ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вахрамеева А.С. 1, Зырянова С.М. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В XXI веке проблема формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста достаточна актуальна. Современные изменения в социальной жизни общества определили потребность в формировании нравственно-правовых представлений детей дошкольного возраста. Формирование представлений о правах человека у детей дошкольного возраста рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. У ребенка важно сформировать представления о себе, своих правах, обязанностях. Ребенок, как и любой человек, имеет права. На сегодняшний день права ребенка стоят в приоритете современного общества.Поэтому, особо важно считаться с правами детей. Это покажет грамотное отношение к будущему поколению. Но, на сегодняшний день, проблема формирования представлений о правах ребенка стоит особо остро. Дети дошкольного возраста не имеют полного представления о своих правах. А ведь именно дошкольный возраст является оптимальным возрастом для формирования первичных представлений о правах ребенка, потому что именно в этом возрасте закладывается основа личности.

Актуальность проблемы освещается в нормативно-правовых актах, принятых международным объединением: «Всеобщая декларация прав человека» (1949 год), «Декларация прав ребёнка», принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959), «Конвенция ООН о правах ребёнка» (1989), «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1990).На территории Российской Федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются: «Конституция Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Семейный кодекс Российской Федерации», «Уголовный кодекс Российской Федерации», Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления, Уставы образовательных организаций [10, с. 26].

Так, например, первым источников, регулирующим права ребенка, является «Декларация прав ребенка», в которой обозначено, чтозаконные представители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства побуждают к расцениваю прав детей наравне с правами взрослых на законодательной основе. Стоит заметить, что реализации по защите прав ребенка уделяется первоочередное внимание [3, с.7].

Приняв Декларацию о правах ребенка в 1959 году, ООН разрабатывает такой документ, который имеет равную силу для всех государств, которые его подпишут. Так, спустя 30 лет, ООН разработал «Конвенцию о правах ребенка» (далее – Конвенция) в 1989 году. Стоит подчеркнуть и тот факт, что Мария Монтессори защищала права детей на протяжении всей своей жизни.Конвенция о правах ребенка охватила многое из того, за что Монтессори выступала. Это обязательство руководило ее работой. Она говорила о том, что людям необходимо осознать, что у детей есть потребности, которые отличаются от взрослых, и нуждаются в разных механизмах поддержки [9]. В России создан Межрегиональный общественный фонд М. Монтессори, в работе которого определяющим являются права ребенка, основой которого является наследие Марии Монтессори.

Ребенок, согласно Конвенции, определяется как самостоятельный субъект права, который имеет весь спектр прав человека. Например, такие, как: право на развитие и воспитание, активное участие в жизни общества. Кроме того, Конвенция затронула и требования, которые выдвигаются к образовательному процессу. Согласно статье 29 Конвенции, образование должно быть направленно на: «Развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; воспитание уважения к правам человека и основным свободам человека; воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает и цивилизациям, отличительным от его собственной; подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин, дружбы между всеми народами» [7].

Говоря о проблеме формирования представлений о правах человека необходимо отметить, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает наглядно-образная форма мышления, которая позволит усвоить специально отобранные и адаптированные их возрасту сведения о праве. Тем самым содержание правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста может включать в себя: знания о правах и обязанностях ребенка; знания об основных нормативно-правовых документах по защите прав ребенка; знания об уважительном и терпимом отношении к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия.

Данная проблема широко представлена в психолого-педагогических исследованиях. Так, по мнению С.А. Козловой, в процессе формирования представлений о правах человека первостепенным является понимание и принятие детьми таких норм поведения и взаимоотношений детей в группе, отношений с другими людьми, которые отражают нравственность. Для работы по ознакомлению детей с правами человека автор предлагает три этапа. Знакомство с нравственными нормами и правилами представляет собой базовый этап. На данном этапе проводятся практика поведения в соответствии с принятыми нормами и правилами, о которых дети узнают из этических бесед. Таким образом дети понимают, почему необходимо следовать правилам, как это влияет на взаимоотношения, а также они учатся соотносить правила и обязанности. Переходя ко второму этапу, автор говорит о важности ознакомления детей дошкольного возраста с собственными правами: на имя, на образование, на отдых. Исследователь выделяет следующие методы: чтение художественной литературы, этические беседы. Третий этап автор представляет как знакомство с нормативно-правовыми актами. Здесь важно использовать такие методы:проблемные ситуации, чтение художественных произведений с последующим их обсуждением, рассматривание картин о жизни детей в мире и в заключении рассказ о «Конвенции о правах ребенка», которую приняли для всех детей на Земле [5, c. 56].

