ИНФОГРАФИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИНФОГРАФИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

Ермолина И.Л. 1, Синебрюхова В.Л. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно теоретическим положениям, изложенным в методических материалах, разработанных в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования» в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут умение работать с информацией:

поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.

овладение первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм).

использование информации для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях[6, с.19].

Е.Ю. Храмкова считает, что на современном этапе умение извлекать из учебной литературы необходимую информацию и осмысливать ее предопределяет успешность всего учебного процесса, способствует развитию критического мышления, развивает самостоятельность обучающихся в процессе общения с текстом, формирует интерес к научному знанию[10, с. 8].

Стоит отметить, что Л.Л. Алексеева и Е.Ю. Храмкова акцентируют внимание не только на поиск и прочтения текста, но и работу с самим текстом с помощью аналитических умений. Поэтому мы считаем важным формировать информационно-аналитические умения у детей младшего школьного возраста.

В статье мы придерживаемся позиции О.А. Митрахович, который определяет информационно-аналитические умения как усвоенные универсальные действия, обеспечивающие выполнение информационной деятельности для решения образовательных задач. Это комплексные умения, связанные с поиском, оценкой, переработкой, созданием, представлением, хранением и передачей информации[5, с. 48].

По мнению О.А. Митрахович компонентами сложных информационно-аналитических умений являются частные умения:

- поиск информации (ориентирование в предметной области для функционального поиска, поиск объекта по известному названию, отбор информации, определение ценности информации);

- переработка информации (анализ информации, интерпретация информации, переформатирование информации, обобщение информации);

- создание и представление информации (создание печатного издания на различных информационных носителях, написание докладов, создание учебных пособий, представление информационного продукта аудитории, создание электронных презентаций);

- хранение и передачи информации (накопление информации, систематизация информации, использование различных каналов обмена информацией, структурирование информации в соответствии с адресатом)[4, с. 57].

В тоже время М.Ю. Серебрякова разделяет информационно-аналитические умения на умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Автор акцентирует внимание на том, что данные умения становятся метапредметным результатом начального общего образования, требования к которым отражены в федеральном государственном стандарте начального общего образования [7, с. 165].

М.С. Соловейчик акцентирует внимание на том, что информационно-аналитические умения формируются через поиск, последующую обработку и использование найденной информации, работа с которой требует анализа. Данные умения ориентированы не столько на успешность ребенка в рамках учебной деятельности, сколько на развитие внешкольных познавательных интересов и возможностей младшего школьника, на рост его познавательной активности за пределами урока[8, с. 234].

Отмечаем, что вышеизложенные позиции авторов о составляющих информационно-аналитических умений сходятся. О.А. Митрахович, М.Ю. Серебрякова и М.С. Соловейчик считают, что важны такие компоненты, как поиск и обработка информации, а также создание и передача приобретенной информации. М.Ю. Серебрякова и М.С. Соловейчик акцентируют внимание на познавательном и метапредметном потенциале формирования данных умений у детей младшего школьного возраста.

Таким образом, в концепции формирования информационно-аналитических умений у детей младшего школьного возраста стоит говорить не только об анализе информации, но и о создании нового продукта, основанного на прочитанной информации или извлекаемой с различных визуальных форм представления информации (картины, аудиозаписи, видеозаписи, таблицы).

Стоит отметить, что, по мнению К.Г. Фрумкина в современном мире происходят глобальные изменения когнитивного стиля. Это обосновывается развитием насыщенной электронной коммуникацией, которая в свою очередь формирует тип восприятия, отличный от текстового» [9].

Руководствуясь рассмотренными положениями, заметим, что формирование информационно-аналитических умений у детей младшего школьного возраста может происходить посредством применения инфографики.

По мнению Е.К. Рева и Г.С. Зуева инфографикойназывается способ подачи информации, при котором данные и знания передаются с помощью графического изображения [2, с.5].

Ж.Е. Ермолаева же считает, что инфографика - это синтетическая форма организации информационного материала, включающая в себя визуальные элементы и тексты, которые поясняют эти визуальные элементы[1].

При анализе вышеуказанных позиций, мы определяем инфографику как средствопередачи информации, включающий в себя графические элементы и текст, который поясняет данные элементы.

Н.В. Кубрак выделяет два подхода работы с инфографикой в образовательном процессе.

