ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ВЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ВЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Алибекова И.Ш. 1, Лашкова Л.Л. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное общество и его социальные условия всё больше подвержены изменениям в сфере труда, его социальной значимости и функций, которые он выполняет для современных людей. Соответственно, все происходящие изменения в сфере труда не могли не отразиться на трудовом воспитании детей дошкольного возраста.

Дети старшего дошкольного возраста мгновенно перенимают установки взрослых людей и новые оценки результатов труда. В процессе наблюдения за ходом игры детей можно заметить, что они зачастую пытаются отразить ту действительность, с которой они уже знакомы и которая соответствует их жизненному опыту. Исходя из этого, в данных сложившихся условиях возникла необходимость пересмотреть процесс организации образовательной деятельности, в который входит и трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Несмотря на переоценку многих ценностей нельзя игнорировать категорию вечных, абсолютных вещей, которые неподвластны каким-либо изменениям, среди которых труд и его нравственная и социальная значимость.

В нашем исследовании была поставлена цель – изучить уровни сформированности представлений о профессиях взрослых у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Определить критерии, показатели и уровни сформированности представлений о профессиях у детей 6-7 лет.

2. Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровней сформированности представлений о профессиях у детей 6-7 лет.

3. Изучить состояние работы ДОО по изучаемой проблеме, выявить заинтересованность родителей в решении данной проблемы и определить знания педагогов о формировании представлений о профессиях у детей 6-7 лет посредством клубного часа.

Для проведения констатирующего эксперимента мы использовали диагностики Л.В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых» [1], диагностические игровые задания, разработанные нами на основе кругов Р. Луллия, Г.А. Урунтаевой и Г.И. Гризик «Представления о труде взрослых» [2].

На основании исследований Л.В. Куцаковой нами были выделены критерии и показатели сформированности представлений о профессиях у детей 6-7 лет.

Критерий

Показатели

Диагностические методы и методики

Характер представлений о профессиях взрослых

полнота, содержательность представлений об орудиях труда, о внешнем виде представителей тех или иных профессий, о процессе их трудовых действий, о результате их труда

Беседа (по методике Л.В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых»)

Диагностические игровые задания «Круги Луллия»

Отношение детей к профессиям взрослых

адекватность и выразительность экспрессивных действий: мимических, жестовых, пантомимических, речевых; проявление положительных эмоций в отношении представителей тех или иных профессий

Д/и «Выбери профессию»

Наблюдение

На основании исследований Л.В. Куцаковой были выделены три уровня развития представлений о профессиях взрослых, которые представлены в таблице.

Шкала оценок

Характеристика оценки ответов детей

3 балла – высокий уровень

Ребенок дает полный, точный ответ. Имеет четкое представление о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, процессе трудовых действий и их результатах, внешнем виде представителей тех или иных профессий. В беседах с воспитателем проявляют самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.

2 балла – средний уровень

Ребенок дает неточный ответ, затрудняется выделить отдельные детали процесса, называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия, значимость результата, не всегда может назвать представителей тех или иных профессий по их внешнему виду. Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах.

1 балл – низкий уровень

Ребенок дает неправильный ответ. Затрудняется назвать должностные обязанности, путает орудия труда, не имеет представлений о процессе трудовых действий и результатах труда, не может назвать представителей тех или иных профессий по их внешнему виду. Не проявляют положительных эмоций, индифферентны в процессе общения с педагогом. На основе полученных данных можно отметить, что большинство детей не имеют полного представления о труде взрослых (цель и содержание труда, процесс его организации).

Для изучения уровней сформированности у детей представлений о профессиях взрослых была проведена беседа в свободное от занятий время.

Индивидуально каждому ребенку предлагалось ответить на следующие вопросы (диагностическая методика Л.В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых»):

Для чего люди ходят на работу?

Что такое профессия?

Какие ты знаешь профессии?

Какие профессии тебе нравятся больше всего?

Кем работают ваши родители? Расскажи об их профессии

Какими инструментами пользуются твои родители на работе?

Кто что делает? (Подбор глаголов к существительным-названиям профессий: учитель-учит; строитель-строит; шофер водит машину и т.д.).

Как называется этот инструмент и кому он нужен в работе? (Подбор существительных – названий орудий труда и названий профессий).

Что можно делать с помощью этого инструмента? (Подбор глаголов, обозначающих действия).

Назови:

профессии, связанные с производством продовольственных товаров;

профессии, связанные с обучением и воспитанием детей;

профессии, связанные с творчеством;

военные профессии;

самые главные профессии в нашем городе.

11. Назови, что делает:

повар;

медицинская сестра;

банковский работник;

парикмахер;

врач;

строитель.

Далее нами были использованы диагностические игровые задания, разработанные нами на основе кругов Р. Луллия.

Круги Луллия – приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки).