Важно отметить и то, что мероприятия, рассчитанные для первого этапа, нужно применять на протяжении всего периода работы по ознакомлению с правами человека. Мероприятия для второго и третьего этапа важно сначала организовывать последовательно, а затем уже возможно смешение содержания. При этом, особенно важно, не ущемлять права детей в дошкольной образовательной организации и в семье, чтобы у детей сформировался наглядный образ и причинно-следственные связи [5, с. 58].

Среди компонентов правого воспитания, характерных для детей старшего дошкольного возраста, исследователь Н.Ю. Ган выделяет следующие: информационно-познавательный, поведенческо-деятельностный, эмоционально-оценочный [2, с. 13]. Ссылаясь на данные компоненты, можно определить формы, методы и приемы, а также средства правового воспитания. Так, исследователь Т.А. Шорыгина предлагает ввести занятия о правах в форме беседы [11, c.3]. Использование таких приемом, как введение игрового персонажа, погружение в познавательную проблему, постановка позиции ребенка по отношению к другому ребенку предлагает исследователь С.В. Федотова [10, c.94]. Используя данные приемы, дети приобретут опыт принятия и понимания нравственных норм, взаимоотношений с другими детьми.

На наш взгляд, игровая деятельность имеет большие педагогические возможности в формировании представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста. Так, например, играя в сюжетно-ролевыеигры, ребенок познает мир, входит в систему общественных отношений, познает общественный опыт.

В работах А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина раскрываются особенности игровой роли. Ученые рассматривали игровую роль как форму практического проникновения ребенка в мир социальных отношений. Тем самым раскрывается возможность ознакомления дошкольников с правами человека [4, c. 25].

Деление игр на две группы предложила отечественный педагог Н.К. Крупская. Она выделяла игры, которые придумали сами дети, называя их творческими. Особенностью таких игр является самостоятельный характер. И игры, которые придумывают взрослые, определяя их как игры с правилами [6, c. 271].

Играя в сюжетно-ролевую игру, например, «Суд» ребенок учится реализовывать свои права на участие в игре, формулируя тем самым собственное мнение. Играя в коллективе ребенок учится считаться с мнением и интересами, а самое важное с правами других детей. А выбрав на себя ту или иную социальную роль в игре, он действует в соответствии с соответствующим обязанностями. Все это способствует усвоению знаний о правах человека и нравственно-правовых норм поведения.

Затрагивая нравственно-правовые нормы поведения стоит выделить и театрализованные игры дошкольников. Так, приемы драматизации упражняют детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. В результате «проживания» в образе персонажа ребёнок обыгрывает ту или иную ситуацию, примеряет её на себя и позволяет сделать вывод: что хорошо, а что плохо [9, c.183].

Дидактическая игра, являясь обучающей игрой, позволяет сформировать именно правовые знания дошкольников. Функции дидактической игры, такие как усовершенствование и закрепление знаний, усвоение новых знаний и умений разного содержания выделяет исследователь В.Н. Аванесова [1, c. 178]. Например, играя в игру «Кто, где живет?», у детей формируются знания о праве на гражданство, о странах и народах, которые живут в них. Таким образом, у детей формируется когнитивный компонент о правах человека.

Таким образом, с помощью разных видов игр можно сформировать представления о правах человека у детей старшего дошкольного возраста.

С целью изучения проблемы формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста было проведено диагностическое обследование детей старшей группы №8 МБДОУ №38 «Зоренька» города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Для исследования нами использовалось несколько методик Н.Ю. Майданкиной: диагностики по выявлению исходного уровня сформированности представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста, анкетирование родителей и опрос воспитателей группы, а также анализ развивающей предметно-пространственной среды группы и анализ документации воспитателя.

Формирование представлений о правах человекау детей старшего дошкольного возраста включает в себя знания детей о правах - на жизнь, на имя, на образование, на охрану здоровья и медицинское обслуживание, на отдых и т.д. Диагностика уровня сформированности этих представлений представляет собой когнитивный (знаниевый) компонент: полнота знаний детей о своих правах и свободах человека. Для диагностики уровня сформированности представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста по когнитивному компоненту применялась диагностика Е.Г. Юдиной «Что такое право?». Данная диагностика представлена в виде опросника, в которой задания представлены в виде открытых вопросов и предназначены для получения данных со слов обследуемого. Целью диагностики являлось выявление знаний детей о своих правах и обязанностях. Знания и представления о правах человека у детей старшего дошкольного возраста анализировались по следующим критериям: полнота знаний, точность, осмысленность, аргументированность, понимание.

