ОСОБЕННОСТИ ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОМУ ДЕЙСТВИЮ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОСОБЕННОСТИ ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОМУ ДЕЙСТВИЮ

Фогель Е.А. 1, Спивак И.А. 1
1ПГУ им. Т.Г. Шевченко, Приднестровье
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Обучение – это главная составляющая часть любого педагогического процесса, в том числе и физической культуры. 

 

Основным предметом в обучении физического воспитания является двигательное действие. При обучении двигательным действиям формируются навыки, которые непрерывно связаны с развитием физических качеств (силы, гибкости, выносливости, ловкости и т.п.). Такая тесная взаимосвязь обусловлена тем, что любое двигательное действие невозможно выполнить без физических качеств. 

Обучение в физическом воспитании, преследуют образовательные задачи, какие заключаются в том, чтобы развить и довести вплоть до конкретной ступени совершенства необходимые моторные умения, навыки и связанные с ними познания. При всем при этом основным объектом преподавания представляются мудрые двигательные действия, подключающие организацию взаимозависимых движений. Необыкновенности двигательных действий и закономерности вырабатывания двигательных умений и способностей всевозможных моментах предопределяют нравоучительные необыкновенности физического воспитания. Двигательным действиям учат, решая различные конкретные задачи. 

В течение огромного количества случаев они соединяются к следующим задачам: 
• обеспечивать «начальную школу движений», сотворив тем самым  начальную базу ради больше сложных конфигураций моторной работы; 
• научить действиям, каковы станут использоваться как будто «подводящие» упражнения или будто бы имущества селективного действия для развития раздельных физических качеств, возможностей; 
• выработать и погрузить до необходимой ступени совершенства генеральные двигательные действия и способности, необходимые в повседневной жизни, в трудовой, спортивной и других сферах деятельности. 
Объект исследования процесс обучения двигательному действию. 
Предмет исследования этапы обучения двигательного действия. 
Цели исследования изучить особенности характеристики этапов обучения двигательного действия. 

Задачи: 
1. Дать характеристику двигательному действию. 

2.Рассмотреть характеристику этапов обучения двигательному действию. 
3. Изучить задачи, методы, режим регламентации упражнений, особенности методики, типичные ошибки 

Методыисследования: 
Теоретический анализ и обобщение литературных источников. 
Обучение в процессе физического воспитания гарантирует одну из самых важных его сторон физическое образование, под которым понимается «системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний» [4]. 
Физическое образование приобщает ребенка к большому спорту: он узнает о главных мировых и отечественных спортсменах. Увлекаясь физическими упражнениями, ребенок закрепляет познания об окружающей природе живой и неживой (например, познает свойства воды, песка, снега, специфику времен года); увеличивает словарный запас, совершенствует память, мышление, воображение. Таким образом, решая общеобразовательные задачи, педагог приобщает ребенка к основам кинестетического воспитания, подготавливаетк поступлению в школу. 

Двигательные действия не заключаются только к движениям. Это их исполнительная часть. Любое действие сопряжено с психологическими процессами – пониманием значения и задачи действия, отражением в психике образа, схемы движений и способа их выполнения, волевыми проявлениями, психоэмоциональным состоянием и др. Потому техника двигательного действия – это постоянно подсознательный и целенаправленный процесс. Чем большую и сознательность, и активность обучающиеся проявят в обучении, тем быстрее совершеннее сформируются их навыки. Первостепенное влияние на становление и качество навыков проявляют знания техники действия. Активное и сознательное освоение двигательных навыков с опорой на знания делает их достаточно «гибким», поддающиеся нормированию и перестройке при преобразовании задач и условий деятельности. 
Различные двигательные действия закладываются на протяжение жизни человека под влиянием многих аспектов, и процесс их становления может обретать всевозможный характер. Оптимизация этого процесса добивается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и усовершенствование двигательного действия в таких условиях распространено схематично воображать, как постепенный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а вскоре от умения к навыку. 

Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека. 
Двигательное умение это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи [5]. 
Двигательный навык - такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надёжностью. Двигательные навыки, как высшая ступень владения двигательным действием, имеют исключительно важное значение в учебной, трудовой, бытовой, физкультурно-спортивной деятельности [1]. 

Следует отметить особое и чрезмерное немаловажное значение навыков совершенствования и деятельности человека. «Если бы человек не имел способности к навыку, отмечал в своих трудах выдающий русский педагог К.Д. Ушинский, то он не мог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии, задерживаемые беспрестанно бесчисленными трудностями, которые можно преодолеть только навыкам, освободив ум и волю для новых побед». 

Базируясь на закономерностях формирования двигательных навыков в теории и методике физического воспитания ребенка, педагог решает практические задачи обучения. Каждой стадии навыка соответствует соответствующему этапу обучения:

1-й этап начальное разучивание двигательного действия;

2-й этап – углубленное разучивание;

3-й этап – закрепление и совершенствование двигательного действия.

Обучение на первом этапе - начальное разучивание - ориентировано в целом на становление основ умения осуществлять разучиваемое действие.

Задачи, решаемые на этапе: 

1. Осмыслить двигательную задачу, преобразовать зрительно-логическое понятие о методе ее решения; 

2. Изучить инструкцию по становлению ориентировочных основ действия (ООД):

а) обозначить основные опорные точки (ООТ) в наблюдаемом двигательном действии,

б) обозначить (осмыслить) ООТ в исполняемом двигательном действии,

в) преобразовать двигательные представления о действии в каждой ООТ. 

Эти задачи решают последовательно. 

Обучение двигательному действию начинается с постановки двигательной задачи, поиск и изучение метода решения которой и составляет сущность процесса обучения. Учитель заявляет цель обучения и ставит двигательную задачу, методом решения которой придётся овладеть. Демонстрируется метод решения – рассматриваемого двигательное действие. После первой демонстрации, формирующей у обучаемого общее понятие, следует подчеркнуть смысл и главные факторы требования двигательной задачи, и соответствующие факторы в методе ее решения. После разъяснения метод решения двигательной задачи демонстрируется еще два-три раза. Становлению визуального и логического элементов представления содействует показ элементов изучаемого действия на фотоснимках, рисунках, схемах. Эти средства должны сориентировать обучаемого на решение двигательной задачи, но не на дублирование изображаемых поз. Демонстрация сопровождается словесным комментарием.

После показа движения дети самостоятельно воссоздают упражнение, выслушивают разъяснения педагога, т.е. фактически перепроверяют создавшийся у них образ движения, а педагог следит за правильностью исполнения этого движения.  Если возникает какое-то расхождение движений заданиюпедагог уточняет,разъясняет или показывает их повторно.

Контроль за запоминанием инструкции по становлению ООД необходим обнаружить способность обучаемого выделять ООТ, его знание непрерывности контроля ООТ при осуществлении действия, умение словесно изложить ощущения правильного в каждой из ООТ при осуществлении действия или его элементов в системе материальных регуляторов, а также рассказать о путях корректировки действия в случае возникновения ошибок. 
Овладение двигательных действий требует многочисленных повторений, что вызывает существенный расход физической, психической и умственной энергии. По степени возрастания утомления концентрация, стабильность и распределенность внимания, возможность к анализу ситуации и синтезу ответов ухудшаются. Поэтому приступать к первоначальному разучиванию следует тогда, когда ученик находится в состоянии оптимальной трудоспособности, как правило в начале основной части занятия.

Как правило, знания и представления о сущности и условиях двигательной задачи и способе ее решения формируются за одно-два занятия. Углубление и закрепление этих знаний и представлений происходит в последующей работе при формировании умений и навыков [2].

Главная цель этого этапа обучения становление двигательного умения, способности стабильно, на удовлетворительном уровне решать двигательную задачу детальным осознанным контролем действия во всех ООТ. Если на прошлом этапе создавались предпосылки, достаточные для становления двигательного умения, то на этом этапе происходит его формирование.

