АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Захарова Я.Н. 1, Зырянова С.М. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современный период развития образования проблема взаимодействия педагогов и родителей воспитанников детских садов приобрела особую актуальность. Закон «Об образовании в Российской Федерации» зафиксировал приоритетное право родителей в воспитании детей и их обязанность «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Соответственно в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования «сотрудничество организации с семьей» рассматривается в качестве одного из основных принципов дошкольного образования (п. 1.4), а к числу ведущих психолого-педагогических условий реализации образовательной программы относится «поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность».

Образовательный потенциал семьи, специфика семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста достаточно подробно раскрываются в работах Е.П. Арнаутовой, Т.И. Гризик, Т.Н. Дороновой, О.Л. Зверевой, Т.В. Кротовой, Т.А. Куликовой, О.В. Солодянкиной и других ученых. Исследователи единодушно подчеркивают необходимость выстраивания диалога детского сада и семьи на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОО.

Традиционно взаимодействие с родителями осуществляется в разных формах, однако на сегодняшний день особую актуальность приобретает взаимодействие в условиях дистанционного образования.

Условия самоизоляции изменили нашу жизнь. Все дети дошкольного возраста, посещающие (непосещающие) детский сад, оказались в ситуации возникновения острой необходимости освоения содержания основных программ дошкольного образования без возможности взаимодействия с педагогом лично. И тут перед родителями остро встает проблема «семейного воспитания», для эффективного решения которой многие из них нуждаются в консультативной помощи и психолого-педагогической поддержке со стороны профессиональных педагогов.

В сложившихся условиях деятельность педагога переформатировалась, изменив основные формы работы с детьми и родителями на дистанционный режим, для чего применяются дистанционные технологии.

В ФЗ «Об образовании в РФ» определено, что «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ».

Цель дистанционных образовательных технологий: оказание педагогической поддержки родителям в удаленном доступе, помощь в подборе актуальной информации. Вовлечь родителей в образовательный процесс, дать возможность продуктивно проводить досуг с детьми.

Современная реальность предъявляет новые требования к профессионализму педагога. Для сотрудничества с родителями педагогу необходимо владеть современными образовательными, в том числе информационно-коммуникационными, технологиями. Применение ИКТ в рамках дистанционного взаимодействия участников образовательной деятельности обеспечивает его высокую оперативность (мгновенность передачи информации и наличие обратной связи), доступность и удобство (в любое время и в любом месте, где есть компьютер с выходом в Интернет), технологичность (мультимедийность), возможность индивидуализации содержания, более полного удовлетворения запросов родителей воспитанников (И.Г. Захарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов, А.Н. Саянина и др.). Однако особенности осуществления дистанционного взаимодействия педагогов с родителями воспитанников ДОО в современной литературе представлены достаточно поверхностно, преимущественно в методических источниках, отражающих опыт применения отдельных форм сотрудничества для решения каких-либо конкретных задач (Н.Н. Баер, А.Н. Власова, Н.С. Кузнецова, М.К. Тинчурина и др.). При этом практически не раскрывается специфика взаимодействия педагогов с родителями в условиях дистанционного образования.

В психолого-педагогической литературе нередко затрагивается проблема взаимодействия детского сада и семьи. Как институтам первой социализации ребенка, детскому саду и семье необходимо находить пути взаимодействия, обеспечивающие более эффективное влияние на развитие детей. Как и любое другое сотрудничество, оно предполагает определенное взаимообогащение, помогающее решать разного рода задачи. В данном случае детский сад должен обеспечить повышение уровня педагогических знаний родителей, оказывать помощь в воспитании детей. К сожалению, не все родители и педагоги понимают всю актуальность этой проблемы.

Ю.А. Гладкова выявила, что такое слабое общение педагогов и родителей связано с отсутствием определенной технологии повышения психолого-педагогической культуры родителей. Помимо этого, они не осознают суть сотрудничества. Следовательно, у родителей наблюдается низкий уровень знаний о возрастных особенностях детей, о типологических особенностях и т.п.

Исследование Е.А. Кудрявцевой, в котором приняли участие 100 педагогов, показывает, что только 10 % из них испытывают потребность и готовность к партнерству с родителями, 21 % слабо заинтересованы, а для 69 % эта идея полностью безразлична. 60 % родителей ответили, что в основном действовать должны они, а работники детского сада могут помочь только советом, 30 % за равный уровень ответственности, и только 10 % делегируют всю работу на педагогов и психологов.

С одной стороны, отсутствие желания перекладывать всю ответственность за воспитание на работников детского сада дает нам положительные предпосылки для понимания родителями важности формирования их психолого-педагогической культуры. С другой стороны, сильная недооценка возможностей педагогов и психологов может негативно отразиться на взаимодействии семьи и детского сада, в процессе которого родители и могут получить нужные для них знания.

Работа с родителями, в первую очередь, должна начаться с подготовки педагогического коллектива. Работники детского сада должны в совершенстве знать не только свои права, но и права родителей, и детей. Это предполагает анализ нормативных документов на международном, федеральном и региональном уровне. Особое внимание уделять Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Последующие действия диктуют определенную работу, направленную на прямое общение с родителями. Как раз на этом этапе и возникают самые большие трудности. Причин множество, обычно, это нежелание идти на контакт, отсутствие времени, недооценка компетентности педагогов, конфликтность родителя и т.п. А это значит, что нужно находить пути разрешения указанной проблемы.

