K ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

K ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Иванова Д.В. 1, Зырянова С.М. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В XXI векепроблемаформированияосновмузыкальнойкультурыудетейстаршего дошкольного возраста актуальна. Актуальность заключается в том, что культура абсолютно любого народа оставляет за собой человечеству не только материальные, нравственные и духовные ценности, но и определенный уровень сформированной личности, которая является тем самым созидателем и продуктом данной культуры.

Культура произошла от латинского слова «cultura», которое обозначает «возделывание, воспитание, развитие» и поэтому музыкальную культуру можно рассматривать как музыкальную субкультуру детей старшего дошкольного возраста. В этой музыкальной субкультуре можно выделить две составляющие части: индивидуальную музыкальную культуру ребенка, содержащую его музыкально – эстетическое понимание, музыкальные знания, умения, навыки, появившиеся в ходе практической деятельности и саму музыкальную культуру детей старшего дошкольного возраста, которая содержит произведения профессионального и народного музыкального искусства, практикуемые в работе с детьми, музыкально – эстетическое понимание и сознание детей [1, с. 256].

К исследованию данной проблемы обращалась О.П. Радынова, которая музыкальную культуру детей старшего дошкольного возраста рассматривала как личностное качество, которое формируется в ходе систематического, целенаправленного воспитания и обучения [10, с 15].

Исследователь Ю.Б. Алиев под музыкальной культурой личности ребенка рассматривает индивидуальный социально-художественный опыт, определяющий образование высоких музыкальных потребностей [2, с. 34].Д.Б. Кабалевский под музыкальной культурой личности ребенка подразумевает духовное достижение музыкального искусства. Он считал, что музыкальная грамотность, по сути, и является музыкальной культурой [9, с.41].

В исследованиях Н.А. Алдашевой показана ценность музыкальной культуры ребенка для духовно – нравственного развития [1, с.48].

Новые установки Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлены на развитие общей культуры детей, приобщения их к искусству. Таким образом, задачи музыкального развития детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО представлены в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:

-развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- развитие восприятия музыки;

- реализация самостоятельной творческой деятельности детей [11].

В конечном итоге, можно выделить основные компоненты музыкальной культуры личности детей - это музыкальный интерес, способность эмоционального сопереживания музыке, музыкальная грамотность (музыкальные знания, умения, навыки), музыкальный вкус. Способность к самостоятельным творческим проявлениям в музыкальной деятельности, применимым в процессе развития музыкальной культуры детей: восприятие, исполнительство, творчество. В ходе музыкальной деятельности развивается музыкально - эстетическое сознание, которое является основой индивидуальной музыкальной культуры ребенка.

Так, в работах О.П. Радыновой, эстетическое сознание или же понимание, присоединяет к себе определение эстетического отношения ребенка к музыке. С помощью этого определения происходит познание музыкальных произведений, а также своих собственных впечатлений от них [10, с.24].

Развивать основы музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста возможно в процессе досуговой деятельности. В педагогической энциклопедии досуг трактуется как «свободное от обязательного учебного занятия время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и др. видами полезной деятельности по собственному влечению детей».

В исследованиях О.В. Дыбиной, Л.С. Фурминой, М.В. Крухлехт досуг рассматривается как средство осуществления интересов личности, которые тесно связаны с саморазвитием, общением и выражаютсянепринуждённым развлекательным и ненавязчивым характером. Обширность и многообразие досуга отражает культурный и интеллектуальный уровень развития личности, ряд развития интересов, способностей и предрасположенностей человека [6, с.86].

Так, в трудах А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной, Т.С. Комаровой досуг трактуется сложным социальным явлением, включаемым в себя отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество [7, с.91]. В старшем дошкольном возрасте досуговая деятельность является уникальным событием, которое показывает сложный комплекс видов детской деятельности, включающий разнообразное содержание, формы и методы взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.

В организации образовательного процесса в детском саду часто используется музыкальный досуг. Главная и важная роль музыкального досуга – это создание определённых условий для становления эмоционально – чувственной сферы детей старшего дошкольного возраста. Вызывая у детей эмоциональный отклик при восприятии мелодий, досуговая деятельность тем самым формирует эстетические потребности, вкус и оценку. В процессе приобщения к классической музыке у детей происходит развитие отзывчивости, способности к сопереживанию и сочувствию, развитие чувства гордости за нашу культуру, уважение к гражданам нашей страны и, конечно, формирует у дошкольников гражданскую принадлежность.