Для достижения цели решают следующие задачи: 
1. Преобразовать полную развернутую ООД, понимаемую во всех ООТ. 
2. Обучиться осуществлять изучаемое двигательное действие с детальным произнесением вслух очерёдности необходимых операций и контроля качества. 
3. Сформировать идеомоторный (громкоречевой) образ изучаемого действия. 
4. Подытожить действие во всех ООТ, дождаться наименьшего расхождения действия от оптимальных значений, описываемых его техникой. 
Все задачи решают синхронно, и становление умения есть интегральный итог, этой работы.

Применяются подводящие упражнения, которые подготавливают к овладению главного действия путем его целостной имитации либо постепенного воспроизведения в упрощенной форме. Подводящие упражнения часто представляют собой компонент, часть, связку нескольких движений рассматриваемого двигательного действия. Целесообразно, чтобы по конфигурации и характеру движений эти упражнения наделялись вероятно большее сходство с главной частью изучаемого движения.

Продолжительность использования подводящих упражнений обусловливается от трудности разучиваемого двигательного действия и подготовленности занимающихся. В использовании подводящих упражнений не должно быть перерывов, в противном случае совершится забывание прежде усвоенного движения и результат влияния их снизится. 
Результативность применении всевозможных упражнений добивается при четком выполнении последующих моментов:

-задачи и цели упражнения;

-структурная взаимосвязанность с основополагающими двигательными действиями;

-дозирование упражнений;

-контроль и самоконтроль осуществления. 

На данном этапе следует обучить осуществлять действие полностью, отталкиваясь на отлично знакомые представления об отдельных его элементах. Для этого нужно, во-первых, регулировать всю взаимозависимость объектов, обозначенных как ООТ, во-вторых, делать это в правильной очерёдности, прекрасно выучить то и другое. 

В первых попытках исполнить действие в целом обучаемые, как правило, не способны контролировать и подкорректировать все указанные ООТ, их внимание концентрируется на одной из них. В этой ООТ действие выполняется рационально, но в других могут появляться неточности. По мере повторения попыток обучаемый начинает перераспределять внимание на два, а затем на три предмета, отслеживая и видоизменяя действие в них одновременно. Непрерывное проговаривание схемы ООД перед попыткой, а если возможно, то и по ходу осуществления попытки, приводит к крепкому запоминанию схемы ООД и целесообразной стабильной организации изучаемого действия, к запоминанию его структуры. 
Предмет оценки труда обучаемого на этой фазе обучения двигательное 
умение, определяемое качеством решения двигательной задачи в ее стандартизированном или обобщённом (в зависимости от установки обучения) варианте, с детальным громким проговариванием системы ООД и контролем действия во всех ООТ по ходу его исполнения. В связи с потребностью подробного, сознательного контроля действие выполняется замедленно (если целесообразно в тренажере), а нередко и без надлежащей 
непринуждённости, что естественно для вышеуказанного этапа усвоения и не квалифицируется как ошибка [2].

 

Цель вышеуказанного этапа - двигательное умение перевести в навык, владеющий способностью его практического использования.

Особенности усваивания рассматриваемого двигательного действия на этом этапе опре­деляют задачи добиться:

1) эффективной самостоятельности и эко­номичности;

2) целесообразной быстроты;

3) необходи­мой многовариантности действия;

4) автоматизированности действия.

На этом этапе способствует достаточная интенсивность стабильности и многовариантности навыка, прочности, эффективности техники действия, достигается соответствие между техническими особенностями действия и показателем становления двигательных качеств, что обеспечит продуктивность действия. При этом контроль за осуществлением конкретных элементов действия выходит из области активного внимания, действия автоматизируется. 
Комплекс средств и методов, применяемых на данном этапе обучения, в большинстве остается тем же, что и на II этапе. Но изменяется их сопоставление и функция. Увеличивается вариативность действий и их насыщенность. С этой целью советует задействовать игры и состязания на основе разучиваемого действия. 