Построение доверительных отношений – одна из самых важных задач для успешного взаимодействия. Мы доверяем тому, кого хорошо знаем и должны быть уверены в намерениях и знаниях партнера. Помимо этого, чувствовать обратную связь немаловажно.

При знакомстве с семьей нужно учитывать такие особенности:

1)возраст родителей;

2) тип семьи;

3) материальные условия;

4) образование родителей.

Особое внимание нужно уделять на ценностные ориентации родителей, взгляды на воспитание, религиозное мировоззрение, традиции и т.п., например, исследования Т.Н. Дороновой показали, что только 10 % родителей не приемлют наказания в любых проявлениях.

Для получения данной информации можно использовать анкету для родителей «Будем знакомы»; родительское сочинение на тему «Мой ребенок».

Существуют различные интерактивные приемы: игра «Ассоциации»; «Список покупок»; круг шеринга; игра «Скульптура семьи» и т.п.

Наблюдение за тем, как общаются родители с детьми, могут дать ценную информацию, которая поможет при построении воспитательного процесса и при общении с родителями. Оно может проводиться в ситуациях, когда родители приводят детей в детский сад, и наоборот. Дети во время утренников часто взаимодействуют с родителями.

Во время игр дети часто копируют модель поведения родителей. Это тоже можно использовать в качестве анализа особенностей семьи. Не стоит забывать про обратную связь, о которой говорилось выше. Родителям тоже нужно познакомиться с работниками детского сада. Формы само презентации у педагога могут быть разными. Например, портфолио, в котором будет изложена информация об образовании и повышении квалификации, достижениях в профессиональной деятельности, об интересах и т.п. Страница в социальных сетях или сайт педагога может предоставить не только эти же сведения, но также позволяет родителям задавать вопросы, обсуждать проблемы в привычной для современного человека интернет – площадке.

Следует ознакомить родителей и с распределением обязанностей коллектива дошкольной образовательной организации. Это необходимо для того, чтобы родители всегда знали к кому обращаться в различных ситуациях.

Далее следует выявление трудностей родителей, с которыми они сталкиваются в процессе взаимодействия с детьми. Можно услышать, что ребенок мало ест, расстраивает непослушанием, агрессивный с ровесниками и т.п. Для выявления родителями проблем более сложного характера, а также умения решать эти проблемы, нужно повышать уровень психолого-педагогический культуры родителей.

Прежде чем коллектив детского сада приступит к работе, ему нужно обсудить принципы, согласно которым они и будут взаимодействовать.

Например, в любой ситуации принимать и уважать воспитанников и их родителей.

Ю.А. Гладкова выделяет направления и формы работы с родителями:

1. Диагностическое направление. К нему относят тематическое анкетирование, опросы, беседы. Например, письменный опрос на тему «Наши достижения и трудности в семейном воспитании».

2. Информационное направление. В качестве передачи информации используются стенды, папка – передвижка, размещение информационных материалов на сайте дошкольной организации и т. п.

3. Рекламное направление. Неделя дошколенка дает возможность родителям присутствовать на любой форме детской деятельности.

4. Мероприятия для родителей. Всем привычные родительские собрания. Также выделяют индивидуальные, групповые и подгрупповые консультации.

5. Совместные мероприятия. Различные конкурсы, марафоны, игры. Например, «Конкурс чтецов», «Мама, папа, я – спортивная семья».

Следует отметить, что тематика мероприятий варьируется в зависимости от специфики дошкольной организации, возрастной группы и других особенностей.

Таким образом, сотрудничество детского сада и родителей главным образом зависит от осознания важности этого процесса. Это осознание является фундаментом взаимодействия, оставаясь при этом одним из самых трудно формируемых. Желание помочь ребенку полноценно развиваться, непрекращающееся самообразование педагога должно способствовать преодолению барьеров в общении родителей и коллектива детского сада. Насколько сотрудничество будет эффективно, зависит от умения использовать методы и формы взаимодействия, описанные выше.

В настоящее время накоплен широкий арсенал форм взаимодействия дошкольной организации и семьи, которые могут быть классифицированы по разным основаниям: по целевым ориентирам, количеству участников, по критерию включенности субъектов образовательного процесса и характеру их взаимодействия. В последние годы всё большее распространение получают формы дистанционного взаимодействия, основанного на использовании различных информационно-коммуникационных технологий.

И.Г. Захарова, И.И. Комарова, Н.С. Кузнецова, А.Н. Саянина, А.В. Туликов и другие исследователи отмечают, что в современном обществе молодые родители имеют достаточно высокую трудовую занятость, но проявляют желание получать педагогическую информацию и часто являются активными пользователями Интернет. Дистанционное взаимодействие с применением ИКТ молодыми родителями воспринимается лучше, чем традиционные формы общения с педагогом, такие как родительские собрания или родительские конференции.

