ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ШАХМАТАМИ НА ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ШАХМАТАМИ НА ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА

Полякова С.А. 1, Блохина Н.В. 1
1сафу
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наряду со спортивными играми, которые требуют физической активности, существуют менее подвижные, интеллектуальные игры. К ним относятся: шахматы, шашки и т.д. Эти настольные игры также имеют широкое распространение и являются неотъемлемой частью спортивной жизни. По этим видам спорта проводятся соревнования, победители в которых на высоком уровне получают премиальные вознаграждения.

В связи с технологизацией жизни общества, увеличением потока информации, ускорением темпа и ритма жизни повышается нагрузка на сферу психики человека, что приводит к снижению физической и умственной работоспособности. Особенно эти процессы прослеживаются среди подрастающего поколения и молодёжи, посвящающих много времени общению в социальных сетях, что приводит к пассивному восприятию познавательной информации без объективизации конкретной цели развития личности. В свою очередь, через игру в шахматы можно сформировать личность нового типа — целеустремлённую, инициативную, прагматичную, креативную, с определённой жизненной позицией и мировоззрением [4].

В классификации видов спорта по Матвееву Л.П. (1977) по особенностям предмета состязания и характеру двигательной активности соревнующихся, шахматы относятся к V группе — виды спорта, основное содержание состязаний в которых определяется характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы и шашки). Шахматы, как вид спорта, это, в первую очередь, активная мыслительная деятельность, протекающая в условиях единоборства двух интеллектов. Эта особенность шахмат, несомненно, оказывает определенное влияние и на систему подготовки, в которой, в отличие от других видов спорта, центральное место занимает профессиональная шахматная подготовка, а физическая подготовка решает лишь задачи общего характера, например, на развитие общей выносливости [1].

Двигательная деятельность не играет решающей роли в этом виде спорта, однако большая длительность соревнований создает значительную нагрузку. В.Б. Крамник, 14-й чемпион мира по шахматам заметил, что: «еще советские ученые доказали, что по сверхнагрузкам на человеческую психику, по энергозатратам шахматы сопоставимы с тяжелейшей физической работой. В футболе, где игроки постоянно работают над своим физическим состоянием, как правило, проводится один матч в неделю. Два - уже тяжело. А что происходит у нас? Мы играем за одиннадцать дней десять партий, продолжающихся по 57 часов. И это считается нормой. Шахматные профессионалы пребывают в диком напряжении!» [2].

Шахматы — настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства, науки и спорта. Их название берёт начало из персидского языка: шах мат, что значит буквально: «шах умер».

В шахматы могут играть также группы игроков, друг против друга или против одного игрока; такие игры обычно именуются консультационными. Существует также практика сеансов одновременной игры, когда один сильный игрок играет с несколькими противниками. Игра подчиняется определённым правилам; в официальных турнирах применяются правила ФИДЕ, которые регламентируют не только передвижение фигур, но и права судьи, правила поведения игроков.

Существует множество вариантов шахмат с нестандартными правилами, фигурами, размерами доски. Соответствующий раздел шахматной композиции — сказочные шахматы. В математике изучаются различные аспекты шахматной игры,например, классические «Задача о ходе коня» и «Задача о восьми ферзях», в том числе с помощью компьютерного моделирования.

У шахмат всегда была проблема с имиджем – они воспринимались как игра для гениев и людей с уже высоким уровнем IQ. Долгое время велись споры о том, умные люди начинают играть в шахматы или же игра в шахматы делает людей умней. В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, уже нет сомнений. Польза шахмат при развитии детей и взрослых была доказана неоднократно множеством исследований и экспериментов. Влияние шахмат на интеллект изучено в теории и подтверждено на практике.

Многие великие люди хорошо владели приёмами шахматной игры, уделяли шахматам огромное внимание как игре, развивающей интеллект человека (А.Пушкин, М. Лермонтов, И.Тургенев, Л.Толстой, И.Репин, Д.Менделеев, А.Герцен и многие другие) [3].

Игра связана с огромным и длительным физическим, нервным и эмоциональным напряжением. Победе на шахматной доске характерна высокая физическая и нервно-эмоциональная выносливость, стойкость к стрессу. Поэтому песня В. Высоцкого о том, как Бобби Фишер готовился к шахматному турниру, тренируясь в самых разнообразных видах спорта, повышающих общую физическую подготовленность, работоспособность, выносливость – не шутка, не преувеличение, а отражение реальной необходимости тренировок [3].

Первым научным исследованием в области шахмат стала работа психолога А. Бинэ, которая была опубликована в 1894 во Франции. А. Бинэ, изучая психологию памяти, пытался найти закономерности лучшего запоминания трудного материала. Он обратился с анкетой, состоящей из 14 вопросов, к 62 сильнейшим шахматистам своего времени. Вопросы анкеты в основном касались игры вслепую. Помимо важных психологических выводов А. Бинэ привел несколько ценных суждений о мыслительной деятельности шахматистов: «В шахматы лучше играет не тот, кто только дальше рассчитывает варианты, но и кто лучше оперирует смысловым содержанием образов при обдумывании ходов и правильнее оценивает позицию». Этот вывод продемонстрировал, что у шахматистов превалирует не буквальное механическое запоминание, а смысловое, логическое [5].

