Особое внимание следует обращать на эмоциональное пропевание воспитателем произведений народного музыкального творчества. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям.

Наладить эмоциональный контакт с детьми можно с помощью музыкального фольклора в режимных процессах, и в свободной, игровой деятельности детей. Особенно это важно в условиях общественного воспитания, когда ребенок только-только привыкает к новым для него условиям. Воспитатель должен пестовать ребенка, ласкать не за что-то, а по велению чувства, по своей душевной щедрости [2].

Итак, исходя из вышесказанного, музыкальный фольклор благоприятно сказывается на эмоциональной сфере ребенка, поступившего в ДОО. Эта тонкая грань, которая соединяет ребенка с семьей на эмоциональном уровне, не должна быть нарушена с приходом ребенка в детский сад, а наоборот, стать крепче в процессе использования форм музыкального фольклора в режимных моментах, играх и развлечениях в детском саду, то есть повседневной жизни детей, как в домашней обстановке, так и в условиях общественного воспитания.

Помочь ребенку безболезненно войти в жизнь детского сада - важная задача как воспитателя, так и родителей. Создать единое пространство для адаптации детей невозможно без совместных усилий родителей и педагогов. Для поступления в ДОО нужна подготовка. Поэтому родителям следует ознакомиться с некоторыми рекомендациями: 

- когда ребенок поступает в детский сад, родители совместно с детьми могут посещать группу ранней социализации, что дает родителям возможность наблюдать за своим ребенком в процессе общения со сверстниками и взрослыми, а также помогает обогащать общение со своим ребенком; 

- следует устроить знакомство с организацией, например, привести ребенка, чтобы он понаблюдал за детьми на прогулке, поиграл рядом с ними, либо познакомить с помещением детского сада, игрушками, рассмотреть спальное помещение, показать умывальник, шкафчики и т.д.; 

- следует постепенно увеличивать время пребывания ребенка в новом для него коллективе, для начала можно оставить ребенка на час, затем на два и так далее, не стоит сразу убегать и пытаться оставить его подольше; 

- также следует учитывать, что поведение ребенка в первый и второй день пребывания в ДОО может отличаться, если сначала он с интересом заходил в группу и играл со сверстниками, то во второй день у ребенка может пропасть интерес к уже казалось бы знакомым игрушкам, от чего появляются первые слезы в саду; 

- родителям рекомендуется соблюдать режим дня детского сада в привычной для ребенка обстановке, то есть дома, на выходных или в больничное время, так ребенок быстрее и менее болезненно подстроится под новые условия; 

- заранее взрослые могут познакомиться с будущим воспитателем своего ребенка и узнать, какие музыкальные произведения, игры проводятся в группе ДОО, ребенку будет проще, если он придет в детский сад и ему уже будет знаком репертуар, услышав знакомые звуки, он будет ощущать себя в привычной обстановке, это поможет ему успокоиться и почувствовать себя уверенно; 

Таким образом, чтобы помочь ребенку быстро и безболезненно адаптироваться к условиям пребывания в детском саду, необходима совместная работа педагогов и родителей. Важно знать особенности развития детей раннего возраста, а также понимать, что существует много причин, от которых зависит длительность адаптации детей. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход, при этом не стоит забывать возрастные особенности и возможности детей. Необходимо учитывать незавершенность развития систем детского организма и рассматривать все проявления адаптации в комплексе. Родители должны понимать, что они также нуждаются в подготовке к поступлению их ребенка в дошкольную образовательную организацию. Для чего им стоит ознакомиться с рекомендациями специалистов, а также тесно сотрудничать с педагогами. 

Музыкальный фольклор может выступать эффективным средством эмоционального воздействия, что эффективно влияет на легкую адаптацию детей раннего возраста к условиям пребывания в ДОО. 

Список литературы:

Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова// Ребенок в детском саду. — 2015. — № 6. — С. 46-51.

Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В.П. Аникин. — М :Учпедгиз, 1957. — 239 c.

Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям / В.Н. Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В. Елкина. — Ярославль: Академия развития, 1998. — 255 c.

Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка /С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — 4-е изд. — М : Азбуковник, 1997. — 944 c.

Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: учебное пособие / В.И. Петрушин. — М :Владос, 2000. — 157 c

Смирнова, Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет / Е.О. Смирнова. — М : Школа-Пресс, 2005. — 162 c.

Просмотров работы: 49