Таким образом, современный досуг в дошкольной образовательной организации представляет собой комплекс видов детской деятельности. Многообразное содержание досуговой деятельности оказывает серьезное влияние на разностороннее развитие личности ребенка и, в целом, на развитие основ общей культуры, а также основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

С целью изучение проблемы развития основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста было проведено диагностическое обследование детей старшей группы «Ромашка» МБДОУ №9 «Журавушка» города Сургута. В исследовании принимало участие 30 детей старшего дошкольного возраста.

Для исследования нами был использован ряд методик, которые включают в себя разные диагностики по выявлению уровня сформированности одного из компонентов музыкально-эстетического сознания - интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста. Диагностика уровня сформированности интереса к музыке представляет собой эмоциональный компонент. Главными критериями оценки развития эмоционального компонента являются сосредоточенность внимания во время прослушивания музыкальных произведений, продолжительность восприятия и внешние эмоциональные проявления.

Сосредоточенность внимания во время прослушивания музыкального произведения мы выявляли через наблюдение. Детям предлагалось прослушать «Марш» из балета "Щелкунчик" П.И. Чайковского и ответить на вопросы: «Какие эмоции передает музыка?», «Какое в ней настроение?», «Что изображает музыка?». Выполнение заданий нами оценивалось по трёхбалльной шкале.

По результатам сосредоточенности внимания во время прослушивания музыкального произведения у детей старшего дошкольного возраста, мы увидели, что у 20% испытуемых преобладает высокий уровень, то есть эти дети внимательно и сосредоточенно слушали музыкальное произведение. Также у этих детей наблюдались двигательные и мимические эмоциональные реакции, адекватные содержанию музыкального произведения. У 40% испытуемых был выявлен средний уровень, то есть дети данного уровня слушают внимательно, но время от времени отвлекаются. Также кратковременные эмоциональные реакции или же бывают вовсе отсутствуют. И 40% имеют низкий уровень -эти дети постоянно отвлекаются и проявляют свое безразличие к звучащей музыке.

Что касается продолжительности восприятия, то данный критерий мы тоже выявляли через наблюдение. Детям предлагалась прослушать музыкальное произведение Г. Свиридова «Колдун» и ответить на вопросы: «Какие чувства передает музыка?», «Она грустная или веселая?», «Какое в ней настроение?».По результатам данной диагностики, мы выявили, что 35% детей продемонстрировали высокий уровень продолжительности восприятия музыкального произведения, так как дети этого уровня дослушивали музыкальное произведение до конца. У 40% детей выявлен средний уровень, то есть дети данного уровня слушали музыкальное произведение, но моментами отвлекались. И 25% детей имеют низкий уровень продолжительности восприятия, то есть дети только начинают слушать музыкальное произведение и буквально, сразу отвлекаются и больше не интересуются звучащей музыкой.

Внешние эмоциональные проявления выявлялись с помощью наблюдения при прослушивании музыкальной пьесы. Детям предлагалось прослушать музыкальную пьесу Ф. Мендельсона «Песня без слов» и ответить на вопросы: «Какие чувства передает пьеса?», «Она грустная или веселая?», «Что изображает пьеса?».

У 28% испытуемых был выявлен высокий уровень, то есть дети данного уровня эмоционально откликаются на музыкальное произведение. Могут охарактеризовать эмоционально – образное содержание незнакомой музыки. Присутствуют двигательные и мимические реакции.У 32% детей преобладает средний уровень, то есть дети могут эмоционально откликаться только на некоторые музыкальные произведения. Не устойчивые эмоциональные реакции на музыку. И 40% детей имеют низкий уровень, так как эмоциональных реакций не наблюдаются вовсе.