В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Мы разместили на секторах картинки, изображающие на первом ярусе – результат труда, на следующем ярусе расположены картинки с изображением представителей различных профессий –их внешний вид, далее расположены картинки с изображением орудий труда, необходимых для работы в той или иной профессии. Дети крутят стрелку и рассказывают, что изображено на картинке, на которую указала стрелка. Затем из всех картинок, изображенных на кругах, выбирают соответствующие первой картинке. Например, ребенку выпала картинка с изображением врача, далее он должен на круге показать, как он выглядит, что делает и какие орудия труда для этого использует.

При проведении диагностики большинство детей (14 из 25) проявили заинтересованность в игре, с удовольствием общались, 11 из 25 часто отвлекались, отворачивались. Дети много двигались: прослеживались хаотичные движения руками, беспорядочные повороты телом. Отвечали неуверенно, скованно, проявляя явное безразличие к теме разговора. Как правило, отвечали неполными предложениями или одним словом, например, Соня Е. почти на все вопросы ответила: «Не знаю».

У Насти К. и Егора Е. вопросы практически не вызвали замешательств. Эти дети имеют достаточно полные представления о профессиональной деятельности взрослых.

Ответы остальных детей отличались малой содержательностью, поверхностными сведениями. Например, отвечая на вопрос «Что делает?»,

Полина С. Ответила: «Зарабатывает деньги», Амина К. ответила: «Работает». Вопрос об орудиях труда по каждой из профессий также вызвал некоторые замешательства у детей. Лучше всего дети ответили на вопрос «Кто где работает?» и смогли правильно указать внешний вид представителей тех или иных профессий.

Дети затруднялись в названии профессий, связанных с определенной сферой труда. Наиболее трудным для них оказалось назвать профессии, связанные с производством продовольственных товаров. Также сложным для детей оказалось назвать сферу деятельности банковского работника и медицинской сестры. Так, Алина сказала, что банковский работник работает в банке, а медицинская сестра помогает доктору.

По результатам выполнения диагностического задания круги Луллия мы определили, что дети затрудняются в определении орудий труда представителей различных профессий, не всегда правильно определяют, кто, чем занимается. Здесь у детей наибольшие затруднения вызвали профессия банковского работника и медицинской сестры. Они не смогли определить, орудия труда банковского работника, а медицинскую сестру путали с врачом.

Таким образом, обобщив результаты исследования по двум заданиям, мы определили, что высокий уровень сформированности представлений о профессиях взрослых имеют 8% детей, средний уровень был выявлен у 48% детей и 44% детей показали низкий уровень сформированности представлений о профессиях взрослых.

Уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых

Таким образом, дети недостаточно полно ориентируются в профессиях, большинство не осознают их социальную значимость, ценность профессии, особенно профессии медицинской сестры и банковского работника, что мы будем учитывать при разработке клубных часов. У детей недостаточно развит словарь профессиональной лексики, связанный с описанием профессий.

Далее мы провели определение уровней сформированности позитивного отношения к профессиям взрослых.

Для этого было проведено исследование с использованием визуальных методик, а именно проводилась дидактическая игра «Выбери профессию». Детям было предложено 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: повар, строитель, ветеринар, банковский работник, швея. Детям предлагалось самостоятельно выбрать картинку и составить по ней рассказ.

Все участники эксперимента с удовольствием восприняли выполнение задания. Однако прослеживается весьма узкий выбор предлагаемых картин, большинство детей выбрали картины, изображающие работу парикмахера, продавца. На вопрос «почему ты выбрал эту картинку?» все дети отвечали: «Я знаю эту работу» или «Я знаю, что это швея или повар». Для получения дополнительных сведений о профессиях, которые не были выбраны детьми, мы в индивидуальной беседе показывали детям эти изображения и просили рассказать о данной профессии. Результаты исследования показали: 40% детей затруднились назвать орудия труда, особенно строителя; 35% детей путали место работы (это относится к профессии ветеринара); 20% детей не могли ответить на вопрос, связанный с результатами труда ветеринара, фотографа; 5% детей отказались ответить на вопросы, однозначно отвечая «Я не знаю», «Я не хочу отвечать». На вопрос педагога «Приходилось ли тебе видеть, как работает ветеринар, строитель?» 45% детей отрицательно ответили по поводу первой профессии; 60% детей ответили, что знакомы с работой швеи («Мой папа ветеринар», «Я знаю, кто такой ветеринар, потому что мы с мамой водили к нему кота» и т. д.).

Проведя исследование, мы отметили, что к высокому уровню позитивного отношения к профессиям взрослых относятся 24% детей, к среднему – 36% детей и к низкому уровню позитивного отношения (негативное отношение) нами было отнесено40% детей.