Так как мозг работает подобно мышцам, ему, как и любой мышце, требуются нагрузки, чтобы избежать травм и истощения. Во время одного исследования 75 человек, которые принимали в нем участие, постоянно занимались мозговой активностью, в том числе и играли в шахматы. И это привело к значительному снижению вероятности развития слабоумия. Собственно, как мышцы, которые не получают физических нагрузок, теряют силу, так и неиспользование мозга ведет к потере его мощности. Это еще одна причина, по которой стоит начать играть в шахматы.

В ходе исследования в Германии ученые показали экспертам и новичкам в шахматах различные геометрические фигуры и шахматные позиции и замеряли реакцию людей в вопросе их распознавания. Они предполагали, что левая половина мозга экспертов будет работать намного интенсивнее, но они не ожидали, что и правое полушарие будет столь же активным. Время реакции на простые задания также было одинаковым, но эксперты по шахматам лучше использовали оба полушария мозга, чтобы быстрее реагировать на изображения шахматных позиций.

Игроки в шахматы знают, что данная игра улучшает память. Быть хорошим игроком – это значит помнить все ходы, которые совершил ваш противник, а также все время вспоминать, какие из них могут быть в том или ином случае наиболее эффективными со стороны игрока. Это не пустые слова, есть и научные доказательства. В ходе двухлетнего исследования в 1985 году группе студентов была предоставлена возможность в любое время играть в шахматы. В результате их оценки повысились абсолютно по всем предметам, а преподаватели отметили, что эти студенты стали демонстрировать лучшую память и лучшие организационные навыки. То же исследование было повторено с детьми – и результаты подтвердились. Дети, которые играли в шахматы, стали лучше все запоминать, а их вербальные навыки также улучшились [5].

Шахматная партия – это как одна большая загадка, которую необходимо решить на ходу, так как ваш противник все время меняет условия. В 1992 году в рамках исследования около пятисот школьников были разделены на три группы. Первая группа занималась традиционными уроками математики, вторая заменяла математику шахматами, начиная со второго класса, а третья – с первого. В результате в ходе централизованного тестирования оценки третьей группы выросли очень заметно, а также третья группа внушительно обошла первую по результатам.

Также шахматы улучшают концентрацию внимания. И пример этому, эксперты по шахматам могут выглядеть как рассеянные, немного странные ученые, но правда заключается в том, что те гримасы, которые они корчат во время игры, являются результатом предельной концентрации, которой требует игровой процесс. И именно концентрацию вы можете улучшить, играя в шахматы. Если вы отвлечетесь или подумаете о чем-то другом хотя бы на мгновение, это может привести к тому, что вы проиграете партию, так как ваш противник не обязан отчитываться вам, как именно он походил. Большое количество исследований по всему миру раз за разом подтверждают, что способность концентрироваться становится лучше благодаря игре в шахматы.

Шахматы давно уже перестали быть просто игрой, во многих странах мира, введены как обязательный учебный предмет в учебных заведениях. А для шахматистов, шахматы – это профессиональная деятельность, которой они зарабатывают себе на жизнь.

Содержанием шахмат как спортивной игры является активная мыслительная деятельность, включающая способность оперировать мысленными образами и схемами. Абстрактно-логическое мышление, имеющее место в шахматной игре, предполагает использование выделенных свойств объекта и определенных последовательностей на основе причинно-следственных связей. Шахматное творчество невозможно без применения логических понятий, суждений, умозаключений, анализа и синтеза. Опираясь на логический анализ, игрок выбирает новый, более рациональный путь для достижения своих целей, тем самым осуществляя творческий поиск новых игровых возможностей [7].

Таким образом, шахматы способствуют развитию аналитического мышления, логического мышления, абстрактного мышления, памяти, концентрации внимания, воображения, счетных способностей. Также занятия шахматами оказывают воспитательное воздействие: формируют и совершенствуют усидчивость, терпение, выдержку, решительность, выносливость, находчивость, чувство ответственности. Развивают умение преодолевать трудности, составлять план действий, оценить ситуацию и принять решение, закаляют характер и силу воли [6].

Список источников:

Алифиров А.И., Михайлова И.В., Зарывкина А.В. Шахматная игра как средство развития психологических качеств студентов / Алифиров А.И., Михайлова И.В., Зарывкина А.В. // Актуальные проблемы развития современной науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2015 г.: в 5 частях. Часть IV. М.: «АР-Консалт», 2015 г. - С. 10-12.

Михайлова И.В. Шахматы как вид спорта // Инновационная наука. 2016. №3-2 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shahmaty-kak-vid-sporta (дата обращения: 10.01.2021).

Иваниченко Г. Исследования мышления шахматистов. URL: https://proza.ru/2006/10/28-257 (дата обращения: 10.01.2021).

Алифиров А. И., Зарывкина А. В. Развитие интеллектуальных способностей студентов посредством игры в шахматы // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-intellektualnyh-sposobnostey-studentov-posredstvom-igry-v-shahmaty (дата обращения: 10.01.2021).

Гутенев Максим Юрьевич Шахматная игра в развитии интеллектуальной культуры общества // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shahmatnaya-igra-v-razvitii-intellektualnoy-kultury-obschestva (дата обращения: 14.01.2021).

Мозг шахматиста: в чем его отличия и преимущества URL : https://fb.ru/post/mental-health/2016/3/18/4580 (дата обращения 06.01.2021)

Гутенев Максим Юрьевич Влияние шахматной игры на развитие творческого потенциала личности // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-shahmatnoy-igry-na-razvitie-tvorcheskogo-potentsiala-lichnosti (дата обращения: 14.01.2021).

Просмотров работы: 29