Таким образом, для того, чтобы посчитать общий уровень сформированности интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста, мы определили среднее количество баллов по всем показателям эмоционального компонента. Так, 27% детей имеют высокий уровень сформированности интереса к музыке, то есть ребенок на данном уровне с большим желанием и готовностью слушает классические музыкальные произведения и эмоционально отвлекается на них. Присутствуют двигательные и мимические реакции. Во время слушания музыкальных произведений ребенок способен к длительному сосредоточению. Может адекватно охарактеризовать эмоционально – образное содержание незнакомой музыкальной композиции.

37% детей имеют средний уровень. На данном уровне дети любят слушать музыку, также эмоционально могут откликаться на некоторые музыкальные произведения. Сосредотачиваются на музыке во время ее восприятия, но периодически отвлекаются на посторонние раздражители, затем стараются снова прислушиваться. Эмоциональные реакции на музыку неустойчивы, реагируют в основном на яркие музыкальные произведения, но не всегда могут правильно охарактеризовать музыкальный образ.

И 26% детей имеют низкий уровень. Дети на низком уровне практически всегда остаются безразличными к классической музыке. Не проявляют инициативы и эмоциональных реакций не наблюдаются вовсе. Также не могут высказаться о музыке.

По результатам опроса воспитателей, целью которого было выявить, какие методы применяют педагоги при развитии интереса к музыке детей, можно сказать, что они заинтересованы данной проблемой. Так, в группе проводилась тематическая неделя «Неделя музыки», целью которой являлось формирование знаний о классической музыке, знаменитых композиторах, закрепление знаний о музыкальных инструментах и итогом недели было совместное с родителями мероприятие «Музыкальная гостиная». В ходе этой недели использовались такие приемы, как беседа о прослушанном музыкальном произведении, задания на наличие знаний о музыке и др.

По результатам анкетирования родителей было выявлено, что не все родители заинтересованы данной проблемой. Не все родители понимают значимостьразвития основ музыкальной культуры детей. Нами было отмечено, что уровень теоретической подготовленности родителей в вопросе развития основ музыкальной культуры детей в семье недостаточно высок, и как результат этого – недостаточное создание условий для ее развития (69%). Лишь в двух семьях практикуется посещение концертов и театров(4%). Большинство же ограничиваются слушанием музыкальных произведений, которые, исходя из ответов родителей, являются чаще всего современной музыкой или детскими песнями (87%). Из полученных данных можно сделать вывод, что большинство родителей не проявляют интереса к развитию основ музыкальной культуры своих детей.

Результаты констатирующего этапа исследования свидетельствую о том, что необходим поиск эффективных средств развития основ музыкальной культуры у детей. Досуговая деятельность может эффективно использоваться в данных целях в практике работы дошкольной образовательной организации.

Таким образом, проблема развития основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста является достаточно актуальной на современном этапе развития и требует особого внимания и изучения, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Список литературы

Алдешова, Н.А. Формирование музыкальной культуры у дошкольников / Н.А. Алдешова // Обучение и воспитание в период детства: духовно-нравственный аспект : сб. науч. ст. / ФГБОУ ВПО "Оренб. гос. пед. ун-т", Фак. дошк. и нач. образования. − Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012. – С. 52 - 57.

Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. – Москва: Владос, 2000. – 336 с.

Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет : учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» / Е.В. Колесникова. − 3-е изд., доп. и перераб. − Москва: Ювента, 2007. – 96 с

Гальцова, Е.А. Культурно-досуговая деятельность детей 5-6 лет: театрализованные диско-программы, сказочные эстафеты, познавательно-игровые инсценировки / Е.А. Гальцова. − Волгоград: Учитель, 2009. − 174 с.

Гербова, В.В. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / В.В. Гербова − 3-е изд., испр. и доп. − Москва: Мозаика-Синтез, 2008. – 388 с.

Зацепина, М.Б. Современные проблемы музыкального воспитания дошкольников / М.Б. Зацепина // Детский сад от А до Я. – 2010. − № 3 (45). – С. 30–34.

Зырянова, С.М. Принцип интеграции в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста / С.М. Зырянова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2012. – № 6 (21). – С.151−156.

Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке?: книга для учителя / Д.Б. Кабалевский. − 4-е изд., дораб. − Москва: Просвещение, 2005. – 222 с.

Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед. училищ по специальности «Дошкольное воспитание» / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова [и др.]; под ред.: Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Просвещение, 1989. – 270 с.

Просмотров работы: 15