Уровни сформированности позитивного отношения детей старшего дошкольного возраста к профессиям взрослых

Таким образом, большинство детей не имеют достаточно полных, исчерпывающих представлений о труде взрослых, особую трудность представляет выделение характерных трудовых действий, орудий и результатов труда. Это относится к профессии медицинской сестры, банковского работника, повара. Характеризуя знакомые профессии, дети недостаточно полно ориентируются в орудиях труда, прослеживается бедность словаря, характеризующего специфику профессий.

Для получения более широких экспериментальных данных, дающих возможность проанализировать особенности представлений о труде взрослых, мы провели наблюдение за детьми в сюжетно-ролевых играх «Парикмахер», «Магазин», «Больница», «Столовая», «Гараж», «Библиотека», «Школа», «Строители» и др.

Приведем пример наблюдений некоторых игр. Так, наблюдение за игрой «Магазин» проводилось с целью выявления содержательности игрового процесса, выполнения ролевых действий детьми. Для этого использовали метод хронометрирования (наблюдения во времени), где каждое игровое действие фиксировалось в протоколе. При этом исходили из того, что сущность представлений заключается в образах, имеющихся у детей, которые могут проявляться не только в вербальном плане, но и в их действиях, деятельности в целом (А.В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев).

1,5 мин. Сговор на игру: Саша: «Катя, давай поиграем в магазин.

Ты кем будешь? Я буду продавцом, а ты покупателем».

2 мин. Саша отдает товар, берет «деньги», говорит «до свидания», а Катя берет товар, кладет в сумку, уходит.

3 мин. Катя выложила продукты на стол в игровом уголке и возвращается снова. В это время продавец сидит, ждет, ничего не делает.

2 мин. Игровые действия повторяются. Катя уходит в игровой уголок и начинает готовить еду для кукол, т. е. игра переходит в игру «Семья».

3 мин. Продавец Саша зовет Олю и Настю Л. играть, они отказывают, Саша посидела и ушла.

Из наблюдения видно, что дети имеют недостаточно полное представление о труде продавца магазина, его орудиях труда, последовательности выполнения действий. Дети не использовали в своей игре весы, гири, а просто, получая «деньги», отдавали товар. Не было и соответствующего окружения, т. е. прилавка с «продуктами», витрины. Ролевые действия были весьма примитивны и малосодержательны. Прослеживалось отсутствие яркой профессиональной лексики.

Наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Банк» с целью определить наличие представлений детей о труде банковских работников.

2 мин. Сговор на игру: Миша: «Катя, давай поиграем в банк. Я буду кассиром».

3 мин. Миша – банковский работник, выдал Кате деньги и сказал: «Приходите к нам еще». Изобразил работу на компьютере, выдал «квитанцию». Во время этого подошла другая девочка, Таня, стояла и смотрела.

30 сек. Катя поблагодарила, встала и ушла.

3 мин. Затем Миша позвал другую девочку, проделал те же манипуляции.

2 мин. Миша спросил других детей, хотят ли они посетить банк, все молчали, тогда Миша ушел к мальчикам играть в другую игру.

Дети не демонстрировали все разнообразие деятельности банковского работника, ограничиваясь только работой кассира. Поэтому игра быстро «выдохлась» и остальные дети потеряли к ней интерес.

Обобщив результаты исследования, мы определили уровень сформированности представлений о профессиях взрослых у детей старшего дошкольного возраста. Так, высокий уровень сформированности представлений о профессиях взрослых у детей старшего дошкольного возраста показали 22% детей, средний уровень был выявлен у 38% детей и низкий уровень сформированности представлений о профессиях взрослых показали 40% детей.

Уровни сформированности представлений о профессиях взрослых у детей старшего дошкольного возраста

Таким образом, результаты изучения уровней сформированности представлений о профессиях взрослых и отношения детей к этой стороне социальной жизни дают основания говорить, что большинство детей имеют весьма ограниченные сведения о трудовых действиях, месте труда, организации труда. Выявлены случаи безразличного отношения к труду, его значимости в жизни человека. Обобщив результаты проведенного нами исследования, мы выявили ряд проблем, среди которых низкий уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о профессиях взрослых. Это, на наш взгляд, связано с недостаточной компетентностью педагогов в вопросах формирования у детей 6-7 лет представлений о профессиях взрослых. Все это обусловило необходимость разработки форм и методов формирования у детей 6-7 лет представлений о профессиях взрослых.

Список литературы:

Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду [Текст]: Система работы с детьми 3-7 лет / Л.В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез,2012. – 128с.

Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст]: Практикум для сред. и высш. пед. учебн. заведений / Г.А. Урунтаева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 1997. – 468 с.

Федоренко, В. Формирование представлений о профессиях [Текст] / В.Федоренко // Дошкольное воспитание. – 2008. – №10. – С. 64-69.

Просмотров работы: 570