Основополагающий метод становления двигательного навы­ка осуществление исследуемого двигательного действия. В отличие от обучения на предшествующем, втором, эта­пе действие выполняется без предварительного громкого озвучивания схемы ООД и на высокой (оптималь­ной для решения двигательной задачи) скорости. Эту зада­чу решают с помощью всевозможных методических приемов: меняются внешние обстоятельства действия (твёрдость опоры, ограничение пространства действия и т. п.); сознательно сменяют внутреннее положение обучаемого (варьи­руют меру его напряжения, переключают внимание на разнообразные предметы, вносят помехи психоэмоционального ха­рактера и др.); предлагают осуществлять действие в кон­тексте деятельности иного соотношения, при различ­ных уровнях физических и психических усилий.

Навык, сформировавшийся в намеренно подобран­ных упражнениях, может быть доведён до совершенствования только в определённой деятельности. При этом сама она необходима сопровождаться с ее симуляцией на всевозможного рода тренажёрных стендах системах тренажёрных приспособлений. Главные методы становления и закрепления навы­ка совмещаются с вспомогательными: разъяснениями, де­монстрированием, активной физической помощью и неотложной информацией о свойстве осуществляемого действия, т. е. со всеми теми способами, которые использовались при решении задач обучения на предшествующих двух этапах. 
Ошибки могут возникнуть и на этой стадии формирова­ния навыка, поскольку обучаемый осуществляет действие в новых условиях: видоизменилась быстрота, по-другому обеспечивается управление, уменьшается осознаваемая часть ООД, отдельные операции уходят из-под контроля сознания

Многократное повторение действия активизирует совершенствование двигательных способностей.

Заключение.

Обучение двигательным действиям занимает центральное место в физи­ческом воспитании. Подготовленная с учётом научно-педагогических тенденций система действий педагогацеленаправленное использование которой разрешает реорганизовать практическую и теоретическую деятельность учащегосяобес­печивающую овладение им двигательных действий, ориентированных на совершенствование физических качеств и становление личности, называется методом.

Для результативного функционирования обучения чрезвычайно значимо, чтобы у обучающихся была весьма сильная мотивированность к освоению деятельностью в виде стремления обучаться, интереса к специальности.

Исследовательским путём подтверждено, что процесс функционирования двигательного навыка имеет последующие закономерности:

1) формирование двигательного навыка носит прогрессивно-поступательный характер (иными словами, становление навыка обычно приобретает закономерность к приросту);

2) прирост показателей в процессе формирования навыка неравномерен: в начале запоминания спортивного навыка показатели растут стремительно, а вскоре понемногу их рост затормаживается;

3) результаты растут скачкообразно – со взлётами и спадами;

4) на стадии усовершенствования навыка появляется устойчивая нормализация результатов, хотя на конкретных этапах его функционирования появляется заминка в росте результатов. Это объясняется тем, что применяемые приемы развития уже не гарантируют последующего совершенствования техники. В этих случаях целесообразно вводить рациональные преобразования в методику тренировки [3].

Из сказанного прежде о закономерностях становления двигательных действий не сложно сделать вывод, что эти этапы обучения располагаются в конкретном сопоставлении со стадиями становления двигательного умения и навыка. А именно: этапу начального разучивания действия согласуется стадия, так сказать, предумения, в течении которой преобразовываются основы, или предпосылки, умения; этапу углубленного разучивания действия стадия, на которой сформировывается собственно умение в его целостных контурах и деталях; этапу результирующей отработки действия стадия непосредственного формирования навыка, его укрепления, а в соответствующих случаях и последующего совершенствования [6].

Список литературы:

Ашмарин, Б.А. Двигательные умения и навыки. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пос., гл.IV. М.: Физкультура и спорт, 1979. - с. 65 – 75

Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: 1966. - с. 160 - 170.

Бойко, Е.И. Еще раз об умениях и навыках //Вопросы психологии, 1957, № 1. - с. 133 - 139.

Введение в теорию физической культуры : [Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Подгот. Л. П. Матвеевым]; Под общ. ред. Л. П. Матвеева. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - 128 с. : ил.; 22 см.

Ильинич, В.И. Физическая культура студента. М. ГАРДАРИКИ, 2005. - с. 215-218

Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры, учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 1991. - 543 с.

Просмотров работы: 4943