Первый подход основывается на создании учителем инфографики для решения образовательных задач. Стоит отметить, что в данном случае решается вопрос о привлечении внимания обучающихся к теме урока, посредством интересным для них предоставлением информации.

Второй подход определяется субъектным созданием обучающимися инфографики, посредством собственного исследование по теме. Обучающиеся при создании такой визуализации не только анализируют материал и выделяют акценты, но и развивают творческое мышление и креативность.

Стоит заметить, что при создании инфографики у обучающихся формируются информационно-аналитические умения.

Рассмотрим этапы создания инфографики по Н.В. Кубрак:

- формулирование цели создания инфографики;

- сбор определенного количества данных, материала по теме;

- аналитика и обработка информации;

- построение доступной визуализации, верстка [3].

Анализируя теоретические положения Н.В. Кубрак можно заметить, что при формировании информационно-аналитических умений важна не только аналитика и обработка информации при создании инфографики, но и субъектное положение обучающихся. Обучающиеся в субъектном положении будут самостоятельно анализировать материалы, выделять акценты и создавать инфографику с помощью различных визуальных элементов и текста, основанного на прочитанном материале.

При анализе теоретических положений, можно выделить следующие особенности инфографики, как средства формирования информационно-аналитических умений у детей младшего школьного возраста:

с помощью создания инфографики обучающиеся осваивают умение наглядно демонстрировать соотношения между различными объектами;

инфографика позволяет освоить умение наглядно систематизировать, классифицировать факты;

в процессе создания инфографики обучающиеся самостоятельно приобретают необходимые сведения с последующей обработкой;

при создании инфографики нет строгих требований к оформлению, поэтому обучающийся может проявить творчество при создании дизайна инфографики.

Для созданияинфографики в онлайн режиме существуют русскоязычные интернет ресурсы:

canva.com

ru.venngage.com

crello.com

Отмечаем, что canva.com является одним из популярных русскоязычных серверов для создания инфографики. Посредством использования данного интернет ресурса у обучающихся формируетсяумение работать и анализировать текст, а также опыт познавательной и творческой деятельности.

Таким образом, вышесказанное показывает, что информационно-аналитические умения являются одними из важнейших умений обучающегося в условиях информационного общества. Использованиеинфографики при формировании информационно-аналитических умений у детей младшего школьного возраста является средством, обладающим большим потенциалом эффективности. Посредством применения в образовательном процессе инфографики обучающиеся младшего школьного возраста не только будут прочитывать текст, но проводить поиск информации в самом тексте, реализовывать переработку информации (анализ информации, интерпретация информации, переформатирование информации, обобщение информации) и создавать продукт деятельности (инфорграфику) с последующей передачей информации. Отмечаем, что созданиеинфографикитакже позволяет хорошо усвоить учебную информацию, способствует развитию креативности и творческих способностей обучающихся начальных классов.

Список литературы:

Ермолаева Ж. Е., Лапухова О. В., Герасимова И. Н. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт. 2014. № 11 (ноябрь). [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2014/14302.htm. (дата обращения: 14.01.2021).

Инфографика в средствах массмедиа: от теории к практике : учеб. пособие / Е. К. Рева, Г. С. Зуева. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2016. 76 с.

Кубрак Н.В. Инфографика как результат представления ученического исследования [Электронный ресурс]. URL: http://digital-edu.info/vyp/4/?ELEMENT_ID=1639(дата обращения: 14.01.2021).

Митрахович О.А. Модель формирования информационно-аналитических умений школьников // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». 2011. №4. С. 55-62.

Митрахович О.А. Формирование информационно-аналитических умений школьников // Педагогическое образование и наука. 2011. № 10. С. 48-50.

Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др./под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009. 120 с.

Серебрякова М.Ю. Проблемы формирования информационно-аналитических умений младших школьников на уроках русского языка // «Наука и образование: новое время». 2017. №4. С. 160-177.

Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / М.С.Соловейчик. М. : Просвещение, 2000. 482 с.

Фрумкин К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста [Электронный ресурс]. URL: http://www.topos.ru/article/7371(дата обращения: 13.01.2021).

Храмкова Е.Ю. Обучение младших школьников работе с учебно-научным текстом на уроках русского языка: автореф. дис. ... канд.пед наук: 13.00.02. - Екатеринбург , 2012. 23 с.

Просмотров работы: 200