Так, по результатам данной диагностики было выявлено, что у 60% детей средний уровень, что является достаточным показателем. В своих знаниях дети отражают специфику социальной действительности. Дети имеют относительно полные знания о правах и обязанностях, но они недостаточно устойчивы. Дети имеют трудности при отражении понятий «право», «закон».20% детей показатели оптимальный уровень развития по данному показателю. Дети имеют полные системные представления о правах человека. Самостоятельно высказывают нравственно-правовые суждения о социальной действительности, личных, гражданских правах. Знакомы с понятием «право», «закон».20% детей имеют низкий уровень. Знания о правах человека фрагментарны, отрывочны; не знакомы с понятием «право», «закон».

По результатам опроса с воспитателями, целью которого было выявить, какие методы по формированию представлений о правах ребёнка были использованы в старшей группе, можно сказать, что воспитатели заинтересованы данной проблемой. В группе проводилась тематическая неделя «Наши права». Помимо этого, воспитатели проводили демонстрацию наглядного пособия, беседы, различные дидактические игры, чтение художественной литературы с обсуждением поступков героев и оценивания их эмоций. Однако, не всегда мероприятия носят систематичный характер.

По результатам анкетирования родителей было выявлено, что не все родители заинтересованы данной проблемой, знакомы с основными документами по правам человека. Так, 80% респондентов из знакомых правовых документов по правам детей назвали «Конституцию РФ», «Семейный кодекс», «Конвенцию о правах ребенка» и лишь 20 % знают «Декларацию прав человека». На вопрос «Беседуете ли вы с ребёнком на нравственно-правовые темы?» 30% ответили положительно, но характер беседы не носит правовой тематики.70% затруднились ответить или дали отрицательный ответ. Из полученных данных можно сделать вывод о том, что большинство родителей не проявляют интереса к правовому воспитанию своих детей.

Проведя анализ развивающей предметно-пространственной среды и документации воспитателя, в числе которых были годовые и календарные планы, пришли к выводу, что в целом в дошкольной образовательной организации и в группе созданы хорошие условия для формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста. Так, в уголке книг мы обнаружили такие книги, как Г. Остер «Нарушение правил приличия, вежливости, этикета», «Правило нарушение». Книги расположены в доступном месте для детей. Помимо этого, в группе присутствуют дидактические игры «Кто из сказочных героев нарушает права?», «Распредели права и обязанности». Анализируя календарно-тематическое планирование, мы выяснили, что в группе проводится тематическая неделя «Наши права», приуроченная ко дню Права ребенка.

Таким образом, при выявлении исходного уровня сформированности представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста мы определили, что большинство детей имеют средние показатели. В дошкольной образовательной организации воспитателями проводится работа по формированию представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста. Используются различные методы ознакомления, проводится тематическая неделя. Однако, не в полной мере, используется потенциал игровой деятельности в формировании представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что проблема формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста является достаточно актуальной в настоящее время и требует. Игровая деятельность обладает большим педагогическим потенциалом в формировании представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста. Именно через игру ребенок познает мир, входит в систему общественных отношений, познает общественный опыт.

Список литературы

1. Аванесова, В.Н. Дидактические игры / В.Н. Аванесова // Сенсорное воспитание в детском саду. - 2009. - №3.- С. 176–212.

2. Ган, Н.Ю. Педагогический мониторинг правового воспитания старших дошкольников: дис. кан.пед. наук / Н.Ю. Ган. - Екатеринбург, 2002.- 218 с.

3. Доронова, Т.Ю. Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и в семье / Т.Ю.Доронова //Дошкольное воспитание. - 2001. - №8.- С.6-9.

4. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова. - Москва: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.

5. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учебное пособие/ С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко. - Москва:Издательский центр «Академия», 2002. - С. 1-58.

6. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с.

7. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 10.12.2020)

8. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. – М.:Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272 с.

9. Нагорная, Е.Н. Охрана прав ребенка / Е.Н. Нагорная // Ребенок в детском саду. - 2005 - №4. - с. 21-28; - №5. - с. 26-34; №6. - с. 23-29.

10. Федотова, С.В. Правовое образование в детском саду и обучение дошкольников правам человека/ С.В. Федотова // Современное образование: проблемы иперспективы: сб. науч. тр. - Москва, 1998. - С. 94–96.

11. Шорыгина, Т.А. Беседы о правах ребенка: метод. пособие для занятий с детьми 5–10 лет / Т.А. Шорыгина // М.: ТЦ Сфера, 2007. - 144 с.

Просмотров работы: 126