Значимым преимуществом дистанционного взаимодействия является доступность, которая позволяет педагогам общаться с родителями любого воспитанника в индивидуальном режиме. На такое взаимодействие не влияют место проживания, социальный статус, состояние здоровья и др. Родители также могут обращаться с вопросами в любое время и оперативно получать на них ответы. Такая форма взаимодействия дает возможность общаться родителям между собой, участвуя в форумах и конференциях. Дистанционное сотрудничество позволяет увеличить количество родителей, включенных в жизнь детского сада, проявляющих стремление совместно выявлять, осознавать и решать проблемы в воспитании детей.

В образовательном процессе используются следующие формы дистанционной работы педагога с родителями воспитанников с использованием ИКТ: сайт детского сада; сотовая связь; газета группы; электронная газета, журнал; электронная почта; создание медиатеки; электронная рекламная деятельность; телемост; использование личной веб-страницы; телекоммуникационный проект; дистанционные конференции.

Использование ИКТ позволяет организовать дистанционные курсы для определенных категорий родителей, например, имеющих детей раннего возраста, в том числе в период подготовки к поступлению в детский сад. Курсы предусматривают привлечение не только воспитателей, но и различных специалистов: педагога-психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, взаимодействие с которыми также необходимо в период подготовки детей к ДОО.

Интерактивная экскурсия, например, «День открытых дверей», является достаточно распространенной формой дистанционной работы. Такая форма взаимодействия решает задачи ознакомления родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями образовательной работы. Можно показать не только развивающую предметно-пространственную среду, но и фрагменты работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии можно устроить онлайн беседу, в рамках которой педагоги будут отвечать на вопросы родителей, сотрудники ДОО смогут выяснить впечатления родителей.

Электронная почта предоставляет широкие возможности для общения педагогов с родителями как воспитанников ДОО, так и тех, чьи малыши только готовятся поступить в детский сад. Воспитатели могут разослать родителям интересующую их информацию, а также получить от членов семей сведения о ребенке индивидуального характера, связанные с поведением, привычками и др. Использование электронной почты при проведении дистанционной конференции имеет преимущество перед беседой в реальном времени в том, что участникам предоставляется больше времени на обдумывание своих вопросов, ответов и суждений.

Таким образом, дистанционное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников с использованием информационно-коммуникационных технологий признается в настоящее время эффективной формой сотрудничества, позволяющей учитывать возможности и запросы всех участников. Инициатором установления взаимодействия выступают педагоги ДОО, поскольку они профессионально подготовлены к осуществлению образовательной деятельности, в том числе к обеспечению равноправного, партнерского, неформального общения с родителями детей, как посещающих дошкольные образовательные организации, так и готовящихся к поступлению в детский сад. Существующее разнообразие форм и средств дистанционного взаимодействия (постоянно действующие группы в социальных сетях, on-line консультации и конференции, выпуск электронных педагогических журналов или газет, интерактивные экскурсии, электронная почта и т.д.) позволяет применять в определенной ситуации те из них, которые в наибольшей степени отвечают цели и направленности сотрудничества, а также актуализирует необходимость изучения эффективности использования тех или иных форм в работе с определенной категорией семей – в частности, с родителями будущих воспитанников.

Список литературы:

Александрова, М.В., Зиновьева, С.Д. Продуктивное взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации как фактор становления детско-родительского сообщества /М.В. Александрова, С.Д. Зиновьева // Вестник НовГУ. – 2016. – № 2 (93). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/produktivnoe-vzaimodeystvie-semi-i-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-kak-faktor-stanovleniya-detsko-roditelskogo-soobschestva.

Андреева, Н.А. Проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в психолого-педагогических исследованиях / Н.А. Андреева. – Шадринск, 2016. – Режим доступа: http://izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-psikhologii-i-pedagogiki-v-sovremennykh-usloviyakh-sbornik-nauchnykh-trudov-po-ito/sektsiya-11-semeynaya-pedagogika-i-domashnee-vospitanie-v-sisteme-obrazovaniya/problema-vzaimodeystviya-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-i-semi-v-psikhologo-pedagogichesk/.

Буйместру, И.А. Использование дистанционных технологий в детском саду: взгляд воспитателя / И.А. Буйместру // Образование и воспитание. – 2020. – № 4 (30). – С. 7-10. – Режим доступа: https://moluch.ru/th/4/archive/176/5438/.

Зырянова, С.М. Внедрение интегративных процессов в практику дошкольного образования /С.М. Зырянова // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – № T2. – С. 16-20.

Кондакова М.Л. Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций / М.Л. Кондакова, Е.Я. Подгорная; Федеральное агентство по образованию; Российская академия образования. – М.: СпортАкадемПресс, 2005.

Коротенков, Ю.Г. Дистанционное обучение в системе образования /Ю.Г. Коротенков // Школьные технологии. – 2005. – № 3.

Полат, Е.С. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы /Е.С. Полат // Открытая школа. – 2009. – № 1.

Шукшина, Е.Е. Система дистанционного образования с использованием Интернет-технологий: статья, Красноярский государственный университет, Красноярск, Россия 2008 г.

Просмотров работы: 411